Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Юнг Светлана Алексеевна

 

Расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах, формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в различных ситуациях- вот те основные задачи, которые поможет решить данный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_dvuzvuchnye_gl.rar25.17 КБ
Файл odna_bukva-dva_zvuka.rar228.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель:

Юнг  Светлана  Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №1 п.Первомайский Оренбургского района»

Класс

1

Предмет:

Обучение грамоте

Авторы учебника:

Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г.

Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!: Тетради к Азбуке. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г.

Тема урока.

Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука

Тип урока.

Урок освоения новых знаний.

Цель:

Создать условия для знакомства учащихся с новой позицией букв е, ё, ю, я.

Задачи:

образовательные: расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах: буквы е, ё, я, ю могут обозначать два звука, если они стоят после букв гласных звуков; формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в различных ситуациях;

   развивающие: развивать фонематический слух учащихся; интерес к исследовательской деятельности, познавательные процессы (мышление, воображение, внимание); расширять кругозор учащихся;

воспитывающие: воспитывать чувство внимательного отношения друг к другу при работе на уроке,  бережного и заботливого отношения к окружающей природе.

Результаты:

    Личностные УУД.

- осознание социальной роли – ученика;

- формирование элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения;

- формирование любознательности;

- проявлять интерес к отдельным заданиям;

-иметь представление о языке как средстве общения;

-проявлять интерес к занятиям по «Азбуке».

- эстетические чувства, в том числе чувство точного, яркого слова.

    Метапредметные УУД.

Регулятивные:

- принимать учебную задачу;

-оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

-находить несколько вариантов  решения учебной задачи;

Познавательные:

-искать нужную информацию на странице учебника, «считывать» информацию с рисунков;

-понимать знаки, символы, модели;

- понимать заданный вопрос;

- устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные:

-адекватно реагировать на обращение учителей;

-ознакомиться с разными  формами работы в классе;

-иметь представление о правилах общения в классе.

   Предметные УУД:

-осознание утверждений: «одна буква-два звука»;

-расширение представлений о «работе» букв е, ё, ю, я;

-формирование умения характеризовать звуки, выполнять звуковой и звукобуквенный анализ слова.

.

Оборудование

  • Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г.

Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю!: Тетрадь к Азбуке. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г.

  • Презентация по теме урока

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Орг. момент

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

     - Ребята, я рада всех вас  видеть на уроке. Улыбаетесь, значит, настроение хорошее, можно начинать.

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Проговаривание темы и цели урока.

Чтение учителем рассказа Л. Пантелеева «Буква «ты»».

- В основе этого забавного случая лежит интересное явление языка.

- Кто-нибудь знает,  о чем идет речь?  Может дать название?

- Какова будет цель нашего урока?

Анализируют, обобщают, формулируют умозаключения

- Нет.

- Узнать новое  о букве я , дать этой букве название, учиться слышать в речи.

Актуализация знаний.

Открытие нового знания.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

- А теперь давайте обратимся к с. 75 учебника. Какие буквы, кроме упомянутой в рассказе, вы видите?

 - Как вы думаете, почему они записаны в одном ряду? Какой звук мы слышим первым?

- Как вы понимаете эти записи под буквами?

- Давайте вставим пропущенные буквы в предложенные слова.(слайд 3)

- Понаблюдайте, где находятся эти буквы в словах?

- Сколько звуков они обозначают в начале слова?

 - А теперь давайте эти же буквы вставим в группу слов ниже (лебеди, клён, клюква, яблоня)(слайд 4)

-Куда же делся звук Й из букв е, ё, ю, я? Какую роль он стал выполнять в слове?

Работа в группах. Находят и читают буквы.

Сталкиваются с проблемой – не понятно, почему

Буква одна – звука два

Чтение слов

В начале слова

два

 

характеристика звука й

Первичное усвоение новых знаний.

Проговаривание нового знания.

Работа с учебником. С.75

Сравнение пар слов, вывод:

Эля-ела

Окать-ёкать

Уля- Юля

Арка- ярко

- Для разъяснения непонятных слов существуют толковые словари.  

Работают по учебнику , делают вывод.

 

Находим значение слова арка (слайд 5) Перекрытие дугообразной формы, АPKA, -и, род. мн. арок, ж. 1. Обычно дугообразное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами. 2. Сооружение в виде больших ворот такой формы. Арка Победы. Триумфальная а, || прилагательное арочный, -ая, -ое. Арочное перекрытие. Арочная плотина.

Физминутка

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Вы, наверное, устали?                    
Ну, тогда все дружно встали.
Как живёшь?                                    

Как молчишь?                                                                      

Как стоишь?

Как сидишь?

Как спишь?

Как даёшь?

Как берёшь?

Как умываешься?

Как улыбаешься?

Как одеваешься?

Как учишься?    

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Первичная проверка понимания

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения практических задач.

Задание 1 : вставить буквы в ленту букв

Задание 2:получи новое слово (ребусы)

 

Ответы детей.

Знакомятся с заданием.

Выполняют  задание, работая в парах

Выполняют проверку. Фронтальная  работа.

Первичное закрепление.

Самостоятельное творческое применение полученных знаний.

- У меня  для вас есть кроссворд. (слайд 6)

-Отгадайте его, вписав слова в ячейки.

-В каких словах спрятались буквы, обозначающие два звука?

- почему вы так решили?

парная   работа.

 

Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Расшифруй вывод (слайд 7)

- Мне бы хотелось, чтобы вы подумали и поставили оценку, находящуюся в правом нижнем углу страницы своим одноклассникам. Кому и почему?

Высказывания учащихся.

Выводы:

  • в начале слова буквы е,ё,ю,я обозначают два звука;
  • после согласного буквы е,ё,ю,я показывают мягкость предыдущего согласного.

Дети читают запись «пятёрка с плюсом»



Подписи к слайдам:

ВЫВОДЫ:

е
я
ю
ё
ЙОД
ЙОГ
ЙОГУРТ
КРОССВОРД
1. ЭКРАН
2. ОСЫ
3.ЁЛКА
4.
Емеля
5. ЁРШ
6. ЭСКАЛАТОР
7. ЕНОТ
ОДНА БУКВА-ДВА ЗВУКА
АРКА
Е
НОТ
Ё
ЛКА
Ю
ЛА
Я
БЛОКО
Л.БЕДИ
КЛ..Н
КЛ. КВА
ЯБЛОН.
Е

Ё

Ю

Я

Е
НОТ
Ё
ЛКА
Ю
ЛА
Я
БЛОКО

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»

Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова...

Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я

Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...

Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.

Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.Программа: Перспективная начальная школа...

"Буквы Е,Ё,Ю,Я - одна буква, два звука"

Методическая разработка урока обучения грамоте (система Л.Занкова). Знакомство учащихся с буквами Е,Ё,Ю,Я. Формирование представлений о буквах,обозначающих мягкость согласного и обозначении одной букв...

"Буквы Е,Ё,Ю,Я - одна буква, два звука"

Методическая разработка урока обучения грамоте (система Л.Занкова). Знакомство учащихся с буквами Е,Ё,Ю,Я. Формирование представлений о буквах,обозначающих мягкость согласного и обозначении одной букв...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...