Конспект урока литературного чтения в 4 классе с презентацией. А. Ишимова."Славяне"(учебник Р.Н. Бунеева "В океане света")
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Темнова Татьяна Анатольевна

Урок литературного чтения с презентацией по рассказу А. Ишимовой "Славяне". В ходе выполнения аналитического задания ,дети сами выходят на тему урока, проводят большую работу с текстом доо чтения, предугадывают содержание, опираясь на знания курса "История Отечества". Проводится глубокий анализ текста, красочная презентация помогает лучше усвоить материал урока. Содержание урока проникнуто чувством патриотизма и любви к родному слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon урок чтения с презентацией1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 4 классе.

Александра Осиповна Ишимова. «Славяне».

Р.Н.Бунеев,Е.В,Бунеева. В океане света.М.:»Баласс»,2012.

Цели и задачи: - познакомить с жизнью и творчеством А.О. Ишимовой, ее книгой «История России в рассказах для детей», рассказом «Славяне».

  1. развивать умение анализировать текст;
  2. воспитывать чувство патриотизма, национальной гордости, любви к художественному слову.

Оборудование

Для учеников: раздаточный материал со словами

Для учителя: мультимедийный проектор, книга А. Ишимовой «История России в рассказах для детей».        

                                                                                                                                                                                                                                                                

Этап урока

Ход урока

Оргмомент.

Настрой на урок.

Мотивирование учебной деятельности;

повторение литературных понятий, развитие мыслительных операций.













Формулирование темы урока.

Перед вами карточки со словами. Придумайте задание, которое мы можем выполнить с этими словами.(распредилить слова на группы по общему признаку.) Слова, которые можно объединить, подчеркните одним цветом. (Проверка коллективная.) Назовите одним словом слова из каждого столбика.

Народы                                 жанры                          писатели


Татары                                  летопись                               А.Пушкин

Эскимосы                             былина                                 А. Ишимова  

Индейцы                               статья                                   Д.С. Лихачев

Славяне                                 рассказ                                Л. Н,Толстой

Арабы                                      стихотворение

                                                Сказка

  1. Какой из этих народов является предком русского, украинского и белорусского?(славяне)
  2. О каком из жанров литературы я говорю :

небольшое произведение в прозе, повествующее о каком – либо эпизоде из жизни героя ( рассказ)

  1. Произведения какого автора мы еще не читали?

(А. Ишимова)

По подчеркнутым словам попробуем определить тему урока.

(рассказ А. Ишимовой «Славяне»

                   

Работа с текстом до чтения.


















Предугадывание содержания произведения.

Откройте учебник на с. 160.

  1. рассмотрите иллюстрацию. Что видите? Опишите славян: возраст

      выражение лиц

     одежда

 что еще видим на иллюстрации? (ладья, крепость деревянная, идолы)

  1. Прочитайте имя  автора, обратите внимание на годы жизни: в какое время жила, кто были ее современники? (Жуковский, Пушкин)
  2.  Прочитайте название. Обратите внимание: отрывок?, специально для детей?. Как это понять: «христианского летоисчисления» - а еще какое было?( в древнем мире  Китае Египте счет лет велся по важнейшим событиям : разливу рек, правлению фараонов, еще было летоисчисление от сотворения мира, а здесь идет речь о современном летоисчислении от рождества Христова. Вспомним из уроков истории 2 важные даты для русского народа – 862 год (князь Олег) и 988 год (князь Владимир)

( образование государства Древняя Русь и принятие христианства)

О чем мы будем читать в рассказе? Давайте назовем вопросы, на которые по-вашему мнению, мы можем найти ответы в рассказе.Что нас прежде всего интересует, когда мы хотим узнать о каком-то народе? (Учитель записывает на доске за детьми)

  1. Что значит название народа «славяне»?
  2. Место жительства.
  3. Внешний облик.
  4. Занятия.
  5. Культура( традиции, песни, танцы, язык, кухня).
  6. Национальный характер (привести пример немцев- аккуратность, англичан – гордость, верность традициям)
  7. Чем отличается рассказ Ишимовой от статьи в учебнике истории? Почему он помещен в учебник лит. чтения?
  8. Кто такая Александра Ишимова?

Самостоятельное чтение.

Вопрсы после чтения:

-Оправдались ли ваши предположения?

-Нашли ли вы ответы на ваши вопросы?

-Интересно ли было читать?

- Почувствовали ли вы отношение автора к славянам? А к читателям?

Работа с текстом во время чтения.

