Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Мурина Юлия Вячеславовна

 

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Осмысленность чтения предполагает  формирование следующих умений:

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и толковым словарём;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-определять эмоциональный характер текста;

-уметь прогнозировать содержание читаемого;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

Работе над формированием данных умений как раз и посвящён мой урок. Кроме того, в ходе работы я использовала некоторые приёмы технологии развития критического мышления: составление кластера при характеристики личных качеств главного героя и синквейна  при подведении итогов урока. Была организована фронтальная и парная работа учащихся, дано дифференцированное домашнее задание.  На всех этапах урока ребята оценивали свою работу, используя методику «Ладошка».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. автора:  Мурина Юлия Вячеславовна.

Место работы:  МБОУ  Школа  № 155  г.о. Самара.

Должность автора: учитель начальных классов.

УМК  «Школа России», 2 класс

Тема: Н. Носов «На горке».

Технологическая карта урока

Цели деятельности учителя

1) познакомить учащихся с содержанием произведения, закрепить умения делить текст на части, составлять план, определять главную мысль произведения; 2) развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание;   3)  воспитывать культуру общения,  чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

научатся: пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через литературное произведение нравственные ценности;

получат возможность научиться: соотносить нравственные идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими  жизненными представлениями.

Метапредметные :

Познавательные – анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в парной и фронтальной работе, предлагают итоги анализа на обсуждение;

коммуникативные – готовы слушать собеседника и вести диалог; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать  учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

Личностные: проявляют  интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; оценивают  поступки героев литературных произведений и свои собственные с точки зрения моральных норм

Использованные технологии и формы обучения

Технология смыслового чтения; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы

Климанова Л.Ф.и др.Учебник «Литературное чтение» 2 часть; Толковый словарь русского языка; презентация к уроку; карточки к составлению кластера; листы самооценки в виде ладошки, проектор, экран.

Сценарий урока.

№ п/п

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Оргмомент.

Мотивация.

Речевая разминка.

-Здравствуйте, ребята! У нас урок литературного чтения. Сегодня нам предстоит новая встреча с прекрасным и удивительным, волшебным и волнующим  миром литературы.  Нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.  На партах для вас приготовлены материалы для оценивания своей работы на уроке. Это ваши ладошки. Каждому пальчику будет соответствовать своё задание. Если оно вам показалось интересным, и вы с ним легко справились, раскрасьте пальчик зелёным цветом. Если при выполнении задания вы допустили ошибку, то ваш цвет жёлтый. А если вам трудно было выполнить задание и вы с ним не справились, раскрасьте пальчик красным цветом. Ну, а сейчас в путь.

 Куда же  мы отправимся, читая новое литературное произведение? (слайд 2).  В какое время года будут происходить события?  Ну, а чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.

Речевая разминка

Слайд 3:

Ма-ма-ма – на дворе стоит зима.
Ре-ре –ре – все ребята во дворе..
Ра-ра-ра – строит горку детвора.

– Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.
– А теперь прочтите ее громко и быстро.

– Прочитайте конец 1-го предложения с восклицательной интонацией.
– Конец второго предложения прочитайте с вопросительной  интонацией.
– Прочитай конец третьего предложения, выделяя голосом, слово строит, слово детвора, слово горку.

Оцените свою работу, раскрасив большой палец на листе-самооценке.

Организует деятельность учащихся по созданию рабочей обстановки урока, проводит речевую разминку, объясняет учащимся,  как они будут оценивать свою деятельность на уроке.

Погружаются в рабочую атмосферу, принимают участие в речевой разминке, оценивают первый этап своей работы на листе самооценки.

РУУД:

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

2

Подготовка к восприятию текста

- А что означает слово горка? Есть книга, которая знает про значения слов  всё. Как она называется?  Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА».  ( Слайд 4.)
Сегодня в роли знатоков у нас выступают Камилла и Ваня. Они уже нашли значение слова горка в Толковом словаре, им слово:
– «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».
– А ещё горкой называют полет спортивного самолета и застекленный шкафчик для красивой посуды, т.е. слово горка многозначное. Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку крупы.
– Про какую горку нам предстоит узнать сегодня на уроке? (про снежную горку). Что нужно для строительства снежной горки? Ребята, а вы любите бывать на горке? Почему?

- А поведет нас на горку Николай Николаевич Носов (слайд 5 - портрет). С произведениями этого замечательного писателя мы уже встречались. Давайте вспомним названия некоторых из них. Узнайте название произведения по отрывку (см. приложение № 1, слайд 6)

Ну, а сейчас вернемся к нашей ладошке. Оцените свои знания произведений Носова, раскрасив указательный палец на листочке.

- Мне кажется, что все произведения Носова можно объединить одной темой, ведь главные герои в них мальчишки и девчонки, с которыми происходят забавные истории. А  как вы думаете, кто будет героями нового произведения? Давайте в этом убедимся, откройте учебник на странице 63. Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён? Как вы думаете, что произошло  между ребятами? О чём будет наше произведение?

