М. Ю. Лермонтов "Осень".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Редкозубова Татьяна Петровна

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М. Ю. Лермонтов "Осень"".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Учитель: Редкозубова Т. П.

Класс: 3

Тема: М. Ю.Лермонтов «Осень».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с биографией М. Ю. Лермонтова и его творчеством через стихотворение «Осень».

Задачи урока:

Образовательные: познакомить со стихотворением «Осень» и помочь учащимся понять основную мысль этого произведения. Читать выразительно и осознанно текст стихотворения, определять средства выразительности речи, отображающие красоту природы, читать стихотворение наизусть (по выбору). Определять настроение лирического стихотворения.

Развивающие: учить учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста, наблюдать за развитием чувств и переживаний лирического героя, наблюдать за словом, его многозначностью, красотой, незаменимостью; формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения; способствовать развитию у учащихся художественной речи, логического и образного мышления, памяти, внимания, воображения, творческих способностей, чувственно-эмоциональной сферы; расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас, прививать интерес к литературе; совершенствовать культуру речи учащихся; умение выполнять вербальные инструкции учителя, рассуждать, мыслить, сравнивать, обобщать и делать выводы из полученной информации.

Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся и культуру чтения, речи; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка, литературного чтения; воспитание любви к природе и культуры общения;     воспитывать культуру чтения, речи, общения друг с другом, с книгой, учить видеть красоту окружающей природы и бережно относиться к ней.

Оснащение урока: мультимедиа проектор; экран; компьютер; монитор; доска; видеофильм; учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение 3 класс» 1 часть; индивидуальные задания по литературному чтению (разработанные учителем); карточки, демонстрационный материал.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь работать в парах, договариваться и приходить к общему решению.

Познавательные: ознакомление с  стихотворением М. Ю. Лермонтова «Осень».

Личностные: развитие навыка сотрудничества.

Ожидаемый результат: выразительное и осознанное чтение стихотворения; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Чтение произведения вслух и про себя, определяя настроение стихотворения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.  

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организа-ционный момент (1 мин.)

Подготовить учащихся к работе.

Учитель приветствует детей.  

- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг -другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

 

Учащиеся отвечают на приветствие учителя и с помощью улыбки передают свое настроение.

Личностные:  доброжелательное отношение к участникам учебной деятельности.

2. Релаксация. (1 мин.)

Эмоциональное настроение учащихся

Введение в тему урока через воспитательную задачу.

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Повторяйте за мной.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

   Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

  Учащиеся слушают запись  музыкального произведения В. А. Моцарта «Фантазия ре минор»).

Личностные:  любовь к природе и культуры общения.

3. Проверка домашнего задания.  Актуализация знаний. (8 мин.)

Читать выразительно и осознанно текст стихотворения, определять средства выразительности речи, отображающие красоту природы, читать стихотворение наизусть (по выбору)

Беседа:

- С творчеством, какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?

-Расскажите, что вы узнали о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова?

- С какими произведениями М. Ю. Лермонтова  мы познакомились?

 Обобщение:

-Какие картины рисует ваше воображение при чтении стихотворения «Утес»?

Какое настроение у вас возникает при чтении стихотворения «Утес»?

 

б) Выразительное чтение учащимися стихотворений «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес» наизусть.

Коммуникативные: слушать и понимать других.

4.Объявление темы урока.  Мотивация к учебной деятельности. Целевая установка. (5 мин.)

Познакомить с содержанием стихотворения «Осень» и помочь учащимся понять основную мысль этого произведения.

  -Мы продолжаем знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова.

 Лермонтов был офицером и служил в армии. Служить ему пришлось на Кавказе, который любил с детства. Его возила туда на лечение бабушка, потому что мальчик сильно болел. Во многих стихотворениях есть описание горных красот, а также Лермонтовым написано ряд картин, посвященных этому удивительному уголку России. Поэт ощущал себя сыном Кавказа.

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына, ты меня благослови
И осени вершиной белоснежной.

  А теперь нас ждет знакомство со стихотворением М.Ю.Лермонтова, которое называется…, а как вы узнаете, если отгадаете загадку:

Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что это за время года? Дайте правильный ответ!
(Поздняя осень).

-Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Просмотр отрывка из к/ф Н. Бурляева «Лермонтов». (О. Погудин исполняет романс М. Ю. Лермонтова  «Кавказ, суровый царь земли»).

После просмотра учащиеся отвечают на вопросы:

1. Какое впечатление произвел на вас отрывок из фильма?

2. Отношение М. Ю. Лермонтова к Кавказу?

М. Ю. Лермонтов «Осень».

Регулятивные: целеполагание.

Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению.

5.Прослушивание стихотворения. Презентация «Осень» М. Ю. Лермонтова под музыку В. А. Моцарта. (3 мин.)

Первичное восприятие стихотворения.

   Это стихотворение было написано Лермонтовым в 14 лет. Именно в родовом имении Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, ее величие и роскошь. Даже, несмотря на то, что осень никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование, созвучное собственному душевному состоянию.

   Попытайтесь при чтении стихотворения представить картину описываемого. Может быть, вас что-то заставит задуматься, переживать или что-то удивит вас.

Фронтальная работа. Учащиеся прослушивают стихотворение и отвечают на поставленные вопросы.

Личностные: учебно -познавательный интерес к учебному материалу.

6.   Первичное чтение стихотворения . (1 мин.)

Научиться выразительно читать стихотворение.

Учитель следит за выразительностью и чтением без ошибок.

 

 

 Учащиеся читают стихотворение «цепочкой».

Познавательные:  смысловое чтение поэтического текста.

7.Словарная работа.            (3 мин.)

        

Учить работать со словарем, наблюдать за словом, его красотой, многозначностью, незаменимостью.

Учитель:

- организует самостоятельную работу;

- подводить итоги самостоятельной работы:

Какие непонятные для вас слова встретились в данном стихотворении?

БОР - хвойный лес.

ПОНИКШИ – от слова “никнуть”, т.е. опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным.

ПАХАРЬ – человек, который пашет землю, взрыхляет почву (иллюстрация).

ПОНЕВОЛЕ – вопреки желанию, не зависимо от него.

ТУСКЛЫЙ – малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, слабый, не яркий, безжизненный, невыразительный.

Учащиеся работают в тетради. Игра «Словарная мозаика». (На карточках записаны слова. Учащиеся пытаются самостоятельно дать им объяснение с помощью дополнительных карточек).

Познавательные: создание условий для совершенствования в речи обучающихся нового словарного запаса.

8. Физминутка для глаз «Листопад». (1 мин.)

Смена вида деятельности для снятия напряжения.

Учитель организует проведение учащимися зарядки для глаз.

Учащиеся поют песню  и выполняют упражнения.

Личностные: ценностное отношение к своему здоровью.

9. Чтение стихотворения детьми вслух. (3мин.)

Следить за настроением лирического героя.

- Постарайтесь прочитать стихотворение так, как бы прочитал стихотворение сам Лермонтов.

- Как вы думаете, кому лучше удалось передать мысли и гамму чувств Лермонтова при чтении стихотворения?

- Кому удалось увидеть и прочувствовать красоту природы, которую видел поэт?

- Картины чего рисует Лермонтов в стихотворении “Осень”? (Картины тихо увядающей природы.)

- Что, по вашему мнению, хотел показать поэт, создавая это произведение?

- С каким лирическим героем мы встречаемся здесь?

- Как вы думаете, какие чувства переживал поэт, создавая эту картину природы?

- Люди, какой профессии могут помочь нам легче представить картину описываемого при чтении стихотворения?

(художники-иллюстраторы - работники живописи, имеющие художественный вкус)

- Что на ваш взгляд можно изобразить на иллюстрации к данному произведению?

- Какие краски будут преобладать в вашей картине и почему?

Учащиеся читают стихотворение и отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: осознанно строить устное высказывание в устной форме, строить логическое рассуждение.

 

Коммуникативные:  работать с  текстом;

участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

 

Личностные:  патриотические чувства, любовь к Родине.

10. Анализ произведения (опора на картины, иллюстрации с изображением осени). (6 мин.)

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Учитель ставить цель работать над содержанием стихотворения по строфам.

