План урока литературы. Тема урока: А.П.Чехов «Каштанка»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Иваненко Наталья Юрьевна

Открытый урок по произведению А.П. Чехова "Каштанка". Урок освоения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_po_literature._a.p.chekhov_kashtanka.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

План урока литературы.

Тема урока:  А.П.Чехов «Каштанка»

Цели  урока:

 I. Обучающие:

1. обогащать читательскую деятельность обучающихся в процессе работы над произведением А.П. Чехова;

2. учить пользоваться литературоведческими понятиями для усвоения содержания и понимания формы произведения;

3. отрабатывать навык выразительного чтения, чтения молча, учить пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым).

ΙΙ.Развивающие:

1. развивать творческое воображение, мышление, внимание, умение работать в группах;

2. формировать адекватную самооценку, коммуникативные навыки;

3. развивать познавательную активность обучающихся.

ΙΙΙ. Воспитательные:

1. прививать любовь к книгам писателя А.П. Чехова;

2. воспитывать чувство любви к животному миру, милосердие, сострадание.

Задачи:

     1. обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением;

     2. отрабатывать навык чтения вслух и про себя;

     3. расширять словарный запас обучающихся;

     4. пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым);

     5. воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Форма урока: урок – диалог.

Методы, используемые на уроке: проблемно – диалоговый.

Формы работы с обучающимися: групповая и индивидуальная. Оборудование урока: портрет А. П. Чехова, текст рассказа «Каштанка», карточки с названиями глав, презентация, компьютер, проектор.         

Оформление доски

« Славный народ собаки»

                      А. П. Чехов

( по рассказу А. П. Чехова  « Каштанка»)

Ход урока:

Ι. Организация начала урока.

Приветствие обучающихся. Вступительное слово учителя.   Целеполагание.

Свой урок мы начнем с загадки.

- Кто это?

Лежит-молчит, подойдешь –заворчит. (Собака)

- Правильно.   Ребята, сегодня мы с вами  поговорим о знаменитом рассказе А. П. Чехова  «Каштанка». Знаменитом потому, что « …в этом рассказе Чехову удалось сделать « литературное открытие» - очень правдоподобно рассказать о переживаниях» собаки, показать её внутренний мир , передать «собачьи мысли».

- Но сначала мы познакомимся с нашим знаменитым земляком-А. П. Чеховым (просмотр презентации).

ΙΙ. Основная часть урока (анализ рассказа, беседа с обучающимися).

1. Чтение начала рассказа наизусть (один из учеников). Именно так начинается рассказ.

- Какие эмоции, чувства, переживания вызвал рассказ?

2. Рассказ имеет одну особенность: он состоит из 7 глав, каждая из которых имеет самостоятельное название.

- Вспомним названия глав, их последовательность расположения в тексте рассказа. Попытаемся определить, почему каждая глава имеет такое название.  (Один ученик у доски верно располагает карточки с названиями глав.)

3. Групповая работа.

Учащиеся начинают работу в 4 группах: 1-ая гр. -1,2 главы;  2-ая гр.- 3,4 гл.;  3-я гр. – 5, 6 гл.; 4-я гр. – 7 гл.)

Затем учитель опережает слушание мнений групп новым общим вопросом:

- Какую общую закономерность вы увидели в названиях всех глав?

номер   главы

название   главы

причина названия

1

Дурное поведение.

Поведение Каштанки, она собою недовольна, она вне себя, вела себя, как она думает, « крайне неприлично»

2

Таинственный незнакомец.

Таким увидела Каштанка нового хозяина, он многим отличался от её прежних хозяев

3

Новое, очень приятное знакомство.

Каштанка познакомилась с другими обитателями квартиры: котом и гусем, сам хозяин скажет о них « приятная публика, не обидит»

4

Чудеса в решете.

Глава удивлений Каштанки: незнакомец принёс с собой странную вещь, похожую на ворота и букву П, гусь делает разные «фокусы»,  приходит свинья Хавронья Ивановна, присоединяется кот, звери делают « египетскую пирамиду»

5

Талант! Талант!

Незнакомец разглядел в Каштанке талант цирковой артистки, она постепенно училась разным наукам: плясала, бегала на корде, выла под музыку, звонила, стреляла, могла уже заменять Фёдора Тимофеевича в египетской пирамиде; слово «талант» Каштанке казалось уже кличкой

6

Беспокойная ночь.

Ночь, когда героиня испытала страх, непонятную тоску, она понимала, что гусь умирает и ей казалось, что с ней случится то же самое , что и на неё все будут смотреть  с ужасом

7

Неудачный дебют.