1 абзац

  1. Как обращается автор к читателям? Зачем этот абзац? Почему нельзя было сразу начать рассказ?( заинтересовать, привлечь детей)

2 абзац              

- Какой прием использует автор? ( сравнение прошлого и настоящего).Зачем? (доступность).

  1. На какие вопросы мы нашли ответы в этом абзаце?

(внешность, нац. характе,происхождение слова «славяне»)


  1. Зачем Ишимова рассказывает о таких чертах славян, какие чувства она надеется вызвать у детей? (чувство нац. гордости)

3 абзац                

  - какими качествами славян особенно гордится Ишимова?

  1. сохранились ли эти качества у современных славян?
  2. На какой вопрос нашли ответ? (религия)

Вспомните, как называется вера в нескольких богов? (язычество).

Главный бог многих славян – Перун.Это бог молнии и войны. В честь него ставились деревянные статуи (идолы) и приносились в жертву животные  и зерно. У деревянной статуи Перуна в Киеве голова была серебряная. А усы-золотые.Бог Солнца – Ярило.Какой весенний праздник дошел до нас со времен древних славян?(масленица-проводы зимы).

  4 абзац - Почему славяне любили войну? О чем жалеет автор?(включаем запись народной песни)

5-6 абзац  Что мешало славянам побеждать врагов?


Как Ишимова делает рассказ понятным детям?( междоусобные войны, раздробленность-через личный опыт)

7-8 абзац Почему варяги жили счастливо?

  1. Почему старики обратились к варягам?
  2. Рюрики

А,Ишимова пересказала труд историка Карамзина « История государства российского» детям. Зачем?

Чем отличается рассказ Ишимовой от статьи из учебника истории?

( доступность, отношение автора, обращение к детям, к их опыту)

  1. Какую цель ставила Александра Осиповна, когда писала книгу?(Познакомить с историей Родины, воспитать любовь к Родине)
  2. На каой вопрос не нашли ответа в рассказе? (об авторе)
  3. Как вы представляете себе Александру Осиповну, читая эти строки? Возраст? Хотели бы увидеть портрет? (показ)

Работала над этим произведением Ишимова в возрасте 36 лет, но производится впечатление . что это рассказ пожилой женщины. Ишимова специально избрала образ старушки, зачем?(дети любят слушать сказки бабушек) .

А.Ишимова родилась в городе Тобольске,ее отец был высоким государственным чиновником_ секретарем генерал-губернатора Тобольской губернии,. позже семья переехала в Петербург.Саша была очень способной девочкой, прекрасно училась и собиралась поступать в Екатерининский институт, когда на семью обрушилось несчастье: отец Александры, опытный юрист,внезапно, в 3-дневный срок был отправлен в ссылку в далекий маленький захолустный городок Усть-Сысольск.  Ребята, вам ничего не говорит это название?! ( Это первое название нашего родного города Сыктывкара! Представляете, Ишимова когда – то ходила по тем же улицам, по котрым мы ходим сейчас, любовалась рекой и лесом!)Семейное предание гласит,что Ишимов пострадал,защищая права крестьян в деле с всемогущим графом.Семья поехала вслед за отцом.Александра вместе с матерью подала прошение царю об освобождении отца , и сама встретилась с царем, но в Петербург отец смог вернуться только через несколько лет.Александра увлеклась переводом книг на русский язык., а потом и написанием своих книг. 1-«Рассказы старушки», « История России…»,» Священная история в рассказах для детей», издавала детские журналы «Звездочка», «Лучи».Была дружна с Пушкиным, который высоко ценил ее книги, с Жуковским,с Одоевским., преподавала русский язык членам царской семьи.

 

Итог урока

НА какие вопросы не ответили?

Что особенно запомнили на уроке?Интересно ли будет почитать всю книгу Ишимовой? Дом. Задание: краткий пересказ рассказа.

 


Татары

Эскимосы

Индейцы

Славяне

Арабы

Летопись

Былина

Статья

Рассказ

Стихотворение

Сказка

Л. Толстой

А.Пушкин

А. Ишимова

Д. Лихачев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна

конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...

План- конспект урока литературного чтения (4 класс)

Тема: Как Христофор Колумб открыл Америку....

Конспект урока литературного чтения.1 класс.

Познакомить детей с произведениями Ю. Ермолаева «Лучший друг» и В. Орлова «Кто первый?»...

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Презентация - игра к итоговому уроку литературного чтения 3 класс раздела " Поэтическая тетрадь 1" ( учебник Л.Ф. Климанова,часть 2)

Цель данной презентации - в игровой форме привлечь внимание к творчеству русских поэтов.  Презентация может использоваться на заключительном уроке раздела " Поэтическая тетрадь 1" учебн...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....