Урок обучения грамоте 1 класс «Звуки [м-м'], обозначение их буквами «Мм»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Волкова Наталья Александровна

Данный урок знакомит детей со звуками [м-м,] и буквами Мм (эм), формирует умение выполнять звукобуквенный анализ слов, развивает наглядно-образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект урока по обучению грамоте

в 1 классе

тема урока:

«Звуки [м-м'], обозначение их буквами «Мм»

 

                                                                             подготовила

                                                          учитель начальных классов

                                                                             Волкова Наталья Александровна

                                                                                         

г. Энгельс

2016

Тема урока:  «Звуки [м-м'], обозначение их буквами «Мм».

Дидактическая цель:

  • создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации.

Тип урока:

  • урок – открытия нового знания.

Задачи:

1) образовательные:

  • познакомить с буквами М м;
  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

2) развивающие:

  • развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
  • оптимизировать процесс обучения за счет активного включения  учащихся в учебный процесс;
  • способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий, самоконтроль).

   

3) воспитательные:

  • воспитывать интерес к родному языку, прививать навыки культурного общения.

Методы обучения:

  • словесный
  • наглядный
  • проблемный
  • частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа
  • парная
  • индивидуальная

Средства обучения: 

  • (у учителя) мультимедийный проектор, компьютер,  презентация, доска;
  • (у учащихся)  учебник «Букварь», рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать», фишки, тетрадь для печатания, цветные карандаши.

Ход урока (технологическая карта)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

2

3

4

 I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

III. Постановка учебной задачи.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

V.Первичное закрепление.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

VII.Рефлексия деятельности

(итог урока)

-Какой сейчас урок?

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.

1. -Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.

-Посмотрите на ленту букв.

-Каким цветом наша лента?

-Почему одна половина ленты красная, а другая – синяя?

-Чем отличаются гласные от согласных?

-Сколько знаете букв гласных звуков?

-А сколько гласных звуков? Назовите.

 

-Все ли буквы нам известны?

-Хотите познакомиться с новой буквой?

●Физкультминутка для глаз

2. Чистоговорка. (слайд №2)

-Какой звук чаще всего произносили в чистоговорке?

-С какой буквой познакомимся на уроке?

 1.Звуковой анализ слова «мышка», «медведь».

-Отгадайте загадку.

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка,

Кто же это?

-Составьте звукобуквенную модель слова «мышка».

-Назовите первый звук в слове.

-Какой это звук?

-Какой фишкой обозначим?

-Назовите второй звук в слове?

-Что знаете об этом звуке?

-Назовите третий звук.

-Какой это звук?

-Какой фишкой обозначим?

-Назовите четвертый звук.

-Какой это звук?

-Какой фишкой обозначим?

-Назовите последний звук?

-Что знаете о нем?

● Аналогично проводится анализ слова «медведь».

Загадка.

Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь, Этот зверь лесной - …….

-Буква, которой обозначаются звуки   [м-м,], называется  «эм»

(слайд №7)

-Почему здесь две буквы «эм»?

-На что похожа буква «эм»?

(слайд №8)

Вот качели –

Буква М!

Здесь кататься можно всем.

                     Е.Тарлапан

-Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки  [м-м,]

-Определите, твердый или мягкий это звук?

2. Работа в парах.

-Назовите как можно больше слов со звуками [м-м,]

-Составьте звукобуквенную модель   слова с новыми звуками.

● Физкультминутка (изображение пальцами буквы)

Карандаш и ручку мы

Взять наискосок должны,

И у нас, понятно всем, Возникает Буква «М».

3.Работа в тетрадях для печатания.

4.Работа по учебнику (с.62)

Дифференцированная работа.

1 группа – прочитать                   предложения, найти и назвать слова с новым звуком;

2 группа – прочитать слоги по  

                   строкам;

3 группа – прочитать слоги с буквой М, используя пособие –  окошечки».

5.Коллективная работа.

1.-Прочитайте название стихотворения.

-Кто автор?

-Прочитайте слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

О-би-дел – обидел.

У-да-рил – ударил.

Дру-жи-ли – дружили.

Не по-де-ли-ли – не поделили.

●Физкультминутка

 Мишка толстый, косолапый

В зоопарке машет лапой.

То он сядет, то привстанет, Головой всем покивает.

Целый день гостей смешит.

Ну, а ночью сладко спит.

-Назовите слова с новым звуком.

2.Чтение стихотворения хорошо читающими детьми.

3.Работа по вопросам.

-О ком это стихотворение?

-Кто задает вопросы мальчикам?

-Как в стихотворении относятся к детям?

Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?

-Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

-Что обозначает выражение «водой не разольешь»?

-Для чего нужны друзья?

-Найдите в тексте слова со звуками [м], [м,]    

6.Работа в парах (с.63)

-Назовите изображенные предметы.

-Прочитайте слова, записанные под картинками.

-Мысленно соедините стрелками предметы, к которым подходят данные слова.

-Назовите другие предметы, к которым подходят данные слова.

7.Задания по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

● Закрепление зрительного образа буквы М.

-Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква  М.

● Задание «Сообрази и запиши»

-Впиши букву М в пустые клеточки.

-Прочитайте получившиеся слова.

-Чем похожи эти слова?

- Найдите и подчеркните такое слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему?

- Назовите слово, в котором буква М обозначает мягкий согласный звук?

●Задание «Сообрази. Напиши»

- Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах?

-Каждая буква зашифрована цифрой.

-Впиши буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова.

-Что общего?

-Вторую часть задания доделать самостоятельно.

-С какой буквой сегодня познакомились?

-Какой звук обозначает буква М?

-Что было интересным на уроке?

-Возникали затруднения?

-Вы смогли их преодолеть?

-Удалось вам сохранить хорошее настроение?

-Оцените свою работу.

-Урок обучения грамоте.

-Хорошее.

-Красным и синим.

-Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.

-Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград.

-А согласные не тянутся, встречают во рту преграды.

-Десять.

-Шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

-Нет.

-Да (учащиеся готовы к продолжению работы)

Читают вместе с учителем, четко проговаривая каждый звук.

- Звуки [м-м,].

- С буквами  Мм.

-Мышка.

 (слайд №3)

- [м]

-Твердый согласный звук.

-Синей

(слайд №4)

-  [ы]

- Гласный, обозначим красной фишкой.

- [ш]

- Твердый согласный звук.

- Синей.

- [к]

-Твердый согласный звук.

- Синей.

- [а]

- Гласный, обозначим красной фишкой.

 

-Медведь.

(слайд №5)

           (№6)

-Печатная большая, печатная маленькая.

-Качели, забор.

- Артем, Мария, Максим, Михаил, Арман.

(учащиеся определяют)

-Рама, молоко, мед, мачта и т.д.  

Учащиеся печатают букву Мм.

-Кто кого?

-В.Орлов

Чтение слов

 

-Мишка, машет, смешит.

О ребятах.

-Автор.

 

-Помогают разобраться.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут.

-Ведро, брюки, рубашка, платье, велосипед, кубики.

-Моя, мое, мой, мои.

-Моя рубашка.

-Мое ведро.

-Мой велосипед.

-Мои кубики, брюки.

Ответы детей.

-Мама, яма, мы, ум, имя.

-Есть звуки [м-м,].

-Яма. «Я» дает два звука: [й,а].

-Имя.

   

-Буквы Мм.

-Мама, лама.

-Одинаковые буквы а, м, а.

- С буквамиМм.

-[м] и [м,].

Ответы детей.

-Да.

-Да.

-Да.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Используемые источники:

1. Л.Е. Журова. Букварь. Учебник по грамоте и чтению. М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011 г.

2. Л.Е. Журова. Русский язык. Обучение грамоте. Программа. М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011 г.

3. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. Обучение грамоте. Методические рекомендации к урокам. М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011 г.

4. М.И. Кузнецова. Тетрадь «Я учусь писать и читать». М: Издательский центр «Вента - Граф», 2011 г.

5. И.Г. Смирнова. Обучение грамоте. Чтение (1 часть), 1 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимовой «Букварь». Волгоград: Издательство «Учитель», 2011 г

6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, 1 часть. М: «Просвещение», 2011 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 1» Урок обучения грамоте по образовательной системе «Начальная школа XXI века» , 1 класс 2016 год Учитель начальных классов: Волкова Наталья Александровна Россия Саратовская область город Энгельс «Звуки [м-м'], обозначение их буквами «Мм»

Слайд 2

1) ма-ма-ма – кота зовут Кузь ма 2) му-му-му – тетрадку я возь му 3) ем-ем-ем – всю я манку съ ем 4) ми-ми-ми – меня с собой возь ми 5) ам-ам-ам – во́лю не давай рук ам 6) им-им-им – прилетайте в Р им 7) ом-ом-ом – у до́ма стоит гн ом 8) ям-ям-ям – открой секрет друзь ям 9) юм-юм-юм – кто съел весь из юм ? ЧИСТОГОВОРКА

Слайд 7

Мм

Слайд 8

Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква «М». Вот качели – Буква «М»! Здесь качаться Можно всем!

Слайд 9

1) https ://yandex.ru/images/search?p=3&text=% D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D1%8B%D1%88%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5&img_url=http%3A%2F%2Fddd-adonis.ru%2Fimg%2Fcontent%2Fimg58.jpg&pos=94&rpt=simage – картинка «Мышь» 2) https ://yandex.ru/images/search?text=% D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Finteresting-information.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F06%2F%25D0%25A4%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE-1- %25D0%259C%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25B4%25D1%258C.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=11147 – картинка «Медведь» Источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м\'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."

Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компью...

Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ\'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ

Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.Актуальность разработки  обусловлена потребностями современного общества в социа...

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ф и ф,], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".

Технологическая карта урокаУрок в 1 классе по ОС «Школа 2100» «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчик...

Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....

Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте. Гласный звук [и]. Большая и малая буквы и. Повторение

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте. Гласный звук [и]. Большая и малая буквы и. Повторение.1 класс, программа "Перспективная начальная школа"...