А сейчас мы послушаем это произведение, и вы скажите, к какому виду литературного жанра оно относится. Убедитесь,  верны ли ваши предположения по поводу его содержания (слайд 7)

Организует деятельность  учащихся (работа в паре) по поиску нужной информации в «Толковом словаре русского языка», способствует организации   повторения пройденного материала, предлагает, на основе названия произведения  и иллюстраций учебника, высказать свои предположения о его  содержании.

Учащиеся, на стол которых ставится табличка со словом «Знатоки», работают с «Толковым словарём русского языка», выясняя значение нужного слова. Во время фронтальной работы учащиеся вспоминают названия пройденных произведений Носова, оценивают свои знания, пользуясь листом самооценки, высказывают свои предположения о содержании произведения .

РУУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.

3

Первичное восприятие текста, словарная работа

Текст читает учитель. В ходе чтения делаются остановки и задаются вопросы на понимание прочитанного:

(1 остановка после предложения - Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему.)

- Как вы думаете, Котьке,  правда,  нельзя было гулять? Почему вы так решили? А почему же он не пошёл помогать ребятам?

( 2 остановка после предложения – Схватил он фанерку и покатил к дворницкой.)

- Все ли слова в последнем предложении понятны? Обратимся к знатокам: что же такое дворницкая? Ребята, а как она может выглядеть?

(3 остановка после предложения – Это я сам посыпал, потому что она была скользкая, и я не мог на неё взобраться.)

- Предположите, как дальше будут развиваться события.

После окончания чтения текста учитель задаёт вопросы:

- Понравилось ли вам произведение Н. Носова?

-Какой момент вам больше всего запомнился?

- Какое настроение  вызывает это произведение? Почему?

- Кто из вас более точно предположил то, о чем будет рассказано в произведении?

- К какому жанру оно относится? Почему вы так думаете?

- Хочется ли вам самостоятельно прочитать этот рассказ?

Словарная работа (слайд 8)

– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте.

– Читаем по слогам, а затем целыми словами: 

СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  –   СВАЛИВАЛИ
ПО-О-БЕ-ДА-ЕМ       –    ПООБЕДАЕМ

НА-ЦЕ –ПИЛ – НАЦЕПИЛ (Как понимаете значение слова?)
СКОЛЬ-ЗКА-Я   –    СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)

Физкультминутка ( слайд 9).

Знакомит учащихся с текстом нового произведения, создаёт условия для эмоционального восприятия прочитанного, организует работу с трудными словами, встречающимися в тексте.

Слушают новое произведение, отвечают на вопросы учителя,  высказывают своё отношение к прочитанному, участвуют в словарной работе.

КУУД:

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли полно и точно,

- учёт  разных мнений и умение обосновывать своё.

ЛУУД:

- формирование установки на здоровый образ жизни.

4

Самостоятельное чтение текста (слайд 10)

-Оцените своё чтение и понимание текста, раскрасив средний пальчик на листе – самооценке.

Создаёт условия для самостоятельной работы с текстом.

Учащиеся читают рассказ Носова, оценивают понимание прочитанного на листе самооценки.

ПУУД:

- овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами урока

5

Анализ произведения, выборочное чтение

– Кто является главным героем рассказа?

- Что же это за имя Котька? Какое полное имя носит герой этого рассказа?
– Что делали ребята во дворе?
– Прочитайте, как они строили горку.
– А что делал Котька, когда ребята трудились? 
––– Что произошло, когда ребята ушли обедать?
– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
– А зачем он посыпал горку песком?
– Что из этого вышло? Прочитайте.
– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? 
 
– Котька сразу согласился это сделать? 
 
– Понравилось ли Котьке работать?
– Подтвердите словами из текста…

– Как вы думаете, изменился ли Котька?

-Трудно ли было отвечать на мои вопросы? Вернёмся к нашим ладошкам и оценим свою работу, раскрасив безымянный  пальчик.

- А теперь я предлагаю поработать в парах.  У вас на столе лежит листок с заданием  (см. приложение № 2).  Заполните левую часть кластера, указав,  каким был Котька в начале рассказа, а затем запишите  в правой  части кластера,  каким  он стал после совместной работы с ребятами, обсудив свои выводы вместе с соседом по парте (слайд  11). Проверим вашу работу.
– Кто  же помог Котьке стать лучше?
– Как вы думаете, а трудно ли признаться своим друзьям в совершении плохого поступка?

- А у вас были в жизни такие ситуации?

-Хотели бы вы иметь такого друга как Котька? Почему?
- Чему учит нас этот рассказ?

- Оцените свою работу в парах, раскрасив мизинец на своих листах самооценки.

Организует работу по анализу прочитанного, создаёт условия для организации работы в парах.

