Алгоритм уроков чтения в начальной школе.
методическая разработка по чтению по теме

Подофеденко Любовь Николаевна

 

Разработанный алгоритм проведения уроков чтения включает в себя новые технологии обучения: модульное, разноуровневое и технологию обучения навыкам оптимального чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnyy_material.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подофеденко Л.Н.

учитель начальных классов МБОУ СОШ №10 ст.Новопокровской Краснодарского края.

Алгоритм уроков чтения в начальной школе.

В отличие от традиционной системы обучения в основе построения урока по новым технологиям лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями.

Урок чтения ориентирован на решение таких задач, как формирование навыков осознанного, белого, правильного, выразительного чтения, как речевое, эмоциональное и творческое развитие.

Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей самостоятельную деятельность:

- самоанализ, самоцелеполагание;

- самопланирование, самоорганизацию;

- самоконтроль и оценку, саморегулирование.

Разработанный алгоритм проведения уроков чтения включает в себя новые технологии обучения: модульное, разноуровневое и технологию обучения навыкам оптимального чтения.

По данному алгоритму работа ведётся индивидуально: одни ученики могут продвинуться значительно вперед, другие, наоборот, могут остановиться на одном из этапов урока. Учитель организует работу в группах с опорой на зону ближайшего развития по трём уровням: нижний, средний и высокий. Зона ближайшего развития определяется после каждого модуля. Группы в течение урока могут меняться.

Алгоритм урока есть у каждого ученика. Учитель учит пользоваться предписаниям модулей постепенно, останавливаясь на каждом модуле основательно. Когда дети научатся пользоваться предписаниями алгоритма, можно перейти к самостоятельной работе на одном уровне.

Важно знать то, что на уроке ведется работа по предписаниям модуля в соответствии с поставленной задачей (модули 1,2,3,6 присутствуют на каждом уроке).

Номеру модуля

Номер задания

Учебный материал

с указанием задания

Методические указания

1

2

3

4

Цель урока: совершенствование беглого, правильного, выразительного чтения; развитие  речи, творчества и воображения, в процессе работы в группах.

Модуль 1

Цель -  научится четко читать целыми словами. Освоение данного модуля поможет развить зрительную память, внимание, речь, расширить словарный запас.

1

Подготовиться к звуковой разминке, к игре «Фотоглаз».

  1. Звуковая разминка.
  2. Упражнение на дыхание.
  3. Упражнение «Фотоглаз».
  4. Словарная работа (слова из коробочки).

Готовность покажи красным сигналом. Смотри на доску.

2

Подготовиться к проверке

Цель – проверить свои навыки:

беглость; осознанность прочитанного.

  1. Открой учебник на странице… (стихотворение, повтори его.)
  2. Прочитай 1/3 страницы. (расскажи соседу по парте.)
  3. Расскажи, о чем говорится в учебнике, что особенно запомнилось .
  4. Найди ответ на вопрос к тексту.
  5. Оцени себя.
  6. Выслушай оценку учащихся..

Работай в паре.

Смотри в верхний угол доски.

3

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель – подвести итоги.

Приготовь сигналы:

красный – 5; зеленый – 4; желтый – 3.

Как ты подготовился к уроку?

Над чем еще надо работать?

Какие качества характера надо воспитывать? усидчивость; устойчивость; упорство и др.

Модуль 2

Цель – узнай, о чем говорится в произведении.

Освоение данного модуля поможет осознать прочитанное.

1

Прослушай объяснения учителя, прими участие в беседе.

Цель – научиться воспринимать и перерабатывать содержание материала. Какие произведения этого автора ты читал? О чем он пишет?

2

1.Открой учебник на странице…

Чтение-спринт начни по команде учителя: «Начали!». «Памятка».

- Плотно сожми губы и зубы.

- Читай только глазами.

- Читай как можно быстрей. Читай все.

- Ответь на вопросы к тексту. Ответь на вопросы после-ля: «Стоп!»

2. Продолжи чтение текста шепотом. Непонятные слова подчеркни или выпиши на листок.

3. Ответь на вопросы к тексту. Обсуди свой ответ на вопросы и посоветуйся.

Поделись своими чувствами. Спроси о значении непонятных слов. Прими участие в общеклассной беседе.

Цель – подвести итоги.

Что нового ты узнал из этого текста? Все ли ты понял?

Сделай вывод: необходимо ли читать произведение?