Тётка впервые в цирке (для неё это странное, непонятное место), дело до демонстрации её умений не дошло: она услышала на трибуне: «Тятька! А ведь это Каштанка!»

После проверки работы групп по первому заданию ребята отвечают на общий вопрос учителя: мы видим, что в название каждой главы вошла Каштанка, в заглавиях присутствуют её видение внешнего мира, её оценки, мысли, чувства

4. С самого начала рассказа автор фиксирует внимание не только на внешних чертах поведения Каштанки, но и на зримых или скрытых знаках её душевного состояния.

Найдите в тексте слова, помогающие его определить.

Продолжение работы в группах.

Затем проверяем собранный материал:

1 глава

Беспокойно оглядывалась, плача, не вынося музыку, к великому её удивлению; бросилась, не помня себя; овладели отчаяние и ужас, стала горько плакать.

2 глава

Плакала, погрузилась от изнеможения в дремоту,  заскулила жалостнее, смотрела с умилением и любопытством; завиляла хвостом, чувствуя приятную истому; глядела умильно, скулила тоскливее.

3 глава

Сердитая, угрюмая, испугалась ни на шутку, заскулила обиженно.

4 глава

От выстрела пришла в восторг, завывала от восторга, взвизгнула от восторга.

5 глава

Грустила.

6 глава

Проснулась от страха, жутко хотелось лаять, было страшно, было жутко оставаться в потёмках, было скучно, хотелось плакать.

7 глава

Задвигалась беспокойно, заворчала сердито,  запестрело в глазах и в душе, от ужаса не могла произнести ни звука, застыла от удивления и восторга, бросилась с радостным визгом, радуется…

5.   Особенное значение в литературе придается снам.

- Какие сны видит Каштанка? Как её сны отражают её душевное состояние? (Продолжение групповой работы)

Сны Каштанки:

1 группа -  гл . 2 – снится Федюшка, который с долотом в руках погнался за пуделем,  он сам покрылся шерстью, весело залаял  и очутился около Каштанки, они добродушно понюхали друг другу носы и побежали на улицу;

2 группа -  гл. 4- снятся 2 неясные фигуры, с физиономиями                                                                                                       симпатичными, милыми, при  их появлении Тётка виляла хвостом, и ей казалось, что она их где-то когда-то видела и любила, засыпая, она всякий раз чувствовала, что от этих фигур пахнет клеем, стружками и лаком.

3 группа -  гл. 6- приснился собачий сон, будто за ней гонится дворник с метлой

4 группа -  все  сны Каштанка видит в разные периоды её пребывания у незнакомца, все они говорят о том, что героиня грустит о своём  « уютном местечке» под верстаком, страдает, прощает обидчику Федюшке все обиды. Она привыкла жить у нового хозяина, но память о её прежней жизни очень свежа, Тётка  поэтизирует своё прошлое.

6. Какой вывод о характере собаки мы можем сделать, анализируя её чувства, мысли, сны? Какие черты, присущие ей, напоминают человека?

Каждая группа называет только одну черту характера после 2-ух минутного обсуждения. (Домовитая, беспокойная, чуткая, старательная и др. Многие её черты присущи человеку.)

- Скажите, ребята, а  поднимает  ли Чехов в своём рассказе  проблему взаимоотношений человека и животных? Как вы думаете, кто кому нужнее: мы животным или они нам? Обоснуйте ответ.

Этот вопрос также носит индивидуальный характер.  Заслушиваются мнения 2-3  обучающихся.

7. И наконец, финал рассказа. Просмотр отрывка из мультфильма «Каштанка»

Собака словно поставлена в ситуацию выбора между жизнью у столяра и Федюшки  и жизнью  у дрессировщика. Вспомним, как ей жилось у обоих хозяев.

Звучат заранее приготовленные монологические ответы учащихся.

1-ый ученик. Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров.  Нередко можно было получить удары и услышать: « По- шла вон, треклятая! »

Чехов пишет о её жизни: « Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: « Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться! »»

2-ой ученик.  Новый её хозяин жил в большой светлой комнате, где сначала поселилась и Каштанка. Ей отвели место в углу около дивана на матрасике, а затем переселили в комнату с грязными обоями, в которой героиня обрела соседей: кота Фёдора Тимофеевича и гуся Иван Иваныча. Жизнь её текла как по маслу. Ей позволяли ходить по всей квартире, ни разу никто на неё не затопал ногами, никто не ударил, не крикнул. Одна она оставалась только вечерами, днём же хозяин учил её разным наукам, хвалил её и видел в ней « несомненный талант»; она получала массу новых впечатлений.

Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.

Финал рассказа не соответствовал реальной истории.

