Урок обучения чтению на тему "Правила хорошей речи" (УМК "Гармония")
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Никитина Марина Сергеевна

Конспект урока в рамках реализации курса Цукрман "Введение в школьную жизнь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ob.chteniya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Гармония»

3 день 1 урок

Обучение чтению

Тема: «Правила хорошей речи»

Учебник: «Букварь» М.С.Соловейчик, Н.М.Бетенькова и др.   Смоленск «Ассоциация XXI век»

Цели урока: 

Обучающие:

- познакомить с основными требованиями к хорошей речи;                  

Развивающие:

Воспитательные:

-воспитывать толерантность, доброжелательность, отзывчивость.

-формировать позитивную мотивацию к процессу обучения.

 Оздоровительные:

-формирование эмоциональной децентрации;

-оптимизировать процесс адаптации к школе.

До звонка звучит музыка.

I. Мобилизующий этап.

(музыка умолкает)

-Ребята, посмотрите на схему времени и  расписание. Какой урок начался? (учитель показывает «нахождение» класса на схеме времени, а определяют урок дети сами).

-Верно, сейчас урок –  обучение чтению.

-Посмотрите на

-Проверьте готовность к уроку.

-Давайте начнем наш первый урок сегодня с улыбки! Улыбнемся друг другу!

 II. Актуализация полученных ранее знаний.

1. -Ребята, только начав учиться в школу, вы уже сделали несколько открытий. Посмотрите на схему речи и вспомните эти открытия.

 

(Учащиеся при рассказе используют термины «речь», «устная речь», «письменная речь»,  «мимика», «жесты», «правила речи»: 1 п. – хочешь говорить – подними руку; 2 п. -  один говорит – другие слушают)

-Ребята выступали по одному?  Какой карточкой обозначите ответ каждого из них?

(карточка «Я»)

2. –Молодцы, что не забыли таких важных помощников речи, как жесты. Хотите поиграть в игру, где они нам понадобятся? Это игра «Зеркало».  Мы с Настей покажем, как играть в эту игру. (Учитель и ученица встают лицом к друг другу, смотрят друг другу в глаза. Учитель делает медленные движения руками, ученица как можно точнее повторяет движения учителя. Затем ученица показывает жесты, а учитель старается их повторить.)

-Ребята, вы догадались, почему игра называется «Зеркало»?

Спасибо, Настя! С тобой было очень хорошо играть!

-А теперь давайте все выйдем из-за парт и поиграем!

(звучит музыка, через 2-3 минуты она умолкает)

-Ребята, поблагодарите друг друга! А теперь найдите нового партнера!

(музыка играет 2-3 минуты)

-Я предлагаю тем, кто нашел себе пару, взяться за руки.

-Посмотрите на доску, какой знак вы выберете для обозначения этой игры?

(на доске знаки «Я», «хор» и «МЫ»)

-Совершенно верно! Это знак «МЫ». Вы показывали жесты вместе, как один человек, как одно целое.

-Найдите этот знак в конверте карточек и покажите его вместе.

(учащиеся, взявшись за карточку, вместе поднимают ее)

-Молодцы!

III. Работа над новым материалом.

1. Постановка проблемного вопроса.

-Вы уже много узнали о речи. А давайте  попробуем ответить на вопрос: «Какой должна быть наша речь?»

(если кто-то захочет высказать свое мнение, выслушиваются ответы, но не обязательно добиваться ответа)

Давайте хором (с читающими детьми) прочитаем название темы урока на доске и в учебнике (с.10).

-Часть ответа мы получили, но что скрывается за словом: хорошая? Это нам предстоит выяснить.

(под словом хорошей ставиться вопросительный знак)

 2. Поиск ответа на вопрос.

-Однажды я услышала, как один школьник рассказывал другому, что он видел: «А та как подскочит, как даст! И этот тоже…А потом как долбанет…»Как вы думаете, слушавший мальчик что-нибудь понял?

-Можно ли назвать такую речь назвать хорошей?

-Почему?

-Конечно, речь должна быть понятной.

(на доске от знака вопроса вниз чертится развилка и выполняется запись: «1 т.» - первое требование)

-Продолжаем поиск. Скажите, а вы любите, когда с вами грубо разговаривают? С кем будете дружить – с тем, кто говорит вам обидные слова, кричит на вас, кто обращается к вам резким тоном, или с тем, кто вежлив?

-Догадались, какой еще должна быть речь, чтобы люди охотно, с удовольствием общались, разговаривали?

-Конечно, вежливой.

(в развилку добавляется цифра 2)

-На какой вопрос мы искали ответ?

