УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Дагестанская сказка «Богатырь Назнай»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Алена Николаевна Кулашкина

Урок,содержание которого  раскрывает  культурные традиции  дагестанского народа и особенности народной  сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu_vo_2_klasse_po_teme.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  №13

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

Дагестанская  сказка «Богатырь Назнай»

2 класс

           

                           Выполнила:

                                                                Кулашкина  Алена  Николаевна,

                                                          учитель  начальных  классов  

                                          МБОУ  СОШ №13

Сургут

2016

Цель: воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге.

Задачи:

1) вызвать интерес к содержанию и героям  произведения;; формировать навык правильного, осознанного выразительного чтения;

2)   развивать память, устную речь, а также внимание к авторскому слову в художественном тексте;

3) воспитывать интерес к предмету, любовь к книгам; 

Урок знакомства с произведением - урок чтения; основное содержание урока посвящено формированию навыков чтения.

ХОД  УРОКА

  1. Мобилизующий  этап.

  Ребята, сегодня   надо  быть  как  всегда  внимательным, сосредоточенным, так  как  от  каждого  из  вас зависит  успех  нашего  урока.

Проверим  настрой  на  урок!

Я  буду говорить  утверждения,  а  вы   внимательно  слушайте  и  отвечайте, если  согласны - «могу  и  я».

  • Я могу  получить  за  работу  на  уроке  отметку «4» и «5».
  • Я  могу  быть  активным на уроке и узнать много нового и интересного.
  • Я могу чётко высказывать своё мнение.
  • Я могу выслушать собеседника до конца.
  • Я могу внимательно слышать и слушать учителя.

Желаю  вам успеха. Пусть такой  настрой  пронесём через весь урок!

  1. Актуализация  знаний.

       Как  называется раздел? (Сказочные  богатыри).

Огромной  силой  наделён  народ  богатырский!

   Назовите русских  богатырей  – Илья  Муромец, Руслан.  Киргизский богатырь -Дыйканбай,  узбекский богатырь Алпамыш, башкирский богатырь Урал-батыр, у  народов  Дагестана Ал-Клыч. Всех  богатырей  что-то  объединяет?

Богатыри - герои  каких  сказок? (богатырских).

  1. Постановка проблемного вопроса.

Я только что была  в гостях у одного   богатыря и подумала, что  вам тоже будет интересно познакомиться с ним.

Какой  будет тема  нашего  урока  сегодня?

Дагестанская  сказка «Богатырь Назнай».

Назнай - герой  богатырской  сказки?

  1. Поиск  путей выхода  из  затруднения.

Чтобы ответить  на  этот  вопрос мы будем работать по  плану.

1.Знакомство  с  автором.

2.Чтение текста.

3.Выводы.

Посмотрите, какое  дерево  у  нас  выросло  сегодня? Вы удивитесь? Верите  ли  вы, что  на  Руси  дуб  называли  богатырским  деревом?

Как  дуб  связать  с  темой   раздела?

Знаете  ли  вы, что  на  Руси  дуб почитался  за  свою  мощь и жизнестойкость. Уходя  в  поход,  богатырь  брал  собой  в дорогу его  листок и горсть земли. Верите  ли  вы, что  лист дуба  давал силу, а  земля помогала  выстоять в  трудный час и победить противника.

Давайте  вырастим  дерево  предсказаний. Предположим, каким  будет  наш  новый  герой.

Храбрый,  смелый, любит Родину, сильный духом, отважный

В  тексте  вам  встретится  название  одного народного  дагестанского  инструмента-зурны.

У: Отправляемся  сказку, которую  придумал  народ Дагестана.

 Как  у  Бориса  Заходера  «Моя Вообразилия», давайте  закроем  глаза и представим  уютный  гостеприимный  двор  дагестанкой  семьи». (Звучит фонограмма звука зурны).

  1. Работа  над  текстом.

До  чтения.

  • Кого  вы  видите  на  иллюстрации?
  • Давайте  произнесем, выделяя голосом  ударный слог имя  богатыря?   (Значение  имени)
  • Каждое  имя  имеет  значение, несёт в себе  смысл.
  • Я предлагаю  вам  высказать  предположения  о богатыре Назнае  и  положить  их  в  «Корзину  идей», может  они  подтвердятся. Проверим  в  конце  урока.
  • «Назнай» - может  быть,  он  был  назначен  для  того, чтобы  что-то  сделать, выполнить  какое-нибудь  назначение  в  жизни, может  он  много  знает?

