Воспитание сказкой. Занятие для родителей
план-конспект занятия по чтению ( класс) на тему

Терентьева Марина Петровна

«Воспитание   сказкой» на примере   русской  народной   сказки  «Репка»  (занятие  клуба  «Живой  родник»  для  родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_skazkoy._zanyatie_dlya_roditeley.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание   сказкой»
на примере   русской  народной   сказки  «Репка»
(занятие  клуба  «Живой  родник»  для  родителей)

Подготовила: Терентьева  Марина  Петровна,

                                                   учитель МАОУ НОШ № 53, г. Калининград

«Да зачем это нужно – читать сказки, водить хороводы, играть в прятки,
в век –то современных технологий?» - может  сказать взрослый человек .  «Сказка даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания опасности , призвания , усилия  и победы .  Она учит  его мужеству и верности, она  учит созерцать человеческую судьбу , сложность мира. В сказке народ сохранил своё страдание, свой юмор и свою мудрость». Сказка – это социальная память народа. Для ребенка немаловажен вопрос:   «Кто я?  Откуда?  И какого рода, племени?». Сказка погружает в яркий, красочный мир этнической культуры, раскрывает бытовой уклад жизни наших предков. «У русского народа свои национальные  особенности, в том числе в морали и этике,  которые необходимо учитывать при воспитании»  (М.М.Сперанский)

  Душа человеческая   - «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное.

   Воспитание сказкой  - один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные  нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок являются примером для ребенка: на их опыте он учится,  как нужно  или нельзя поступать. Они наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей, таких как доброта, честность, смелость, сострадание.  Отождествляя себя с ними, ребенок постепенно начинает выстраивать  свою собственную модель  поведения. Рассказывая ту или иную сказку необходимо задуматься, чему же она учит, какие намеки вложили в нее уста народа.

Алгоритм работы со сказочными произведениями

1.Чтение сказки

2.Побеседуем с ребенком (- Кто больше понравился в сказке?  - Что можно сказать о чертах характера персонажей сказки?)

3.Отгадываем загадки

4.Обогащаем словарный запас

5.Выучим пословицы (или потешки)

6.Поразмышляем с ребенком

7.Творческая деятельность (рисунок, поделка, инсценирование, театрализация и т. п.)

Русская народная сказка  «Репка» (работа по алгоритму)

1. Чтение сказки

2. Побеседуем с ребенком

 - Кто больше понравился в сказке?

 - Почему деду удалось вытащить репку?

 - Вытащил бы дед репку, если бы мышка ему не помогла?

3.Отгадываем загадки.

Кругла да гладка,

Откусишь - сладка.

Засела крепко

На грядке ... ( репка)

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? ( Репка)

Вся мохнатенькая,

Сама усатенькая,

Днем спит

И сказки говорит,

А ночью бродит,

На охоту ходит. (Кошка)

4.Обогащаем словарь

Значение слова «репа» - сладковатый корнеплод  круглой формы, употребляемый в пищу.

     Из репы делали супы и похлебки, варили кашу, готовили квас и масло, она была начинкой для пирожков, ею фаршировали гусей и уток, репу квасили и солили на зиму. Наверное, так бы и продолжалось по сию пору, если бы Петр Первый не научил русских крестьян есть картофель, чем сильно подпортил их взаимоотношения с репкой.

5.Подбираем пословицы

1. Горько добудешь, да сладко съешь.

2. Дружно за дело взяться и пустыня зацветет.

3. Что одному трудно дается, то вместе легко берется.

4. Без поддержки и легкое дело сделать трудно.

5. Много рук поднимут и тяжкую ношу.

6. Без труда нет плода.

6.Разучиваем пальчиковую игру

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик – я,

Дружная семья!

7. Поразмышляем

- Какое чудо произошло в сказке?
- Какой выход из положения нашел дед?
- Кого на помощь позвала бабка? Почему?
- А к кому обратилась за помощью бабка? Как  Вы думаете,  почему?
- Закономерно ли, что Жучка обратилась за помощью к кошке?
- А кошка  - к мышке?
- Чему учит сказка?

