Конспект к уроку литературного чтения В.П.Астафьев «Капалуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тема урока: В.П.Астафьев «Капалуха»

Цель: познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1lch_v.p.astafev_kapaluha_20.02.17.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 «Ж»

Кабинет: 209

Тема урока: В.П.Астафьев «Капалуха»

Цель: познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха»

 Планируемые результаты:

  • предметные:
  • уметь прогнозировать содержание по названию произведения;
  •  уметь осознанно читать и воспринимать на слух произведение;
  • уметь определять основную мысль;
  • уметь определять жанр произведения;
  • уметь составлять план произведения;
  • уметь самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.
  • личностные:
  • осмысление поступков героев и умение давать им оценку;
  • сравнение поступков героев со своими собственными.

Оборудование: презентация,  учебник «Школы России» Литературное чтение 3 класс 2 часть,карточки.

Этапы, методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

1 мин

Здравствуйте ребята! Садитесь.

-Скажите ребята,произведения из какого раздела мы читаем? Почему он так называется?

Приветствовать учителя

Воспринимать вопрос, обдумывать, формулировать ответ, опираться на прочитанные тексты.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2.Речевая разминка       Практический

1.чтение стихотворных строк;

2.чтение скороговоркой  

3. Проверка домашнего задания

Практический и словесный, пересказ

5 мин

-Прочитайте про себя строки:

Вёз на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Прочитайте жужжащим способом

Почему слова «Саня» и «сани» написаны по-разному?

Прочитайте с вопросительной, восклицательной  интонацией.

Ребята,у вас было домашнее задание пересказ какого произведения? (Пересказ Б.Житков «Про обезьянку»)

-Сейчас мы с вами прослушаем несколько пересказов. Кто хочет выйти к доске и пересказать?

Читать текст речевой

 разминки требуемым способом, с разной интонацией

Пересказывать произведение из домашнего задания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке.

4.Мотивационный этап

Словесный — чтение вывода в рамочке, ответы на вопросы;

наглядный — рассматривание иллюстрации;

частично-поисковый — формулирование предположений о содержании, героях.

5 мин

-Ребята скажите пожалуйста,может ли человек быть только хорошим или только плохим?

Слайд 4.Обратимся к словам Агнии Барто.

 «Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

 Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

 — Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»?

— И все же не только желания сердца, но существуют и правила поведения в лесу.

-Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?

-Давайте с вами посмотрим правильно ли вы ответили.

Слайд 5.Правила поведения в лесу. (Читает один ученик)

-Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям.

 Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводим, то обязательно его потушить хорошо.

-Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать яйца, которые в нем лежат.  Птица может бросить гнездо и птенец не родится.

-Молодцы, вы знаете правила поведения. Сегодня мы продолжим рассматривать произведения из раздела «Люби живое» Сейчас мы прочитаем рассказ «Капалуха»

Высказывать свое мнение.

Читать высказывание,высказывать свою точку зрения о понимании высказывания.

Вспоминать правила поведения в лесу.

Читать правила со слайда.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

5.Постановка и решение  учебной задачи

Практический, выразительное чтение учителя, вопросы первичного восприятия;

частично — поисковый — выборочное чтение текста,

Словарная работа до чтения

10

мин

-Сегодня мы с вами опять окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Астафьева. Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать.

Для начала мы познакомимся с автором произведения «Капалуха» Виктором Астафьевым.

Слайд 6-9 (Краткая биография)

Виктор Петрович Астафьев. Годы жизни 1924-2001.- писатель, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, действительный член Академии творчества.После окончания Железнодорожной школы в 1942 г. ушел добровольцем в армию.

Был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. На фронте награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу».

В 1945 г. после госпиталя вместе с семьей поселился в г. Чусовой Пермской области.

 Виктор Астафьев является автором многочисленных литературных произведений: романов, повестей, книги коротких новелл - «Затеей» и других. Виктор Астафьев - секретарь Союза писателей СССР (1991 г.), вице-президент ассоциации писателей «Европейский форум».

Виктор Астафьев – почетный гражданин городов Игарка и Красноярск, действительный член Международной академии творчества, почетный профессор Красноярского педагогического университета.

