Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 4 класса разработана  на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования п.19.5,в соответствии с «Примерными  программами», «Планируемыми результатами начального общего образования» и авторской программой  Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 4 класса разработана  на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования п.19.5,в соответствии с «Примерными  программами», «Планируемыми результатами начального общего образования» и авторской программой  Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение».

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Так в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должен приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать , строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

- развить художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений;

- формировать эстетическое отношение к искусству слова; совершенствовать все виды речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- овладеть осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формировать читательский кругозор и приобретать опыт самостоятельной читательской деятельности;

- воспитать эстетическое отношение к искусству слова, интерес к чтению и книге, потребность в общении с миром художественной литературы;

- обогащать нравственный опыт, формировать представления о добре и зле, справедливости и честности; развивать нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

- развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО  от 06.10.2009г №373;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры);
  • Изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобразования России от 3 июня 2011 года

           Учебный план школы на 2014-2015 учебный год.

                                                                                                  Общая характеристика предмета

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

      Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать,         говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

    Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

       Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и    краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

                                                                                                      Ценностные ориентиры содержания

В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.

Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература

                                                                      Описание учебного  предмета в учебном плане.      

                           

                                                           предмета в  учебном планем базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 2 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 68 часов. Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И ВРЕМЯ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

Примерное распределение часов по тематическим разделам и четвертям

4 класс (68 ч )

Продолжается работа с произведениями фольклора, дети знакомятся с былинами, читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

 

Тема

Количество часов

I

II

III

IV

1

Летописи, былины, сказания, жития

7

7

2

Чудесный мир классики

13

11

2

3

Поэтическая тетрадь

8

8

4

Литературные сказки

4

4

5

Делу время- потехе час

5

5

6

Страна детства

4

4

6

Поэтическая тетрадь

4

4

7

Природа и мы

6

6

8

Родина

3

1

2

9

Страна фантазия

3

3

10

Зарубежная литература

10

10

Период обучения

Количество часов

Диагностический материал

1 четверть

18

Практических работ - 3

2 четверть

14

Тест -1

3 четверть

20

Практических работ - 5

4 четверть

16

Практических работ – 1

Тест - 1

                                                                                                            Результаты изучения предмета

Личностные результаты:

учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

  • смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
  • самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
  • основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
  • нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
  • эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

Метапредметные результаты:

  • умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
  • умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;
  • умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
  • умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Предметные результаты:

- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;

- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;

- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;

- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;

- различать книги по темам детского чтения.

                                                                                       Содержание предмета

Былины, летописи, жития (8 часов)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда…». «И вспомнил Олег коня своего…». «Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы (18 часов)

П.П.Ершов «Конёк-горбунок». А.С.Пушкин. (Няне, Туча, Унылая пора…, Птичка Божия не знает…, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

М.Ю. Лермонтов (Дары Терека, Ашик-Кериб).

А.П.Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (23 часа)

Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А.Баратынский. А.Н.Плещеев. И.С.Никитин. Н.А.Некрасов. И.А.Бунин, В.Я,Брюсов, С.А.Есенин, М.И.Цветаева Б.Л.Пастернак, С.А.Клычков, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов, С.А.Есенин

Литературные сказки (35 часов)

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке. П.П.Баратынский «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Е.Д.Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю. Драгунский. В.В.Голявский

Б.С.Житков. М.М.ЗощенкоД.Н.Мамин-Сибиряк. А.И. Куприн. М. Пришвин. К.Г. Паустовский. В.П.Астафьев

Родина (5 часов)

И.С.Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине…». А.В.Жигулин «О, Родина!». Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

Страна «Фантазия» (3 часа)

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычов «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (10 часов)

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С.Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».

Для реализации программного содержания используются:

- Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Родная речь: учебник 4 класса. – М.: Просвещение, 2010.

- Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод, пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс». – М.: Просвещение, 2006.

                                                                                             Требования к уровню подготовки обучающихся

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

• составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Учащиеся должны

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.

 (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

·определять тему и главную мысль текста;

·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя дватри существенных признака;

·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

·работать с несколькими источниками информации;

·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

·соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

·сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

·составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

·высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

·на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

·сопоставлять различные точки зрения;

·соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию

На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.