8.Творческая деятельность. Кукольная театрализация под музыку.

Приложение

Справочный  материал  для  анализа  сказки


«Репка» - одна из самых ранних сказок, с которой мы знакомим детей.  В «Репке» есть элементы рифмы: дедка-репка, внучка-Жучка, Машка-мышка. «Репку» легко превратить в игру, эта сказка одна из первых считалочек. Ребёнок учится навыкам  счета, даже ещё не зная названия чисел, получает первые представления  о форме, размере,  последовательности. Попробуем же приглядеться к сказке подробней, чтобы найти в ней нечто полезное и для христианского воспитания.

«Посадил дед репку»

Примечательно, что героями русских  сказок часто (если не чаще всего) выступают те, кто обычно оказывается на периферии социальной жизни. Сильный и самоуверенный терпит поражение, а слабый и неудачник берёт верх. В противовес грубой реальности сказка встаёт на защиту слабых.  Вот и здесь репку сажает дед.

А почему именно репа? Совсем не случайно. Репа в Древней Руси была основной огородной культурой. Ещё не было американского гостя – картошки, не было даже капусты, но репа была. Из неё готовили похлёбку, с ней пекли пироги, её квасили, как теперь капусту, даже был такой освежающий напиток – из репы, рецепт которого ныне утерян. Наконец, вошедшая в поговорку знаменитая пареная репа, которая приготовляется действительно просто, а такая сладкая на вкус. Это сейчас сахар легко купить в магазине, а в древности сладкое было изысканным лакомством. Популярность репы в Древней Руси объясняется, прежде всего, её неприхотливостью. Только снег сошёл, ещё грядут заморозки, ещё только апрель, а уже можно засевать репу. И скороспелка она – через два месяца собирай урожай. И урожай приятный – сажаешь в землю семечко, а вытягиваешь овощ иной раз до двух килограммов весом.

И потому в сказке она – репка, кормилица. Ласково так, - русский народ умел быть благодарным.

«Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!»

Какая большая уродилась репка. Явное чудо (небывалая репка) пришло обыденно и незаметно. Да и само оно оказалось связано с самой что ни на есть прозой жизни - с заботой человека о пропитании, о хлебе насущном. Однако это простое чудо способно научить многому. Во-первых, оно потребовало труда: чтобы заполучить репку, её надо всё-таки добыть из-под земли. Во-вторых, оказывается, человеку не следует слишком уж полагаться на себя. Казалось, как бы ни стар наш дед, а с репой любой справиться должен. Не тут-то было! Не в нашей власти решать, к чему у нас достанет сил, а к чему – нет; решает Бог. В-третьих, никогда не следует унывать. И дед, конечно, тут же нашёл выход из положения.

«Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!»

Уроки чуда продолжаются: человек не должен быть гордым, при необходимости он должен уметь звать на помощь. Дед зовёт бабку. В мире традиции, откуда к нам пришли сказки, бытие структурно организовано и имеет иерархический характер. Дед, безусловно, - глава семьи, а значит, бабка, его жена, у него в подчинении. Выходит, за помощью дед обращается к тому, кто иерархически ниже его и тем выказывает свою слабость. Что ж, больше ему рассчитывать не на кого. Но много ли толка от бабки? Сил у неё не более, чем у деда, а скорее всего, и поменьше. И репка остаётся в земле.

«Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!»

Оказывается, дед с бабкой не так уж и одиноки. У них есть дети, которые работают в поле, помогая старикам зарабатывать на жизнь, а в доме осталась их дочка – внучка деда и бабки, которая готова прийти на помощь. Примечательно, что внучку зовёт бабка, а не дед. В соответствии с иерархией традиционного мира девочка находится в непосредственном подчинении у взрослой женщины, старшей на женской половине дома. Но внучка-девочка - ещё ребёнок, не много она прибавляет к совместным усилиям деда и бабки. Репка по-прежнему в земле, а кажется, использован уже последний резерв. Драматизм возрастает.

