Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.
статья по чтению (1 класс) по теме

Гукепшева Ирина Александровна

Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_tvorchestva.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.

Гукепшева Ирина Александровна, учитель начальных классов    МБОУООШ № 16, г. Армавира, (8960 4755254)  igukepsheva@mail.ru

Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Творческие люди - двигатель прогресса, так как само по себе творчество - это создание нового.  Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, становлению индивидуальности.

Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств.  Для детей важна именно  новизна их творческой деятельности. Эта  новизна, создаваемая и переживаемая ребёнком, имеет важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом – значение творчества для формирования личности. Привить креативность личности, возможно, начиная с раннего детства, пока больше свободного времени у ребёнка и более развита фантазия. Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка уроки  литературного чтения. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Она приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском возрасте. Значит, именно в школе мы имеем возможность пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и  любовь к чтению, развить  способность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова его нравственного и творческого потенциала.

Почему так привлекательны для меня уроки литературного чтения? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. Конечно, важно заметить каждого, так как для кого- то достижение – задать к тексту вопрос, а для кого-то - создать собственное стихотворение или сочинить сказку. Овладение приёмами понимания текста слабым ученикам позволяет почувствовать своё «могущество» над знаниями, а сильным открывает дорогу к новым вершинам.  На уроке важное место занимают такие формы работы как драматизация, иллюстрирование произведений, словесный, творческий пересказ, постановка «живых картин» к произведению. Проведение драматизации способствует пробуждению творческой мысли детей, возникновению желания, потребности к созданию самостоятельных мини – драматических сцен на основе личных наблюдений, собственного опыта.  Инсценируются тексты, обладающими ярким, интересным сюжетом, острым конфликтом, выразительным диалогом, запоминающимися характерами. При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения. При изучении фольклорного материала можно использовать пальчиковый театр - такая работа способствует развитию выразительности речи.  Уделяя большое внимание созданию условий, обеспечивающих свободу самовыражения детей, развитие их эмоциональной и духовной сферы использую такие приёмы: ведение читательских дневников, поэтических тетрадей, занятия театральной деятельностью всем классом поддерживают интерес и любовь к литературе, развивают творческий потенциал младшего школьника. Создание атмосферы всеобщего внимания, заинтересованности, радости успеха, удовлетворения в работе, уважительного отношения детей друг к другу повышает общий тонус в учении, в стремлении достичь больших успехов. С целью развития творческой активности на уроках литературного чтения необходимо использовать систему творческих заданий, которая отвечает следующим требованиям:

познавательные творческие задания должны строиться на междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей;

творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично- поисковым, а затем и к собственно творческим;

система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.

В работе с детьми руководствуюсь правилами:

 принимать ребёнка таким, каков он есть, каждый ребёнок талантлив по-своему;

делать установку на лучшее в человеке, культивировать лучшие качества души;

организовать деятельность таким образом, чтобы дать ребёнку возможность стать таким, каким он хотел бы стать, и каким бы его хотели видеть – настойчивым, умным, добрым; дать испытать удовольствие от себя хорошего.

От нас учителей зависит многое в дальнейшеё судьбе ребёнка. Мало просто вложить в ребёнка знания, необходимо, чтобы эти знания способствовали развитию личности.

Литература:

Алешаева Н.П., Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.2004. №11.

Никонович Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. // Начальная школа. 2005. № 6.

Оморокова М. И. Основы обучения чтению.2005 г.

Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990.

Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к искусству и развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие интереса у обучающихся к предмету литературное чтение. Приобщение детей к культуре, к литературе, к искусству, к театру. Урок по литературному чтению - мастерская по раскрытию интеллектуальны...

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения

В статье указаны этапы формирования коммуникативных УУД Д и  фрагменты урока....

Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения

Современное общество переживает очень важный этап: это и экономический кризис, финансовые коллизии, военные действия, терроризм, природные катаклизмы. Во всей этой жизни участвует человек. Чтобы высто...

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия, а также проанализировать приемы и методы, способствующие активному формированию творческих способностей у младших школьников....