(Приложение 2).

Учащиеся читают стихотворение, выполняют задания и делают выводы.

Познавательные:  смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

  Регулятивные: приводить примеры, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: построение высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Сотрудничать в совместном решении проблемы.  

 Личностные: формирование собственной точки зрения.

11.Вторичное чтение стихотворения. (4 мин.)

Способствовать развитию у учащихся художественной речи, логического и образного мышления, памяти, внимания, воображения, творческих способностей, чувственно-эмоциональной сферы

Учитель настраивает на художественное восприятие текста. (Приложение 3)

Обучающиеся пытаются определить, чем восхищался Лермонтов, наблюдая за осенью.

Регулятивные: приводить примеры, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

12. Итог урока (3 мин.)

Составление синквейна.

- С каким произведением мы сегодня познакомились на уроке?

- Кто является его автором?

   Важно уметь замечать красоту окружающей природы и успевать ей насладиться, уметь подмечать необычное в окружающем мире.

И я предлагаю вам проявить творчество и составить синквейн об осени.

Учащиеся составляют синквейн.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

  1. Осень
  2. Золотая, теплая, солнечная, рыжая, грустная, печальная, яркая, красивая, ветреная, сырая, дождливая.
  3. Радует, желтеет, шуршит, холодит, замерзает, поливает, дождит, золотит, опадает, бодрит.
  4. Под ногами шуршат листья. Птицы летят на юг. Листья опадают с деревьев. Замерзает вода в пруду. Моросит мелкий дождь.
  5. Грустно. Радость. Плачу. Скучно. Приятно.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль; соотносить выполненное задание с образцом; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

Коммуникативные: построение высказываний в соответствии с коммуникативными задачами.

13. Домашнее задание. (1 мин.)

(творческое).

Инструктаж по его выполнению.

1.Вам предоставляется возможность побывать в роли художника-оформителя и нарисовать образ осени, которую представили вы, читая это произведении.

2.Выучить или научиться выразительно читать это стихотворение.

3.Попытаться придумать своё четверостишье об осени (по желанию).

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные: определение материала для выполнения домашнего задания.

14.  Оценка учащихся. (1 мин.)

Выполнить анкету.

Оцените свою работу на  уроке.

Самостоятельная работа. (Приложение 4)

Регулятивные:  оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

15. Рефлексия (1 мин.)

Подведение итогов.

Учитель предлагает соотнести свое настроение от урока с пейзажем.

«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Если картинка, то учеником открывается на доске слово и получается фраза.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко – и верится, и плачется,
И так легко, легко.
М.Лермонтов

   А если фраза не откроется, то ставится цель, что на следующем уроке необходимо так постараться, чтобы прочитать скрытую фразу.

Регулятивные: рефлексия. Оценка своей работы.

16. Видеофильм «Лермонтов и Кавказ». (2 мин.).

Релаксация.

И в заключение урока я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по памятным местам М. Ю..

Просмотр видеофильма.

Личностные:  патриотические чувства, любовь к Родине.

Приложение 1

C:\Users\User\Desktop\Школа\Школа 2014-2015\открытые уроки\фото 27.11.14\DSC04407.JPG                                        C:\Users\User\Desktop\Школа\Школа 2014-2015\открытые уроки\фото 27.11.14\DSC04415.JPG

C:\Users\User\Desktop\Школа\Школа 2014-2015\открытые уроки\фото 27.11.14\DSC04419.JPG

 C:\Users\User\Desktop\Школа\Школа 2014-2015\открытые уроки\фото 27.11.14\DSC04427.JPG                                              C:\Users\User\Desktop\Школа\Школа 2014-2015\открытые уроки\фото 27.11.14\DSC04430.JPG

C:\Users\User\Desktop\Школа\Школа 2014-2015\открытые уроки\фото 27.11.14\DSC04434.JPG

Приложение 2

а) Найдите 1 строфуПрочитайте её.

- Какие признаки осени здесь показаны? (пожелтели листья, летят, кружатся)

- Что чему противопоставляется? (жёлтый цвет - зелёному, радость листьев – унынию елей)

- Для чего на ваш взгляд Лермонтов это делает? (сопоставляются краски времён года и настроение природы).

