Урок внеклассного чтения «Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев»» в 3 «В» классе.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Сергеева Елена Дмитриевна

Урок внеклассного чтения

«Самуил Яковлевич Маршак

 «Двенадцать месяцев»» в 3 «В» классе.

  • осознания каждым ребёнком себя интеллектуальным читателем, способным осмыслить не только литературное произведение, но и себя как читателя этого произведения;
  • развития речи детей, умения кратко и ясно излагать свои мысли;
  • воспитания в себе желания совершать душевные поступки через качества личности литературных героев, эстетического воспитания, через восприятие музыкального и художественного произведений,

ощущения   себя,   как   частички   природы   и   бережного отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

«Самуил Яковлевич Маршак

 «Двенадцать месяцев»» в 3 «В» классе.

Учитель: Сергеева Елена Дмитриевна.

Цель: Создание условий на уроке для:

  • осознания каждым ребёнком себя интеллектуальным читателем, способным осмыслить не только литературное произведение, но и себя как читателя этого произведения;
  • развития речи детей, умения кратко и ясно излагать свои мысли;
  • воспитания в себе желания совершать душевные поступки через качества личности литературных героев, эстетического воспитания, через восприятие музыкального и художественного произведений,

ощущения   себя,   как   частички   природы   и   бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование:

Портрет писателя С.Я.Маршака.

Сказка - пьеса С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

Иллюстрация зимнего пейзажа.

Видео - диск с кинофильмом «Двенадцать месяцев».

Звукозапись П.И.Чайковского «Щелкунчик».

Декорации к инсценировке пьесы.

Карточки таблички.

Индивидуальные карточки с пословицами для работы в

парах.

Рисунки снежинок для рефлексии.

Ход урока:

Деятельность учителя        ожидаемые ответы учащихся

/.        Организационный момент.

1. Мотивация учащихся. Слайд 1

Я приглашаю вас, ребята в зимний лес, Где много всяких сказочных чудес,

Где замела метелица дороги, Где косолапый мишка спит в берлоге. Где в ледяном дворце живёт сама Красавица волшебница - Зима.

2. Психологический настрой.

    Звучит грамзапись П.И.Чайковского

- При звуках этой музыки закройте глаза и постарайтесь представить себе картину, как идёт снег. Потом вы расскажите, какое настроение создаёт эта музыка, какие картины вы себе представили.

3. Подготовка к восприятию.

-        Что вы себе представили?        Дети передают свои впечатления.

В музыке слышно, как снежинки то спокойно танцуют, то кружатся,    переливаясь, при дуновение ветра. Ученик: Покрывая всю землю, с утра

Хлопья снежные падают с неба.

Сочинила зима сама

Еле слышную музыку снега, и т.д.

П.Актуализация опорных знаний. 1.Определение готовности к работе.

-        Какие вы знаете, стихи, которые передают такое же настроение?

Учащиеся читают стихи.

Ученик: Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту.

Ученик: А вокруг в снега одет.

Весь простор безбрежный Чем не сказка белый свет — Снежный, снежный, снежный.

Спасибо, ребята.

-        Зиме посвящается много рассказов, стихов. Русская зима воспета в
народных песнях, музыке русских композиторов

-        Любите ли вы зиму?        Да.
Да, мы любим зиму. Нигде нет такой зимы, как у нас, в России.

-        Как вы думаете, какой самый любимый зимний праздник у людей?

Новый год

-        Почему?

На Новый год люди загадывают желания и ждут свершения чуда-исполнения желания.

  • В произведениях, какого жанра могут происходить чудеса?        В сказках.
  • Какие виды сказок вы знаете?        Народные, авторские.
  • Как названа зима в сказках?        Зима: волшебница, чародейка,

гостья, матушка, зимушка.

III. Постановка проблемы урока. 1.Вывод темы урока.

  • Вам бы хотелось увидеть какое - нибудь чудо?
  • Как вы думаете, сегодня на уроке произведение, какого автора нам в этом может помочь?        Произведение С.Я.Маршака.

Слайд 2

Самуил Яковлевич Маршак считал, что книга учит нас жить, и очень хотел, чтобы дети любили читать книги.

Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародится зерно доброты.

Слайд 3

-        Как называется произведение, которое нам предстоит сейчас
анализировать?

Пьеса — сказка «Двенадцать месяцев»

Слайд 4

IV. Закрепление изученного материала. 1. Коллективное воссоздание прочитанного.

-        Как вы думаете, почему сказка называется так?

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. А в этой сказке Падчерица видела все 12месяцев сразу.

Слайд 5

  • Кто же это Падчерица?        Падчерица - неродная дочь
  • Что вы можете сказать об этой девушке, какая она?        Трудолюбивая,

терпеливая, добрая, приветливая.

-        Как вы думаете, почему автор сделал Падчерицу главным персонажем
своего произведения?
        Хорошая она девушка.

Такие качества как у неё нам в жизни тоже будут полезны.

-        Все ли люди, которые окружали девушку, любили её?

Мачеха её не любила.

Она давала ей много работы.

Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?

Зимой нарвать подснежников.

Слайд 6

-        Зачем мачехе понадобились подснежники?        « По воле королевы».

1.Под праздник новогодний        3.Нарвите до рассвета

Издали мы приказ        Подснежников простых

Пускай цветут сегодня,        И вам дадут за это

Подснежники у нас!        Корзину золотых

2.Ручъи бегут в долине. Зиме пришёл конец. Подснежников корзину Несите во дворец.