-Мы нашли его?

-Можем мы снять вопросительный знак?

-Какой секрет вы теперь знаете: хорошая речь – это речь …

(учащиеся договаривают)

Физкультминутка.

-Давайте поиграем в игру «Попугай»! Полина, называй любое время суток(утро, день, вечер.

(учитель подхватывает слова ученицы и говорит с ним в унисон)

-Попробуем?

(на игру отводится 2-3 минуты (со сменой ролей), игра проводится в центре классной комнаты)

3. Закрепление.

-Кто готов дальше работать вместе? Укажите на нужный знак.

(поднимают знак «МЫ»)

-Но сначала надо было договориться с товарищем – хотя бы кивнуть ему и увидеть, что он улыбнулся в ответ.

-Прошу вас найти себе места за партами так, чтобы вы оказались рядом, портфели возьмите с собой.

-А сейчас я передам вам свою просьбу не с помощью устной речи, а с помощью команд-рисунков.    

 –Я предлагаю вам нарисовать ситуацию.

(каждой паре  листы  бумаги с нарисованными сюжетами)

-Вы живете в разных домиках, сегодня воскресенье. Договоритесь, что вы будете делать в воскресенье, и нарисуйте свои занятия»

( пиктографические изображения разных дел: «сажаю цветы», «читаю», «иду с мамой гулять» на доске)

(на эту работу детям дается 2 минуты, листок, на котором дети рисуют свои воскресные дела, кладется в центре между ними (более ничто не регламентируется)

-Поднимите руку те, кто придумал себе на воскресенье общее дело, пусть каждый подумает, какой знак ему понадобится.

(акцент на знаки «Мы», «Я», дети выбирают нужный и называют свои общие дела)

-Какая речь была у выступавших ребят?

(хорошая речь, если она понятная и вежливая)

4. Закрепление изученного.

-Давайте сверим результат наших рассуждений с выводом авторов букваря. Найдите схему «Хорошая речь» и отыщите нужные слова. Нам помогут те, кто уже умеет читать.

(вывод коллективно прочитывается, а пунктирные линии обводятся)

-А вот чтобы сделать нашу речь понятной и вежливой, надо стараться соблюдать многие правила. Какими вы уже начали пользоваться?

(возврат к первой схеме урока)

-Рисунки в букваре помогут нам открыть и другие правила, которые там спрятаны.

(анализируется поведение изображенных учеников; находится подтверждение двум знакомым правилам, а также выявляется еще одно: на говорящего надо смотреть, поддерживая его добрым взглядом)

-Давайте прочитаем слова в голубых рамках. Постарайтесь их запомнить.

5. Итог урока:

-Закройте глаза. Поднимите руки те, кто знает имя ученика, с которым сейчас работал?

-Если кто-то не знает, срочно познакомьтесь.

-Снова закройте глаза. Поднимите руки те, кто помнит цвет глаз соседа, вторую руку поднимают те, кто хочет, чтобы мы испытали его внимательность еще раз.

-Какие новые карточки появились на уроке?

-Что такое хорошая речь?

-Какие слова помогают сделать ее вежливой?

-Слова «До свидания!»,

«Спасибо!», «Простите!»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте!»

Щедро дарите.

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым,

В троллейбусе, в парке,

И в школе, и дома.

Слова эти очень

и очень важны,

 они человеку

как воздух нужны.

-Спасибо за урок, отдыхайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения . В. Осеева "Хорошее"

Урок направлен на развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности....

Конспект урока обучения чтению "Чтение слов с буквой Л" + интерактивная презентация

Ход урокаI. Мобилизующая часть урока.II. Закрепление опорных знаний.1. Закончите фразу.У меня всегда текут слезы, когда мама режет… (лук).Я положила в стакан кислый… (лимон).Мы любим ходить в … (лес)....

Учебно методический комплект к уроку литературного чтения "В. Осеева. Хорошее" 2 класс УМК "Школа России"

Представляю вашему вниманию презентацию и конспект к уроку чтения во втором классе "В.Осеева. Хорошее"...

Презентация к уроку литературного чтения В.Осеева "Хорошее", 2 класс

Презентация содержит элементы формирующего оценивания...

Презентация к уроку литературного чтения В.Осеева "Хорошее"

Презентация к уроку литературного чтения В.Осеева "Хорошее"...

Конспект урока литературного чтения Осеева В."Хорошее"

Цель: создать условия для полноценного восприятия и осознания художественного текста   через чтение  рассказа Осеевой «Хорошее».Задачи.Обучающая: формировать навыки правильн...