На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

·речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;

·коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

                                                 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН                          

№        

Наименование разделов и тем        

Всего часов

1

Летописи. Былины. Жития.

5  часов

2

Чудесный мир классики

13 часов

3

Поэтическая тетрадь        

4  часа

4

Литературные сказки

10 часов

5

Делу время – потехе час

4  часа

6

Страна детства

4 часа

7

Поэтическая тетрадь

2 часа

8

Природа и мы

7 часов

9

Поэтическая тетрадь

3 часа

10

Страна «Фантазия»

3 часа

11

Зарубежная литература

10 часов

12

Родина

3 часа


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Планируемые результаты

Виды контроля

                                  1 четверть (18 часов)

                               Летописи, былины, жития (5 часов)

1.

Летописи. Былины. Жития."И повесил Олег свой щит на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего"

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из русской летописи, былин, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте исторические факты. Сравнивать летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины, былину и волшебную сказку. Пересказывать былину от лица её героя. Давать характеристику герою с опорой на текст. Составлять рассказ по репродукциям картин. Договариваться друг с другом; выслушивать и принимать позицию собеседника. Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом

Проверка техники чтения. Диагностика навыков чтения.

2.

"Ильины три поездочки"

3.

"Ильины три поездочки"(окончание)

4.

"Житие Сергия Радонежского"

5.

"Житие Сергия Радонежского". "Проверь себя"

Чудесный мир классики (13 часов)

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух большие по объёму произведения, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке; сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать по плану большие по объёму произведения.

Понимать позицию автора, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях классиков.

Читать по ролям, определять слова героя, автора.

Делить текст на части, озаглавливать, составлять план, кратко пересказывать по плану.

Выражать своё отношение к героям произведений, событиям в них происходящим.

Выполнять подробный пересказ произведения

Договариваться друг с другом; выслушивать и принимать позицию собеседника. Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом

6.

П.Ершов "Конёк-горбунок"

7.

П.Ершов "Конёк-горбунок"

8.

П.Ершов "Конёк-горбунок"

9.

А.Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора! Очей очарованье!"

10.

А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

11.

А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

12.

А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

13.

М. Лермонтов "Дары Терека"

14.

М. Лермонтов "Ашик-Кериб"

15.

М. Лермонтов "Ашик-Кериб"

16.

Л.Толстой "Детство". "Как мужик камень убрал" (басня).

17.

А.П.Чехов «Мальчики».

18.

А.П.Чехов «Мальчики». Проверь себя.

2 четверть (14 часов)

Поэтическая тетрадь (4часов)

19.

Ф. Тютчев "Ещё земли печален вид…" "Как неожиданно и ярко…".А.Фет "Весенний дождь", "Бабочка"

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественные произведения; выразительно читать произведения русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведение. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать своё чтение.

20.

Е. Баратынский "Весна, весна! как воздух чист!..." "Где сладкий шёпот…". А.Плещеев "Дети и птичка"

21.

И.Никитин "В синем небе плывут облака". Н.Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки…"

22.

И.Бунин "Листопад" Обобщение.

Литературные сказки (10часов)

23.

В.Одоевский «Городок в табакерке»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказку. Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст.

Определять тему и главную мысль сказки, смысл заглавия. Делить сказку на части, составлять план с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.

Составлять список литературы для чтения. Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения

Тестирование

24.

В.Одоевский «Городок в табакерке»

25.

В.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

26.

В.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

27.

П.Бажов «Серебряное копытце»

28.

П.Бажов «Серебряное копытце»

29.

С.Аксаков «Аленький цветочек».

30.

С.Аксаков «Аленький цветочек».

31.

С.Аксаков «Аленький цветочек».

32.

Обобщение по теме. Проверь себя.

3 четверть (20 часов)

Делу время – потехе час (4 часа)

33.

Е. Щварц "Сказка о потеряном времени"

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать без ошибок в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Характеризовать героев, их поступки, определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Самостоятельно оценивать свои достижения.

34.

Е. Щварц "Сказка о потеряном времени"

35.

В Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"

36.

В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел". Обобщение по разделу.

Страна детства (4 часа)

37.

Б. Житков «Как я ловил человечков».