Индивидуальное сообщение о реальных событиях рассказа, о Дурове. (Сообщение учащегося)

        Владимир Леонидович Дуров (1863-19340), выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.

        История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так каштанка осталась у Дурова.

- Почему, хотя у дрессировщика Каштанке жилось лучше, она при первой возможности возвращается к своим прежним хозяевам?

- Возможно, потому, что главными  её качествами были преданность и верность.

ΙΙΙ. Подведение итогов урока.

  1. Подведем  итоги урока.

Вернёмся к вопросу:  Как удалось Чехову сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного?

Обучающиеся назовут способы: передал собачьи мысли и чувства, заглянул в собачьи сны, дал ей  слово, наградив внутренним монологом, поставил в ситуацию выбора и предоставил возможность выбрать.

- Так о чем же рассказ Чехова?

        Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность, они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы.  В своей истории о перипетиях жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям своим меньшим, которая в жизни  для самого писателя укладывалась в короткую фразу:

« Славный   народ  собаки».

  1. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся дать оценку уроку и их деятельности на нём. Это ему помогают сделать вопросы типа:  Что интересного  было на уроке?  Какое из заданий показалось особенно сложным?   Что, по их мнению, им удалось лучше на этом уроке?

  1. Оценки за урок

ΙV. Домашнее задание.

Составь свой проект и защити его на следующем уроке «Мой домашний питомец»: фотография и небольшой рассказ, красочно оформленный.

Приложения к уроку «Славный народ собаки»

(по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)

Карточки:

Дурное поведение

Таинственный незнакомец

Новое, очень приятное знакомство

Чудеса в решете

Талант! Талант!

Беспокойная ночь

Неудачный дебют

Индивидуальные сообщения.

1.  Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров.  Нередко можно было получить удары и услышать: «По- шла вон, треклятая!»

Чехов пишет о её жизни: « Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: « Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться! »»

2.  Новый её хозяин жил в большой светлой комнате , где сначала поселилась и Каштанка. Ей отвели место в углу около дивана на матрасике , а затем переселили в комнату с грязными обоями, в которой героиня обрела соседей: кота Фёдора Тимофеевича и гуся Иван Иваныча. Жизнь её текла как по маслу. Ей позволяли ходить по всей квартире, ни разу никто на неё не затопал ногами, никто не ударил, не крикнул. Одна она оставалась только вечерами, днём же хозяин учил её разным наукам, хвалил её и видел в ней « несомненный талант»; она получала массу новых впечатлений.

Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.

3. Владимир Леонидович Дуров(1863-19340, выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.

История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так Каштанка осталась у дурова.

Список    использованной   литературы:

  1. Барова Е.С. Уроки литературы в 5 – ом классе по учебнику  - хрестоматии « Шаг за горизонт». Методические рекомендации для учителя /  Под научн. Редакцией Р. Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – М.:Баласс, Изд.Дом РАО , 2005.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. « Шаг за горизонт». Учебник – хрестоматия для 5-го класса. Книга 2. – М.: Баласс, 2012.
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.. Тетрадь по литературе. 5 – й класс (к учебнику « Шаг за горизонт»). – М.:  Баласс, 2009.
  4. Чехов А.П. «Каштанка» и другие рассказы. – М.: Самовар, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения Чехов "Ванька"

Презентация составлена ко всем этапам урока. В неё включены этапы жизни и творчества А. П. Чехова, задания и иллюстрации к рассказу "Ванька"...

Презентация к плану-конспекту по литературе.Тема: Д.Хармс, С.Маршак "Весёлые чижи".

В этой презентации помещены иллюстрации к произведениям авторов, иллюстрированная словарная работа, физкультминутка для глаз, творческая работа и т.д....

Конспект урока А.П.Чехов Мальчики

На данном уроке дети знакомятся с творчеством А.П.Чехова и его произведением "Мальчики". Методика предусматривает непосредственное активное и осознанное участие школьников в уроке, мобилизац...

Открытый урок А.П. Чехов "Ванька"

Цель урока:Обеспечить учащихся возможностью ознакомиться с поставленными в рассказе А. П. Чехова «Ванька» проблемами нравственного характера на примере жизненной истории главного героя....

Открытый урок в 3 классе на уроке литературе . Тема В.Ю. Драгунский " Главные реки"

Разработка урока литературы с использованием современных гаджетов....

Открытый урок А.П. Чехов "Мальчики"

Тема урока: А.П.Чехов «Мальчики».Тип урока: изучение нового материала.Цель:  Предметные:1) познакомить детей с жизнью и творчеством А.П.Чехова;  2)обучить аде...

Конспект урока: А.П.Чехов «Мальчики».

Конспект урока: А.П.Чехов «Мальчики»....