Конспект урока по обучению грамоте по теме " Буквы о - ё". 1 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Чистякова Елена Евгеньевна

Цель урока:

-познакомить детей с буквой  ё и её « работой»- обозначать звук –о- и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;

учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами –о-ё-;

систематизация  и обобщение знаний о звуках и буквах, упражнение в чтении слогов и слов с освоенными буквами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obucheniya_gramote_po_teme.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте по теме " Буква о-ё" для 1 класса УМК "Гармония"( стр 14-15 Букваря)

                                                          Учитель начальных классов Чистякова Елена Евгеньевна

Цель урока:

-познакомить детей с буквой  ё и её « работой»- обозначать звук –о- и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;

учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами –о-ё-;

систематизация  и обобщение знаний о звуках и буквах, упражнение в чтении слогов и слов с освоенными буквами.

Задачи урока:

1.развивать память, внимание, фонематический слух, культуру звукопроизношения;

2. вырабатывать механизм чтения прямого слога, предполагающего слитного «озвучивание» составляющих его букв;

3. совершенствовать приёмы обучения чтению целых слов;- формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; -воспринимать на слух и образно представлять текст и  анализировать   его содержание;

4. воспитывать культуру учебного труда, коллективизм, прививать доброе отношение к окружающему миру.

Орг момент

Раз, два, три, четыре, пять- урок пора нам начинать

Вы друг другу улыбнитесь и  тихоненько садитесь

Глазки смотрят и всё………..                    ( видят)

Ушки слушают и всё……..(слышат), а голова хорошо….( думает)

Всё это пригодиться нам , чтобы раскрыть еще одну тайну русского языка.

Актуализация знаний

Учитель : Вспомните, какие гласные буквы мы уже знаем?

                    Чем отличается буква от звука?( предполагаемые ответы учеников)

Учитель: Вы назвали мне гласные, а у нас есть ещё и,,,( согласные)Слайд №1

Учитель: Какие бывают звуки?(тв, мяг, зв, гл, парн, непар,)Н а экране схемы звуков

Учитель: Сегодня на урок к нам пришел герой одной сказки. ( показ картинки)  Как его зовут, кто знает? (Буратино)

Давайте посчитаем сколько звуков в его имени, слогов .Как вы определили слоги?.Поставьте ударение в слове.

Проблема

Буратино принёс нам задание и если мы его выполним правильно, то он найдет золотой ключик и поможет своим друзьям. Он просит сделать нас звуковой анализ слов – нос. – нёс.

Учитель: работать будем в парах. Вы за партами составляете слово НЁС. а у доски ( ученик).Проверяем по схеме Слайд №2

Проверяем схему слова НОС- подставляем буквы. Читаем какое получилось слово-НОС. Молодец!  Проверяем слово НЁС- назовите  первый звук, последний. Теперь гласный (ооооооо). Подставляем буквы, читаем , что получилось НОС, а нам надо НЁС. Что делать?( проблема)

Дети: - нужна другая буква.

Учитель: Какая, вы знаете? Значит , чем мы сегодня будем заниматься?

Тема нашего урока знакомство с буквой  Ё-

Учитель: посмотрите , у нас в классе есть буква Ё ? ( дети находят и подставляют к слову НЁС)

Учитель: ребята, смотрите всего один звук способен изменить значение слова. Вот почему надо говорить ясно, чётко.  А теперь подумаем, как узнать, когда для обозначения звука –о- нужна буква –о-, а когда буква –ё-?

Дети: после твёрдых согласных звук –о- обозначается  буквой –о-, а после мягких согласных звук –О- обозначается буквой –Ё-

Учитель: Буква –О- сигнал , что согласный читать твёрдо, буква -Ё- сигнал , что согласный читать мягко.

