Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Обобщение по разделу "Люби живое"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Пищальникова Наталья Олеговна

Тема: Обобщение по разделу "Люби живое"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_proverka_lyubi_zhivoe.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение по разделу «Люби живое»

Тип урока: повторение

Цель: повторить и обобщить изученный материал; развить умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Планируемые результаты:

- личностные: воспитывать любовь и уважение к природе.

- предметные: вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раздел «Люби живое» и их авторов;

Оборудование: КИМы для каждого учащегося, презентация

      Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

 (Словесный : слово учителя)

1 мин

- Проверьте готовность к уроку, приведите в порядок рабочие столы. Присаживайтесь.

-Приветствовать учителя;

-Эмоциональный настрой на урок

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

II.  Актуализация знаний и мотивация

Сл.: беседа

5 мин

-Какое последнее произведение мы изучали? («Он живой и светится»)

-Кто его автор? (Виктор Драгунский)

-А какие рассказы этого автора вы читали раньше? («Денискины рассказы»)

-Назовите главных героев рассказа. (Дениска и Мишка)

-Кто из них вам больше понравился? Почему?

-Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (Скучал и очень переживал, было тоскливо и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо.)

-Какой раздел мы завершаем? («Люби живое»)

-Какие произведения мы изучили в этом разделе? Кто автор?

Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»

Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Листопадничек»

Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»

Виталий Валентинович Бианки «Мышонок Пик»

Борис Степанович Жидков «Про обезьянку»

Виктор Петрович Астафьев «Капалуха»

Виктор Юзефович Драгунский «Он живой и светится»

Хорошо.

- Обратите внимание у вас на партах лежат тесты по вариантам.

Отвечать на заданные вопросы

Повторять изученный материал

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; высказывания.

П: обобщают.

III. Проверочная работа

Пр.: выполнение теста

20 мин

- Возьмите свои тесты, ручки и приступаем к работе. Задания не сложные, вы легко с ними справитесь.

Вариант 1

  1. Узнайте произведение по ключевым словам.

Мама, солнце, природа, Родина

  1. «Мышонок Пик»
  2. «Листопадничек»
  3. «Моя родина»
  4. «Малька провинилась»
  1. Зачем маленький зайчонок убежал из родного гнезда?
  1. Чтобы искать журавлиные теплые страны
  2. Чтобы найти другую семью
  3. Чтобы не замерзнуть зимой на болоте
  4. Чтобы найти жилище бобров
  1. Кого не слышал зимой около хатки Листопадничек?
  1. Хитрую лисицу
  2. Сердитого медведя
  3. Злую рысь
  4. Жадную росомаху
  1. Кто делает много зла и портит и разоряет плотины бобров?
  1. Выдра
  2. Росомаха
  3. Рысь
  4. Лисица
  1. Кутенок – это:
  1. Щенок
  2. Котенок
  3. Ягненок
  4. Козленок
  1. Куда делась лава?
  1. Бревна утонули
  2. Бревна подняло водой и унесло
  3. Бревна убрали местные жители
  4. Бревна сломались
  1. Кто вытащил Мальку из воды?
  1. Федя
  2. Автор
  3. Лидия
  4. Выбралась сама
  1. Кто написал произведение «Мышонок Пик»
  1. В.И. Белов
  2. И.С. Соколов – Микитов
  3. М.М. Пришвин
  4. В.В. Бианки
  1. В каком возрасте был мышонок Пик, когда его отправили в путешествие?
  1. Десять дней от роду
  2. Три недели от роду
  3. Две недели от роду
  4. Одна неделя от роду
  1. Как зовут Соколова – Микитова?
  1. Михаил Михайлович
  2. Иван Сергеевич
  3. Василий Иванович
  4. Виталий Валентинович
  1. Как, ругаясь, Лидия называла Мальку?
  1. Кривоногая
  2. Шельма
  3. Батявка
  4. Бесстыдница
  1. О ком из писателей здесь говорится?

Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждет момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком и был этот писатель и ученый…

  1. В.В. Бианки
  2. В.И. Белов
  3. М.М. Пришвин
  4. И.С. Соколов – Микитов
  1. Кто написал рассказ «Про обезьянку»?
  1. В.Ю. Драгунский
  2. Б.С. Житков
  3. В.П. Астафьев
  4. В.Л. Дуров
  1. Какой из рассказов написал В.Ю. Драгунский?
  1. «Про обезьянку»
  2. «Капалуха»
  3. «Он живой и светиться…»
  4. «Наша Жучка»
  1. Как решили оставить Яшку на ночь?
  1. Привязать за жилет к кровати
  2. Привязать к ножке стола
  3. Привязать к лестнице
  4. Решили не привязывать
  1. Прочитайте, как зреет черника, и закончите предложение.

Зеленые пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, но они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнет…

  1. Увеличиваться
  2. Чернеть
  3. Синеть
  4. Делаться черной с седоватым налетом
  1. Что такое космы?
  1. Лапы ели
  2. Сухие сучья, деревья, упавшие на землю
  3. Взлохмаченные пряди волос
  4. Космическое тело
  1. Отгадайте загадку. В каком произведении идет речь об ответе загадки?

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый…

  1. В.Ю. Драгунский, «Он живой и светится…»
  2. В.П. Астафьев, «Капалуха»
  3. Б.С. Житков, «Про обезьянку»
  4. В.Л. Дуров, «Наша Жучка»

Вариант 2

  1. Кому принадлежат слова: «…А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»?
  1. В.И. Белову
  2. И.С. Соколову-Микитову
  3. М.М. Пришвину
  4. В.В. Бианки
  1. Что означает слово «листопаднички»?
  1. Это когда падают листья
  2. Когда с деревьев падают золотые листья
  3. Это птицы, которые улетают на юг
  4. Так охотники называют осенних зайчат
  1. О какой еде мечтал Листопадничек в бобровой хатке?
  1. О хрустящей капусте
  2. О сладкой репке
  3. О сладкой морковке
  4. О сочной свекле
  1. Каким прослыл Листопадничек по всему лесу после путешествия?
  1. Храбрым и отчаянным
  2. Храбрым и любознательным
  3. Решительным и смелым
  4. Любопытным и легкомысленным
  1. Кто автор произведений про Мальку?
  1. В.И. Белов
  2. М.М. Пришвин
  3. И.С. Соколов-Микитов
  4. В.В. Бианки
  1. В чем беспомощно барахтались два крохотных новорожденных кутенка?
  1. В старой корзинке
  2. В старой шапке-ушанке
  3. В старом корыте
  4. В старом полушубке
  1. Что такое лава?
  1. Лавина
  2. Маленький мостик
  3. Два стесанных бревна, перекинутые с одного берега на другой
  4. Дорога по льду
  1. Кто спас мышонка от лягушки?
  1. Чайки
  2. Щука
  3. Змея
  4. Сам убежал
  1. Узнайте произведение по отрывку.

Ветки этого куста были усажены длинными острыми колючками. На колючках, как на пиках, торчали мертвые, наполовину съеденные птенчики, ящерки, лягушата, жучки и кузнечики. Тут была кладовая разбойника.

  1. «Мышонок Пик»
  2. «Еще про Мальку»
  3. «Малька провинилась»
  4. «Листопадничек»
  1. Какие произведения написал В.И. Белов?
  1. «Малька провинилась»
  2. «Листопадничек»
  3. «Еще про Мальку»
  4. «Мышонок Пик»
  1. О чем часто вспоминал Листопадничек зимой?
  1. О своих братьях и сестрах
  2. О теплом гнезде
  3. О своем лесе
  4. О старой матери-зайчихе
  1. О ком из писателей здесь говорится?

Семнадцати лет он впервые ушел в море учеником матроса, и жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. На Первую мировую войну отправился добровольцем. Служил в санитарном отряде, а затем стал летчиком. Потом пришлось стать матросом…
1)
И.С. Соколов-Микитов

2) М.М. Пришвин

3) В.И. Белов

4) В.В. Бианки

13. Какой рассказ принадлежит перу В.П. Астафьева?

      1) «Он живой и светиться…»

      2) «Наша Жучка»

      3) «Капалуха»

      4) «Про обезьянку»

14. Где переночевал Яшка первый раз?