2.Коллективное обсуяедение просмотренного.

Как это произошло, я предлагаю вам посмотреть фрагмент кинофильма этой сказки.

Учащиеся смотрят DVD -фильм.

-        Почему профессор был недоволен желанием королевы?

Этим приказом нарушался закон-изменение времён года.

-        Как бы вы отнеслись к такому приказу?

Я бы не рада была этому.   . Подснежники растут в природе. Мы должны бережно относиться к природе.

-        Как отнеслись к такому приказу жители того королевства?

«Многие считали, что королева придумала всякую Всячину». «Старухина дочка захотела попасть на новогодний праздник в королевство и стала отправлять старуху мать в лес за подснежниками».

 3. Пересказ прочитанного детьми.

-        Кто расскажет о том, как решили мачеха с дочерью нарвать подснежники?

Пересказ прочитанного произведения детьми.

-        Легко ли было выполнить Падчерице это задание?

Зимой подснежники не растут в лесу.

ФиЗКУЛЫПМиНУтка.  Слайд 7

На улице холодно.

- Хотели бы вы помочь Падчерице?

Давайте вместе с ней пойдём в лес.

Пришел мороз.

Ущипнул за нос.

Щиплет щечки, щиплет ручки.

Я присяду, повернусь.

Я мороза не боюсь.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

Вверх на солнце посмотрели

И нас лучики согрели. Все дети тихо за парты сели.

4.Развитие сценического искусства.

Инсценировка. Слайд8

Вообразите себе.

Если бы вам пришлось поставить спектакль к этой сказке,

то кто из вас какую роль мог бы исполнить.

(Учащиеся сами определяют свою роль.) Режиссер.       Я буду режиссером и считаю, что нужно поставить

Сцену встречи Падчерицы с братьями месяцами.
Оформитель.
        Для оформления спектакля необходимо

использовать: посох, корзинку, макет костра, декорации леса. Актёры будут играть роль: Падчерицы, рассказчицы,

братьев-месяцев: январь, март, апрель.

Проводится режиссерско-постановочная работа сцены- пьесы «Действие второе, картина первая»

Давайте поблагодарим актёров. Молодцы ребята.

V. Итог урока.

1. Вывод главной мысли произведения.

Произошел весьма редкий и замечательный случай. Апрель месяц не наступил, а подснежники уже расцвели.

  • Как вы считаете, что произошло?        Произошло чудо.
  • Какое чудо?        Исполнилось желание.
  • Когда могут исполняться желания?        Помогают волшебники.

Когда помогают люди расценить правду по справедливости.

2.Просмотр фрагмента     кинофильма.

В нашей сказке волшебники по справедливости решили исполнить желания

других.

Я предлагаю вам посмотреть этот фрагмент.

Учащиеся смотрят DVD - фильм.

«Действие четвёртое, картина первая»

3. Самостоятельная работа.

Прочтите предложения: «Красив тот, кто красиво поступает». «Не одежда красит человека, а его добрые дела». «Живи добрее - будешь всем милее». Выберите по смыслу подходящую пословицу к нашей сказке.

«Живи добрее — будешь всем милее». Почему вы так считаете? 4. Выборочное чтение.

  • Что помогло Падчерице заслужить такую награду? Ответ на этот вопрос найдите в тексте.
  • Кто из вас уже имеет какое-нибудь такое же качество? Почему?

VI.        Домашнее задание.

Мы с вами провели большую анализирующую работу произведения

СЯ.Маршака «Двенадцать месяцев».

Дома перечитайте сказку и продолжите исследования.

Свои открытия можете оформить в рисунке.

VII.        Рефлексивная деятельность        
1.Под ведение успешности учащихся на уроке.

Слайд 9

X   Звучит грамзапись П.И.Чайковского

У каждого из вас есть снежинка. Приклейте её на доску напротив

того качества, над которым вам ещё необходимо поработать.

2.Напутствующее слово.

Пусть добрым будет разум ваш

И сердце умным будет.

Вам от души желаю я -

Всего хорошего, друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения С. Я. Маршак "Двенадцать месяцев"

Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности с использованием элементов технологии театральной педагогики (В.А.Ильев), проведённый в третьем классе по  обр...

урок внеклассного чтения по произведениям Н. Н. Носова для 2 класса

Цель:  создание устойчивой положительной мотивации к чтению           книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова. Задачи:...

Конспект урока внеклассного чтения по теме "Творчество С. Я. Маршака" 2 класс

Урок - концерт по внеклассному чтению предназначен для учеников 2-3 классов Урок позволит детям расширить представление о творчестве С. Я. Маршака...

Конспект урока внеклассного чтения. Г.Х.Андерсен "Сказки для детей".3 класс.

Конспект урока внеклассного чтения по сказкам Андерсена....

урок внеклассного чтения "Стихи, басни, сказки С.В. Михалкова" 3 класс

Урок внеклассного чтенич по произведениям С.В. Михалкова 3 класс...

Презентация к уроку внеклассного чтения "Стихи русских поэтов о зиме" во 2 классе.

В презентации отражен ход урока внеклассного чтения во  2классе "Стихи русских поэтов о зиме"...

конспект урока литературного чтения. С.Я.Маршак "Двенадцать месяцев"

Продолжить знакомство с автором произведения. Чтение и анализ сказки-пьесы "Двенадцать месяцев"....