  • Богатыря  Назная   удача  выручает.

Первичное  чтение  с  остановками.

1 часть

Что означает «паршивый и придурковатый»- с причудами.

Что  значит «Такой он был храбрый»? (боялся  даже  своей жены)

Почему «без  жены он  ночью не выходил  во двор», «боялся оставить  её одну?» Какой он?

Знает ли  куда  идёт Назнай?

А  вы  как думаете, что с  ним  может случиться?

Назнай - фантазирует, воображает, значит  он  какой?

А правда, что  он   «одним  взмахом  убивающий 500 человек!»?

Хвастун? (трус и обманщик)

Почему царь просватал за Назная дочь? (потому что принял его за богатыря)

Почему же его назвали богатырём?  (поверили надписи на его сабле: «Богатырь Назнай, одним взмахом побивающий пятьсот человек»)

На  что  надеется  Назнай?

Думает, что скоро  окажется  в  «полной безопасности».

2 часть.

Какие дни называют «чёрными»? (трудные, неудачные)

Что произошло в это время в царстве, где теперь жил Назнай? (Два раза в год появляется лютый змей. Завтра он должен прийти. С ним надо вступить в единоборство.)

Как Назнай отнёсся к просьбе царя?

А теперь можно его назвать богатырём, ведь он  победил змея?

Кто потом стал тревожить царство своими набегами? (трое нартов)

Кто такие нарты? (сказочные великаны)

Как вы думаете, победит ли Назнай трёх нартов? Узнает ли царь о трусости Назная?

Чтение 3-й части

Как это – стреножив коней? (Связать путами ноги лошади: обе передние или обе передние с одной задней.)

 

Когда так говорят: душа ушла в пятки? 

Как удалось Назнаю победить нартов? (они в гневе убили друг друга ).

Почему царь поставил около дома Назная часовых? (чтобы Назнай не вздумал сам идти на врага)

Проверка  первичного  восприятия.

  • Почему  вы  смеялись, когда  читали  эту сказку?
  • Что  вас рассмешило.
  • Каков  главный герой?
  • Как  говорит  Назнай «Пусть будет  побольше  храбрецов, а  мне пусть счастье помогает!»

Вспомним  признаки  богатырской  сказки.

Значит  сказка  про  Назная - это богатырская сказка?  

  • Сказочный  вымысел
  • Герой-богатырь наоборот, везунчик.
  • Волшебные персонажи (нарты, змей)

Докажите, что  Назнай - богатырь.

  • Назнай
  • Трусливый  слабый.
  • Боится  обманывает  хитрит.
  • Мне пусть счастье помогает
  • Глупец

      Судьба «Улыбалась» нашему герою, но  так  может  быть  не  всегда!

Можно ли считать Назная богатырём?

(Он не был сильным, не был хитрым... Это так. Но ему улыбалась судьба, ему везло, и все, с кем он «сражался», были побеждены.)

– Почему же счастье помогло именно Назнаю? (высказывания детей)

  1. Итог  урока.

Сказка - богатырская?

Назнай –богатырь-наоборот?

Назнай  выглядит  смешно,  глупо. Ему  просто  улыбается удача! Герой  выполнил  все  задания

  1. Домашнее задание.

   Рассказать фрагмент этой   сказки  или  от  имени  Назная,  или  от  имени  его жены, или  от  имени  Визиря  или  царя.

Рефлексия.

   - Посмотрите, как  интересно в этой  сказке мы узнали  о  том, что нельзя  во  всём полагаться  на  удачу.

 Вы  бы  хотели  быть похожими  на  богатырей?

Если  бы  Назнай  собирался  в  долгий  путь, какой «мудрый совет» вы ему дали?

Он выполнил  все  задания, но  как? Ему помогала  удача! Удача важна  для  любого богатыря! Но  нельзя  надеяться  только  на  госпожу  удачу!

 Авось да  небось до добра не доведут. Так  говорит  русская  пословица. 

На удачу надеятся только слабые и неувереные.  

Сильный знает! --что ему надо, куда ему идти, как это сделать.

Урок  полезен, всё  понятно

Иль  кое-что чуть-чуть неясно?

Ещё  придётся  потрудиться.

Да, трудно  всё-таки учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"

Презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "Н.Н.Носов "Живая Шляпа"....

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Чтение текстов. В. Куприн. "Первоучители словенские", "Первый букварь".

В материале представлена технологическая карта по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....