1) В кровати мальчика

2) В своей корзинке

3) В своей кроватке

4) В кровати папы

15. Чего Яшка не делал, когда не хотел понравится?

1) Становился очень ласковым

2) Лез целоваться

3) Залезал на плечо

4) Начинал в голове искать

16. Закончите предложение.

       И тут мы увидели, что живот у нее голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещет кожа. Это:

  1. От радости
  2. От испуга
  3. От гнева
  4. От бесстрашия

17.  Капалуха – это кто?

1)  Ворона

2)  Сорока

3)  Глухарка

4)  Куница

18. Вставьте пропущенное слово.

       «Бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту …, я ее домой возьму».

  1. Лампочку
  2. Звездочку
  3. Букашечку
  4. Красоту

Закончили работу, сдаем.

Выполнять тестовые задания

Л: учебно- познавательный интерес, мотивация

К: владеть диалогической формой речи

Р: целеполагание Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию

IV.  Закрепление изученного

Сл.: беседа

V. Итог урока

Словесный (беседа)

   

10 мин

7 мин

Сейчас проверим как хорошо вы знаете произведения авторов, с которыми мы знакомились в это разделе.

- Я зачитываю отрывки из какого – либо произведения, а вы называете автора и название произведения.

Задание.

  1. Осенью, когда осыпался  с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка. (Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Листопадничек»)
  2. Как-то зимой по снегу, я пошел к Лидии за молоком  и услышал, как в доме ругалась хозяйка. (Василий Иванович Белов «Малька провинилась»)
  3. Ребята  пускали по реке кораблики. Брат вырезал их ножиком из толстых  кусков сосновой коры. Сестренка прилаживала паруса тряпочкой. (Виталий Валентинович Бианки «Мышонок Пик»)
  4. По рисунку (Борис Степанович Жидков «Про обезьянку»)
  5. По рисунку (Виктор Юзефович Драгунский «Он живой и светится

- Давайте вспомним героев рассказов, которые мы изучили. Я вам задаю загадки, а вы должны отгадать, о ком идет речь и назвать, из какого рассказа этот персонаж.

Мчится без оглядки – 
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу, 
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка
Кто же это
?... Зайка. «Листопадничек» Иван Сергеевич Соколов-Микитов )

В подполье, в коморке
Живет она в норке, 
Серая малышка, 
Кто же это? …
(Мышка. Виталий Валентинович Бианки «Мышонок Пик» )

Квохчет, квохчет, 
Детей созывает, 
Всех под крыло собирает.
 (Глухарка.  Виктор Петрович Астафьев «Капалуха»)

У меня отличный слух,

Умный взгляд и тонкий нюх.

Сразу с кошкой лезу в драку,

Потому что я … (Собака.   Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку» )

Ответьте на вопросы:

1. Как звали мышонка мореплавателя?
2. У кого жил Листопадничек-зайчонок зимой?
3. Кто поменял игрушечный самосвал на светлячка?
4. Как по-другому называют птицу Капалуху?
5. Кольцо из каких грибов называют «ведьмин круг»?
6. Как ребята называли растение борщевик?
7. Любимое лакомство Яшки.

Ответы:

  1. Пик
  2. Бобр
  3. Мишка
  4. Глухарь
  5. Мухомор
  6. Дудка
  7. Сахар

-Что нового вы узнали о природе, о животных?

-Какое произведение вам больше всех запомнилось? Почему?

- Сейчас возьмите свои карандашики и нарисуйте своего любимого животного.

Отвечать на заданные вопросы

Вспоминать авторов произведений

Разгадывать загадки

Отвечать на вопросы поставленные учителем

Л: учебно- познавательный интерес, мотивация

К: владеть диалогической формой речи

Р: целеполагание

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К.- Формулировать ответы на вопросы

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами

П: обобщать, делать выводы

П: осуществляют по учебнику поиск информации;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу "Писатели-детям" 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: литературное чтениеКласс: 2Программа: Школа РоссииТема урока: Обобщение по разделу "Писатели – детям"Цель урока: обобщить и систематизировать знаний из пройденного ...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы»" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы»" 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение по разделу» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя:  повторение и обобщение изученного материала; развитие умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их Планируемые результатыПредметные: - зн...