Смотри в верхний правый угол доски

Смотри на доску

Работай в паре

Модуль 3

Цель – научиться читать бегло. Освоение данного модуля поможет тебе более быстро читать книги, газеты, журналы, титры в кино, по телевизору.

1

Подготовиться к выполнению интенсивного упражнения в навыках беглости. 1. Чтение за диктором (вполголоса).

2.Чтение – под ритмический стук.

3. Чтение с отрывом взгляда от текста.

4. Чтение с убыстрением.

5. Чтение в парах.

6. Чтение с переходом на

7. Чтение в темпе скороговорки.

8. Жужжащее чтение.

9. Чтение текста, перекрытого полосками.

10. Чтение про себя (только глазами).

11. Замер скорости чтения.  

Слушай команды учителя: «Начали!», «Стоп!»

Запиши результат в тетрадь

2

Прими участие в общеклассной беседе. Цель – подвести итоги.

  1. Оцени свое чтение: выше нормы, без ошибок «5»; 40 норме, 1-2 ошибки – «4»; ниже нормы, 3-5 ошибок – «3».
  2. Сделай вывод:

прочитай цель модуля;

подумай, достиг ли ты цели;

если цели не достиг, вернись опять к работе по данному модулю.

Смотри нормы в своей тетради (на доске) (Можно дома.)

Сделай запись домашнего задания в дневнике

Модуль 4

Цель – научиться читать зрительно. Освоение данного модуля поможет в общении с людьми.

1

Выбери отрывок по своему желанию. При подготовке пользуйся памяткой: 

  1. правильно ставь ударения.
  2. Соблюдай паузы.
  3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
  4. Определи темп (быстро, медленно).
  5. Читай эмоционально.
  6. Покажи интонацией свое отношение к произведению.

2

Прочитай подготовленный отрывок вполголоса по парте. Выслушай его оценку.  

Работа в паре

3

Прочитай отрывок еще раз

4

Прими участие в общеклассной беседе. Цель – подвести итоги.

  1. Оцени свое выразительное чтение. Все ли пункты памятки ты выполнил? Выполнил все – «5»;

1-2 не выполнил – «4»;

  1. не выполнил – «3».

2.Прими участие в конкурсе дикторов. Определи победителя с учетом всех пунктов памятки.

Сделай вывод: достиг ли ты цели? Если цели не достиг, вернись опять к работе по данному модулю.

Покажи сигнал

Модуль 5

Цель – научиться выделять мысли, пересказывать содержание прочитанного, вести диалог. Освоение данного модуля будет  способствовать развитию речи,  памяти.

1

Прочитай соседу  по парте один абзац.

2

Сосед по парте задает тебе вопросы для того, чтобы ты понял значение слов, словосочетаний, уловил смысл абзаца.

3

Обсуди с партнером возможные варианты заголовков, выбери наилучший. Учти: заглавие выражает смысл абзаца.

Запиши заглавие в тетрадь

4

Перескажи содержание первого абзаца.

5

Работай с соседом по парте по его  вопросам.

6

Работай над вторым абзацем и далее, как над первым.

7

Дай соседу свою тетрадь для выставления отметки. Поблагодари партнера за своевременную работу.

8

По окончании работы над текстом подготовься к выступлению в группе. Помни: тебе помогут передать содержание записанные в тетради заголовки.

9

После выступления в группе работа над пересказом закончена.

10

Прими участие в общеклассной беседе. Цеть – подвести итоги. Прочитай цель модуля; подумай, достиг ли ты цели; если цели не достиг или достиг частично. Вернись к работе по данному модулю дома.

Сделай запись в дневнике.

Модуль 6

1

Проверь свои знания. ответь на контрольные вопросы.

Работа в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках чтения в начальной школе

Данная работа имеет сугубо практическую направленность. Представлен опыт использования аудиовизуальных  средств обучения на уроках литературного  чтения обучающихся 3-го класса по УМК ...

Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках чтения в начальной школе

Данная работа имеет сугубо практическую направленность. Представлен опыт использования аудиовизуальных  средств обучения на уроках литературного  чтения обучающихся 3-го класса по УМК ...

Развитие речевого аппарата на уроках чтения в начальной школе

В статье отображен опыт работы со скороговорками на уроках чтения в начальной школе. Прилагаются скороговорки....

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках чтения в начальной школе.

Процесс овладения обучающихся  начальной школы полноценным навыком чтения, является на данный момент, актуальным в соответствии с требованиями предъявляемыми к современной школе....