Использование ИТК на уроках литературного чтения в 1 классе.
статья по чтению (1 класс) по теме

Громова Наталья Васильевна

Одним из направлений совершенствования общего образования, и начальной школы в том числе, является информатизация. Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности — социально востребованные задачи. С 2002/03 учебного года в школе первой ступени было рекомендовано ввести предмет «информатика». Тем не менее можно утверждать, что решение этих задач может осуществляться не только при изучении информатики со II класса.                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuter_na_urokakh_obucheniya_gramote.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  ИКТ  на уроках литературного чтения в 1 классе.

           Одним из направлений совершенствования общего образования, и начальной школы в том числе, является информатизация. Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности — социально востребованные задачи. С 2002/03 учебного года в школе первой ступени было рекомендовано ввести предмет «информатика». Тем не менее можно утверждать, что решение этих задач может осуществляться не только при изучении информатики со II класса.                                                                        

        Урочное применение электронных учебных материалов при обучении грамоте, математике, на уроках чтения и окружающего мира и других предметов не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем.

         Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

           Существенное влияние на результат включения современных средств обучения в традиционный урок оказывают содержание, структура  применяемых учителем электронных учебных материалов.

          Компьютер можно использовать при повторении основ звукобуквенного анализа, слоговой структуры слова, особенностей написания шипящих и в некоторых других случаях .

       Яркие рисунки, необычные, интересные задания, способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.

       Использование стандартных средств управления программой способствует формированию у школьников первой ступени обучения информационно-коммуникативной компетентности.

           Дифференциация процесса обучения достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности из широкого спектра заданий.

  Для изучения гласных букв можно предложить  следующие виды заданий:

1. Поиск изучаемой буквы в словах.

2. Составление слова в результате выбора нужного слога с изучаемой буквой.

3. Поиск пропущенных букв в различных словах.

         

          Согласным буквам соответствует следующая группа заданий:

1. Поиск изучаемой буквы в словах.

2. Составление слова в результате выбора нужного слога с изучаемой буквой.

3.Определение мягкости или твердости звука в словах.

4.Составление звуковой схемы слова.

5.Вставка пропущенных букв в словах.

     

            По теме «Ударение» предлагаются задания двух видов:

1.Определение ударного слога в слове.

2.Соотнесение слова и его слоговой схемы с указанным ударным слогом.

     

         По теме «Слоги» возможно выполнение следующих заданий:

1.Подбор слова из группы слов к указанной слоговой схеме.

2.Распределение картинок, иллюстрирующих значение слов, на группы в зависимости от количества слогов.                                                                      

3.Выбор слоговой системы из группы схем к данному слову                                        

         Можно включить  кроссворды по темам «Ягоды», «Птицы», «Растения», «Животные», «Природа», «Огород».  Можно готовить различные презентации при изучении согласных и гласных звуков и букв.

          Наилучшим по санитарно-гигиеническим требованиям и удобным для организации урока признано размещение компьютера на небольшом компьютерном столике рядом с учительским столом. Монитор устанавливается таким образом, чтобы на экран не попадали блики солнечного света, а учитель, стоящий у доски, мог визуально контролировать работу ученика за компьютером. В случае необходимости монитор можно развернуть к классу. Если число учеников в классе невелико, то становится возможна коллективная работа с иллюстративным материалом либо совместное выполнение тренировочных заданий.

        Первоначальное знакомство с различными электронными учебными материалами, можно проводить во внеурочное время. Учитель показывает детям, посещающим группу продленного дня, основные приемы работы на компьютере, а затем предоставляет возможность самостоятельной работы. При этом важно строго следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм пребывания младших школьников за компьютером. Практика показывает, что на освоение учащимися приемов работы с  компьютерными пособиями не требуется продолжительного времени. Большинство первоклассников через несколько минут начинают уверенно выполнять увлекательные задания, отличительные черты которых красочность и интерактивность.

           Включение новых информационных технологий в учебный процесс следует начать с внимательного изучения содержания электронного учебного пособия. При разработке плана урока необходимо предусмотреть те этапы, на которых дидактически целесообразно применение компьютер для фронтальной, индивидуальной работы. При использовании проекционной аппаратуры для фронтальной работы или коллективного обсуждения следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, применение технических средств обучения в начале урока активизирует внимание школьников, настраивает на продуктивную деятельность. Во-вторых, необходимо помнить, что для детей 6-7 лет продолжительность подобной учебной деятельности не должна превышать пяти минут.

         Задания высокого уровня сложности можно предложить выполнить тем ученикам, которые быстрее и успешнее других справились с общим для класса заданием.

        На этапе обобщения изученного материала вновь можно включить проекционную аппаратуру и провести закрепление изученного. Например, пролистать виртуальные книги, заполненные в процессе выполнения индивидуальной работы учеников, и обсудить полученные результаты.

        Для выполнения заданий, включающих более четырех слов, можно приглашать учащихся, которые сидят, например, на первом ряду, поочередно. При этом предложить дублирующую работу у доски ученикам, которые сидят на втором ряду. Такая эстафета обычно вызывает интерес у младших школьников, а игровая форма способствует повышению уровня комфортности обучения.

      Еще один из эффективных приемов использования компьютера в учебном процессе — работа с электронными учебными материалами в группе, чаще всего в паре. Если предложить детям задание исследовательского характера, требующее переноса знаний, обсуждения, то подобная совместная работа помимо учебных целей позволит достичь очень важных психолого-педагогических и воспитательных результатов. Речь идет о формировании и развитии умения работать в группе, о толерантности, взаимовыручке, о личной ответственности за коллективно полученный результат.

         Несомненно, учет педагогом сведений о статусе каждого ребенка в коллективе, о личностных особенностях учеников позволит максимально использовать дидактические и воспитательные возможности этого вида учебной деятельности.

         Экспериментальная работа показывает, что методических приемов применения компьютера достаточно много. Каждый учитель, исходя из содержания заданий, особенностей своих учеников, на основе известных методических приемов и авторских подходов, может выработать наиболее адекватную тактику использования компьютера на уроках литературного чтения в 1 классе начальной школы.

          Опыт многолетней работы школ  подтверждает, что эффективное применение компьютера в обучении младших школьников не только теоретически возможно, но и практически осуществимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Использование интерактивной доски на уроках литературного чтения 4 класс

Данный материал был создан для проведения "круглого стола" на тему " Использование ЭОР на уроках". Здесь описывается пошаговое описание использование интерактивной доски на уроках литературного чтения...

Методическая разработка. Использование ЭОР на уроках литературного чтения. 3 класс

Методическая разработка, в которой представлены: оценка образовательного потенциала ЭОР, карта ЭОР, фрагмент урока с ЭОР....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....