Алгаритм  Схема на доске

Учитель: Давайте попробуем заполнить схему звуков. Перед какими гласными, согласный звук читается твердо?( ученики диктуют а. о, у. ы. э- учитель записывает буквы в схему)

Учитель: Какие гласные делают согласную мягкой?-( и, я, е. ) Куда мы запишем букву Ё?

Учитель: Давайте наши знания закрепим чтение слогов и слов на экране. Слайд №2

Учитель: Перед чтением дыхательная гимнастика

                  « Задуем свечу»-4 раза

                  Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово « пых» -8 раз

Чтение  чистоговорки:

Та-та-та- та- осень это красота

Ду-ду-ду-ду- фрукты собирай в саду

Де-де-де-де—лужи с дождиком везде.

Чтение слов на экране

Физ- минутка- Ветер дует нам в лицо( движения руками к себе)

                             Закачалось деревцо( покачивание поднятыми руками)

                             Ветер всё тише- тише (постепенное приседание)

                              Деревцо всё выше- выше ( встать, подняться на носочки)

Работа по букварю.

-Найти новую букву в верхней розовой рамке –Ё-

Учитель: В левой стороне учебника схеме. Давайте проверим правильно ли мы заполнили схему? Сравните её с букварём. Эти схемы подсказывают нам, как читать согласную- твёрдо, мягко.

Придумайте имена детям, согласно схеме.  (предполагаемые ответы учеников)

Учитель: на своём пути Буратино встретил Карабаса Барабаса и тот дал ему сложное задание:

-прочитать рассказ « Первоклассники»-читают хорошо читающие ученики, остальные следят за чтением своих товарищей.

Учитель: оцените чтение своих одноклассников. ( показ смайликов)

Вопросы по рассказу: О ком говорится в тексте?

                                           В каком классе они  учатся?

Самостоятельное чтение ( жужжащее чтение)

Учитель: Найдите в рассказе имя Алёша, Алена, Коля.

                  Кто это? ( первоклассники)

                   На какие две группы можно разделить детей?( мальчики- девочки)

                   Подберите к схемам имена детей .Первая схема наверху слева. Кто готов?

На ст 15 букваря картинки. Кто изображён на первой картинке?

Составьте предложение по этой картинке.

Учитель: Ребята, вы молодцы  все задания выполнили, Буратино разгадал тайну золотого ключика и в этом помогли ему вы.

Итог урока:

Учитель: И так, с какой буквой мы сегодня  познакомились ?-ё-

                  Так зачем же нам нужны две гласные буквы –О-Ё- , если они обозначают один и тот же звук?

Дети: вижу- О- читаю твёрдо, вижу  -Ё- читаю мягко.

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. Что было самым трудным? Самым интересным? Как вы себя чувствовали на уроке?  ( ПОКАЗ СМАЙЛИКОВ)

Учитель: Я тоже хочу оценить тех ребят. Кто активно сегодня работал на уроке. В подарок вам вот эти  веселые смайлики.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буквы Фф, Шш, звуки [ф], [ф\'], [ш]"

Урок содержит много интересных заданий, которые позволяют проверить, насколько хорошо дети в середине первого года обучения умеют различать и соотносить звуки и буквы....

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Буква Д, звуки [д], [д\']" 1 класс УМК "Школа России"

Знакомство первоклассников с буквой Д. Характеристикой звуков [д] -[д']....

Конспект урока по обучению грамоте на тему : Буквы Р р, звуки [р], [р’] (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [ р], [ р’] и обозначении их буквой «р», обучение правильному произношению звуков [р], [р...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) Тема: «Буквы Л л – М м: закрепление»

УМКГармонияТемаБуквы Л л – М м: закреплениеТип урокаЗакрепление изученногоЦель урокаЗакрепление изученных согласных букв Л л, М мЗадачиОбразовательные:1.Закрепить буквы Л л, М м и их характерист...

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Буква Д, звуки [д], [д\']" 1 класс УМК "Школа России"

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению со звуками [д], [д’] и буквами, их обозначающими.Задачи:1) обучающая – выделять звуки в...