Подбирать книги по теме, рассказывать о их содержании. Воспринимать произведение на слух, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды в юмористических рассказах, определять отношение автора к героям. Определять, какие нравственные уроки скрываются за усмешкой автора. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты) Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Самостоятельно оценивать свои достижения

38.

К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

39.

К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

40.

М. Зощенко " Ёлка". Обобщение.

Поэтическая тетрадь (2часа)

41.

В.Брюсов "Опять сон", "Детская". С.Есенин "Бабушкины сказки"

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэзии разных авторов, выражать своё отношение.

42.

М. Цветаева "Бежит тропинка с бугорка…", "Наши царства". Проверь себя.

Природа и мы (7 часов)

43.

Д.Мамин-Сибиряк "Приёмыш"

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение. Читать вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста

Наблюдать, как авторы передают красоту родной природы с помощью слова. Определять нравственный смысл произведения. Определять тему, объединяющую произведения раздела, формулировать основную мысль темы. Делить текст на часть, пересказывать текст подробно и выборочно. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом

Тестирование

44.

Д.Мамин-Сибиряк "Приёмыш"

45.

А. Куприн "Барбос и Жулька".

46.

М.Пришвин "Выскочка". Е.Чарушин "Кабан".

47.

В. Астафьев «Стрижонок Скрип».

48.

В. Астафьев «Стрижонок Скрип». Проверь себя.

Поэтическая тетрадь (3часа)

49.

Б. Пастернак "Золотая осень». С. Клычков "Весна в лесу".

Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Находить средства художественной выразительности, сравнивать их, самостоятельно дополнять. Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом.

50.

Д. Кедрин "Бабье лето". Н. Рубцов "Сентябрь".

51.

С.Есенин "Лебёдушка".

52.

Обобщение по теме. Проверь себя.

4 четверть (16 часов)

Страна Фантазия (3часа)

53.

1.

Е. Велтистов "Приключения Электроника".

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, читать в темпе разговорной речи. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведений Самостоятельно оценивать свои достижения.

54.

К. Булычёв "Путешествие Алисы".

55.

Обобщение по теме. Проверь себя.

Зарубежная литература (10часов)

56.

Д. Свифт "Путешествие Гулливера".

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно.

Пересказывать самые интересные эпизоды произведения от лица героев.

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом.

Проверка техники чтения

57.

Г.Х. Андерсен "Русалочка".

58.

Г.Х. Андерсен "Русалочка".

59.

Г.Х. Андерсен "Русалочка".

60.

Г.Х. Андерсен "Русалочка".

61.

М. Твен "Приключения Тома Сойера".

62.

М. Твен "Приключения Тома Сойера".

63.

С. Лагерлёф "Святая ночь".

64.

С. Лагерлёф "В Назарете".

65.

Обобщение по теме. Проверь себя.

Родина (3часа)

66.

И. Никитин "Русь"

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихотворения выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о Родине, используя прочитанные произведения.

67.

С. Дрожжин "Родине", А. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске…"

68.

Б. Слуцкий "Лошади в океане". Обобщение по разделу.

                                               Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

                                                                               Книгопечатная продукция

Учебники:

1.Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник для 4 класса в 2 частях

                                                                                      Печатные пособия

1. Контрольно измерительные материалы к литературному чтению 4 класс. М.: «Просвещение» 2012

2. Поурочные разработки по литературному чтению С.В. Кутявина.- М.: «Просвещение», 2010

                                                                              Технические средства обучения

1.Классная доска

2.Магнитная доска

3. Интерактивная доска

4. Электронное сопровождение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебным курсам, 2 класс ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС, для 2 класса, Образовательная система "Школа 2100"....

Рабочая программа по учебным курсам ( 3 класс "Школа 2100)

Рабочая программа разработана для 3 класса по Образовательной системе "Школа 2100"...

Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс

Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс...

Рабочие программы по учебным предметам 4 класс фгос

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изо, технологии и ОРКСЭ....

Рабочие программы по учебным предметам. 1 класс УМК "Гармония".

Материал содержит рабочие программы и их аннотации по учебным предметам для 1 класса УМК "Гармония"....

Рабочие программы по учебным предметам 4 класс

Данный материал содержит рабочие программы по предметам, 4 класс...