Собирают информацию необходимую для анализа прочитанного рассказа, обсуждают характер главного героя произведения ( работа в паре), оценивают свою работу на данном этапе урока.

ПУУД :

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

КУУД:

- умение договариваться, находить общее решение.

6

Деление текста на части, составление плана

– Художник нарисовал к этому рассказу рисунки. Рассмотрите их на странице 65 нашего учебника.     
– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа?
– Давайте расставим их по порядку. 
– Какого рисунка  не хватает?
–  Что у нас получилось? (У нас получился картинный план.)  

– Я думаю, многие из вас уже  готовы пересказать этот текст, пользуясь планом, но это будет вашим домашним заданием  (слайд 12)  Причём задание я предлагаю на выбор: кто-то может пересказать рассказ «На горке», опираясь на картинный план в нашем учебнике, а кто-то может усложнить задание и попробовать пересказать текст от лица Котьки.

Организует  работу по составлению картинного плана к тексту, предлагает  дома выполнить задание по выбору.

Составляют картинный план к тексту, выбирают  задание для выполнения дома из того, что предложил  учитель.

ПУУД

-построение логической цепи рассуждений.

- структурирование знаний

7

Итог урока.

Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Над каким произведением мы сегодня работали? Кто его автор? Понравился ли вам наш урок? А чтобы выразить к нему своё отношение, давайте составим синквейн. (слайд 13 с инструкцией)

Наш урок не был бы таким, если бы мы не работали вместе. Ведь не зря говорят, что только вместе мы сила и всё в наших руках (слайд 14)  А чтобы убедится в этом, давайте разместим наши раскрашенные ладошки на доске.

Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке.

Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке, выражают  своё отношение к  уроку.

ЛУУД:

-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Узнайте название произведения по отрывку:

1.«Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шляпу. («Живая шляпа»)

2.«Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет.

- Мишка, - говорю, - что это? Почему каша лезет?

- Куда?

- Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!

Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.» («Мишкина каша»)

3.«В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили.» («Незнайка и его друзья»)

4.«Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:

-Нам не страшен серый волк! Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:

-Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке» («Затейники»)  (слайд 6 –выставка книг)



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Речевая разминка Ма – ма – ма – на дворе стоит зима. Ре – ре – ре – все ребята во дворе. Ра – ра – ра – горку строит детвора .

Слайд 5

Н.Н. Носов

Слайд 8

Словарная работа Сгре – ба – ли – сгребали Сва – ли – ва – ли – сваливали По – о – бе – да -ем – пообедаем На – це – пил – нацепил Взоб – рал – ся – взобрался От – толк – нул – ся – оттолкнулся Чет – ве – рень – ки – четвереньки На – пор – тил - напортил

Слайд 9

Физкультминутка

Слайд 11

Котька Работа в парах

Слайд 12

Домашнее задание: Пересказать рассказ, пользуясь картинным планом в учебнике; Пересказать текст от лица Котьки.

Слайд 15

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/94/562/94562982_35__2_.png шишки http://stat18.privet.ru/lr/0a2d097dd9b76c78d16e0a916619ed50 фон https://yandex.ru/images?uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-677-pd-1-wp-16x9_1366x768-lt-236 https://yandex.ru/images?uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-677-pd-1-wp-16x9_1366x768-lt-184 https://yandex.ru/images?uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-677-pd-1-wp-16x9_1366x768-lt-137 https://yandex.ru/images?uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-677-pd-1-wp-16x9_1366x768-lt-77 https://yandex.ru/images?uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-677-pd-1-wp-16x9_1366x768-lt-1038http://www.igraza.ru/various/366-fizmin.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2013-2014 уч годТема: Знакомство с буквой Н(н). Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно – ориентированного обучения с применением ИКТ.

Предмет: обучение грамотеТип урока: открытие новых знаний.Тема: Знакомство с буквой Н (н).Цели: ·         предметные: формировать умение проводить звуковой анал...

2013-2014 уч год Тема: Письменное умножение на трёхзначное число. Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно-ориентированного обучения с применением ИКТ.

Тема: Письменное умножение на трёхзначное числоЦели урока:Познакомить с письменным алгоритмом умножения многозначного числа на трехзначное число.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логич...

Н. Сладков "Эхо" (Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Н. Сладков "Эхо"Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена  в  программе Notebook 10.К...

Тема урока:«Раннецветущие растения. Первоцветы» Предмет: Окружающий мир (УМК «Перспектива») Класс:2. Тип урока:урок открытия нового знания

.Цель:  достижение образовательных результатов  посредством технологии  развития критического мышления....

Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Предмет: литературное чтение;Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;Тип урока: Урок «открытия» нового знания....

Урок литературного чтения.3 класс. В.В.Бианки "Мышонок Пик" ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ .

Девиз урока:Видеть живое вокруг себя!Все хотят жить!...