В 1999 г. награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Умер 29 ноября 2001 года, похоронен в своем родном селе Овсянка. В Красноярске (и не только) установлен памятник ему.

-Откройте  учебник на стр. 98, прочитайте название и автора произведения, рассмотрите иллюстрацию, предположите, о чём  будет  произведение, с какими героями сегодня мы  будем знакомиться? (отвечают дети: познакомимся с рассказом «капалуха» Виктора Астафьева, высказывают предположения)

-В тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём: (Слайд ..)

Пастьба – луг, где пасут скот.

 Просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают. Озираться – оглядываться.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Космы (прост.) - взлохмаченные пряди волос.

Покоробленные леса – искривлённые.

Редкопалые ели – редкие ветви.

Робкая листва – в безветренную погоду лёгкое колыхание листьев.

Ощупывать глазами – осматривать внимательно.

Слушать биографию автора.

Читать со слайда.

Высказывать предположения о чем будет произведение опираясь на иллюстрации в учебнике.

Разбирать незнакомые слова.

Размышлять о значении слов.

Объяснять их смысл.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Физ. минутка.

1 мин

Показывает движения.

Повторяет движения.

6.Решение частных учебных задач

Практический, ответы на вопросы по тексту, выборочное чтение, деление текста на части, озаглавливание частей, работа с вопросами по учебнику, ответы на вопросы по содержанию частей, деятельностный метод.

Самостоятельная работа учащихся в парах с текстом произведения.

15 мин

Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).

- Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в тайге)

 - Что могло вызвать такой переполох?

- Давайте проверим наши предположения.

Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?»)

 - Итак, кто такая капалуха?

- Что главное в этой части?

- Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!)

- Как могли поступить ребята?

Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...)

- Что главное хотел показать автор в этой части (волнение капалухи)

- Как озаглавим? (Тревога капалухи!)

Чтение 4 части (до конца)

Что главное в этой части? Как озаглавим? (Снова в гнезде!) После чтения

- Итак, ребята, кто такая капалуха?

(на доске появляется изображение капалухи)

- Похожа она на самца глухаря?

(Самка меньше и окрашена весьма пёстро, светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев)

- Какой жанр этого произведения? (рассказ)

- Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят.

- Сколько частей мы с вами выделили?

- Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят)

- Сейчас вы поработаете в парах и выполните предложенные задания.

На всю работу вам 5 минут.

После сдаете мне работы,подпишите имя и фамилию.

(Приложение 1,самостоятельная работа)

Читать произведение выделяя абзацы.

 

Отвечать на вопросы к абзацу.

Работать в парах по карточкам.

Познавательные: проводить сравнение, классификацию.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

7.Рефлексивный

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

 3

мин

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 - Чему научились?

- Что больше всего понравилось?

- За что вы хотели бы похвалить себя?

- Нарисуйте настроение с которым вы уходите с урока.

 Домашнее задание

- Прочитать рассказ «Капалуха», ответить на вопросы 2,4,5,6,9. Нарисовать иллюстрацию к данному произведению.

Делиться впечатлениями, обобщать свои наблюдения, делать выводы с опорой на поставленную цель, учебную задачу урока, темы, раздела.

П: делать обобщения, выводы.

К:умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по литературному чтению "В.П. Астафьев "Капалуха"

План открытого урока по литературному чтению в 3-ем классе на тему "В.П. Астафьев "Капалуха"...

Конспект урока. Литературное чтение 3 класс Тема: " Капалуха" В. П. Астафьев

конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК " Школа России" . В. П. Астафьев " Капалуха"...

презентация к уроку литературного чтения в 3 классе " Капалуха" В. П. Астафьев

презентация к уроку литературного чтения в 3 классе "Капалуха" В. П. Астафьев...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следу...

план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха

план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха с использованием интерактивной доски...

Литературное чтение 3 класс Астафьев "Капалуха"

Предмет: литературное чтениеТип урока: изучение и первичное закрепление знаний.Тема: В. Астафьев «Капалуха»Класс: 3Цель: знакомство  учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева.Задачи...

Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев "Капалуха" 3 класс.

Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев "Капалуха"....