«Позвала внучка Жучку».

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!  Позвала Жучка Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, а вытянуть не могут!»

Нет, не полностью опустел ещё дом. Кончились люди, но остались четвероногие их друзья. Интересно, что дед, бабка и внучка безымянны, а собака и кошка названы по имени. Этим подчеркивается, что они не случайны, не просто какие-то собака и кошка с улицы, а почти члены семьи, жители этого дома. То, что внучка зовёт Жучку- товарища своих игр, довольно закономерно. Но когда очередь доходит до Жучки, кого ей позвать? В доме осталась лишь кошка, а ведь известно, как ладят кошка с собакой. И вот чудо-репка перестраивает мироустройство, на смену вражде приходит мир. Жучка зовёт, и Машка приходит. Проверка на верность хозяевам, а по большому счёту – проверка, можем ли мы забыть наши размолвки и обиды перед лицом общего дела, а с другой стороны: можем ли прощать врагов.

И вот самый пик трагедии: все в сборе, а репка не выходит. Кого звать?

«Позвала Машка мышку…»

Кто такая мышка? Если все остальные участники «похода» за репкой проживали в доме на законном основании, то мышка – жилец незаконный. Подпольщица и воровка. Ведь и кошку заводят в доме, чтоб приструнить мышей. Машка зовёт мышку. Налицо нарушение установленного порядка вещей. По справедливости, должна была думать Машка, тебя следовало бы поймать и съесть. Но и мышкин поступок  безрассуден. Ради каких-то будущих благ, довольно сомнительных (угостят ли мышку репкой – ещё вопрос, а вот Машка угоститься ей может), мышка устремляется на помощь своему злейшему врагу. По мышкиной справедливости, кошке следует желать всяческого зла.

Итак, справедливость пришлось оставить. Ради чего? Не ради личной выгоды:  Жучка и Машка не едят репу,  да и выгода мышки, как уже было сказано, просматривается с трудом. Бабка, внучка, верная Жучка, Машка и мышка пришли на выручку к деду в первую очередь ради любви. Чудо-репка выявила, что в этом доме живут в мире и согласии, и каждый готов потрудиться, а то и пострадать за ближнего своего. А в случае с мышкой – и за врага. Смилостивилась мышка над теми, у чьего стола ей доводилось кормиться. А милость, она – выше справедливости. Тут-то и раздалась земля, выпустила репку.

Сказка по своей сути получается глубоко христианская. Мирная и светлая, и после неё так хорошо на душе.

Автор - Андрей Карпов, материал взят из Интернета, сайт Культуролог

Литература:

  1. Р. Ю. Киркос. Православное воспитание детей дошкольного возраста. САТИСЪ ДЕРЖАВА, Санкт Петербург, 2005
  2. Карпов  Андрей «Репка» http://culturolog.ru/index.php?id=76&option=com_content&task=view

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Воспитание сказкой" для 2 класса

Рабочая программа для 2 класса содержит пояснительную записку и КТП....

Воспитание сказкой

Из опыта работы по организации исследовательской работы младших школьников со сказкой....

Открытое занятие для родителей и детей в 1 классе по теме "Работа со сказкой КОЛОБОК"

Открытый классный час проводился на I ступени в классах для детей с интеллектуальными нарушениями и ТМНР. Данные занятия по работе со сказкой мы решили проводить в виде мастерской для родителей. Поско...

ноябрь 2017 г. (протокол МО) "Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ограниченными возможностями"

Особенности реагирования родителей на ситуацию, связанную с рождением в семье ребенка-инвалида. Определение типов семейного воспитания; этапы работы с семьями, включающие не только советы и реко...

ноябрь 2016 г (протокол МО) Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ

Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ...

Методы, приемы и стили семейного воспитания. План-конспект занятий для родителей

Данный материал будет полезен школьным психологам для организации занятий с родителями по теме Воспитательная функция семьи. Теоретические материалы сопровождаются игровыми и тренинговыми упражнениями...