- Чему рады листья?

- Что произошло с елями?

- Почему они поникли?

- Что это значит?

 Вывод: Первое, что бросилось Лермонтову за околицей села – облетающие с деревьев пожелтевшие листья. Но при этом автор отмечает, что «в бору поникши ели, зелень мрачную хранят». Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев. В первой строфе показан момент расставания между природой, а также человека с летней природой.

б) Найдите и прочитайте 2 строфу.

- О ком идёт речь в данных строках стихотворения?

- Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом? (Нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие).

в) Найдите и прочитайте 3 строфу.

- О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье?

- Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных? (Им тоже приходится нелегко: и полакомиться сложнее и спрятаться негде, т.к. всё становится голым)

- Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении, а каких?

   В последних строчках поэт обращает свой взгляд от земли к небу: там тусклый месяц, туман. И все же поле серебрится даже под этим тусклым светом.
- Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой?

- А каким вы видите покой? (безлюдье, пустота, безрадостная тишина – вокруг какой-то тревожный покой)

- Ребята, если внимательно вчитаться в данные строки, то можно заметить, что стихотворение прозрачное, воздушное. Кажется, что каждая строка живёт и дышит.

- Что происходит с листьями? (они медленно кружатся).

- А какие буквы этот момент подчёркивают? (подчёркивают гласные буквы И, А, которые хочется читать медленно и протяжно)

Ли-истья в поле пожелте-ели,

И кружа-атся и летя-ат.

- Какая гласная создаёт тревогу? (тревожно звучит О в рифмующихся словах:

скалОю, порОю, цветОв, трудОв, поневОле, пОле)

- И только последняя рифма спешИТ – серебрИТ создаёт впечатление законченности, хотя мы знаем, что конец этого произведения не сохранился.

Лермонтов создает картину осени, полную гармонии, естественности, жизни.

Приложение 3

   - Теперь, когда мы так много поняли, заметили, давайте ещё раз выразительно прочитаем это стихотворение: неторопливо, не громко, спокойно, напевно, постараемся передать чувства автора и его любование природой.

  Стихотворение Лермонтова “Осень” поначалу кажется печальным.

- Что мы ощущаем при чтении? (грусть и безнадёжность).

- А в каких словах мы это ощущаем? (поникши, мрачная зелень, месяц тускл, скрывается поневоле зверь).

- Но, вчитываясь в стихотворение, вскоре понимаешь, что не грустное чувство удручённости хотел выразить автор, а совсем иное.

- Да, лето закончилось. Но пришла пора отдыха, а не уныния.

- Кто нуждается в отдыхе?

- В отдыхе нуждаются все: и звери, и люди, и деревья – вся природа. Пусть листья облетают с деревьев, но само кружение их в воздухе – прекрасно, а весной будут другие листья. Неуютно зверю. Но автор называет его отважным.

- Что значит “отважный зверь” по вашему мнению?

Он не пропадёт, поскольку обо всём позаботился летом и найдёт, куда скрыться.

- Кто кроме природы и зверей отдыхает?

   Пахарь отдыхает от трудов в своём доме. И это не минутный летний отдых под скалой.

   Нет в стихотворении безысходности. Поэт рассказывает о естественных изменениях в природе. Осень не будет длиться вечно. Все пойдёт своим чередом. Да и осень не так ужасна. Ночной осенний туман рассеивается днём, и что мы видим?

   Мы видим яркие краски осени: желтизну листьев, подобных кусочкам летнего солнышка, зелень елей. Осень названа поэтом мрачной. Кажется, что ели недовольны тем, что не преобразились, как другие деревья, и завидуют их ярким краскам. Стихотворение вызывает удивление.

   Юный поэт пишет обычную картину осенней природы, не погружаясь в безнадёжную тоску.

- Попытайтесь определить, чем восхищался Лермонтов, наблюдая за осенью?

Стихотворение, с которым мы сегодня познакомились, спокойное, интонация только повествовательная. Автор наблюдателен и точен.

Приложение 4

Анкета


1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был


7. Домашнее задание мне кажется


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным