Разработка урока литературного чтения по теме: "Весна в творчестве С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». "
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Никанорова Елена Владимировна

В методической разработке дан подробный план проведения урока литературного чтения с указанием целей урока и его этапов. На уроке использованы современные приемы  - синквейн, рефлексия эмоционального настроя. Разработка будет интересна для учителей начальных классов,методистов и заместителей директора по учебно-воспитательной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок чтения. 4 класс.

Тема: Весна в творчестве С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш»

Цели урока:

1. Знакомство с  творчеством С.Я.Маршака

2. Развитие речи, воображения, способности высказывать собственное мнение

3. Воспитание положительную мотивацию в обучении.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

- Ребята, посмотрите, какая сегодня прекрасная погода! Природа пробудилась от зимнего сна. Птицы, звери, люди все рады весне. Солнышко согревает нас своими лучами. Пусть хорошее, бодрое настроение сопровождает вас весь урок.

2. Постановка задач урока.

А) Прослушивание музыкальной пьесы «Жаворонок» П.И.Чайковского

- О чем поведала нам музыка, которую мы сейчас прослушали? (О приходе весны, о пробуждении природы, птицы радуются весне и щебечут).

Б) Работа с репродукциями картин о весне известных художников.

- Посмотрите на экран. Весна вдохновляет и художников. Всмотритесь в их картины, почувствуйте весну.

- Какие стихотворения вы помните о весне? (Ответы учащихся)

3. Знакомство с темой урока.

- Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением о весне. Его автор -  Самуил Яковлевич Маршак. Я немного расскажу вам нем.

Биография С.Я.Маршака.

Родился Маршак 4 ноября 1887 года в городе Воронеже. С четырех лет начал сочинять стихотворные строки. В 11 лет Маршак, учась в гимназии, уже переводил с латинского древнегреческого поэта Горация. Маршак - один из лучших поэтов-переводчиков в нашей стране.

- Какие произведения С.Я.Маршака вы знаете? (ответы учащихся)

Физминутка.

4. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Ландыш». 

а )Работа с текстом до чтения. Словарная работа.

- Отметьте непонятные слова (чтение незнакомых слов и их объяснение).

Томиться, бутоны, венчики. Работа по толковому словарю.

б) Работа с текстом во время чтения.

Дети читают стихотворение про себя.

Чтение вслух.

- Прочитайте первые четыре строчки.

- Что вы себе представили? Что почувствовали? Какие образы возникают перед нами?

- «Чернеет лес» можно заменить словом черный?

- Какой цвет вы выбрали для этих строчек?

- Какие звуки вы слышите, когда читаете эти строчки?

-Прочитайте следующие строчки.

- Почему «колокольчики весны»?

- «Но солнце раскрывает венчики у колокольчиков весны»- как вы понимаете эти строчки.

- С чем можно сравнить венчики? (глазки)

Чтение третьего столбика.

- Что представили? (ребенок в пеленках; листики, как ладони берегут ландыш)

- Чей это ребенок? Чье дитя? (леса, природы)

- Почему Маршак пишет, что ландыш «прохладен»? (первый цветок, похож на снег)

- Какой цвет вы выбрали для этих строчек?

- Какие запахи почувствовали?

Чтение четвертого столбика.

- Почему Маршак пишет «лес томиться»?

- Почему «горький цветок»? (Ландыш. Его ядовитый сок используют в медицине. Сок имеет горький вкус.)

в) Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте еще раз. Почувствуйте, чем «пахнет» лес? (землей, корой, листвой).

- Приготовьтесь читать стихотворение от лица человека, который восхищен красотой и нежностью ландыша.

- Как вы считаете, получилось передать восхищение?

г) Работа со стихотворением после чтения.

- Мы увидели, насколько трудна работа писателя, художника, композитора, поэта. Познакомились с прекрасным стихотворением Маршака «Ландыш».

- Какие строки стихотворения вам больше всего понравились?

Игра «Синквейн»

- Давайте вспомним правила синквейна.

1. Слово – «Ландыш»

2. 2 прилагательных, описывающих предмет (в данном случае – ландыш)

3. 3 глагола (например, растет, благоухает, радует)

4. Предложение из 4 слов

5. Слово о предмете (Например, цветок, или вестник весны)

6. Итог урока. Рефлексия.

- Что вы узнали нового на сегодняшнем уроке?

- У каждого из вас на парте лежат смайлики. Покажите своё настроение.

- Я очень рада, что вам понравился урок. Желаю вам сохранить ваше хорошее настроение на весь день.

Домашнее задание – выучить стихотворение и нарисовать к нему иллюстрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения в 3 классе по стихотворению А.С. Пушкина Зимнее утро.

В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности....

разработка урока литературного чтения по теме С.Маршак "Ландыш"

Урок соответствует требованиям ФГОС. В технологическая карта урока включает работу по развитию УУД на каждом этапе урока....

Разработка урока литературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи» 4 класс

Подробная разработка технологической карты урокалитературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова  «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение п...

Разработка урока литературного чтения для 4 класса на тему "Передача чувств в стихотворении С. Есенина "Бабушкины сказки"

Тема урока "Передача чувств в стихотворении С. Есенина "Бабушкины сказки"Цели: познакомить со стихотворением С. Есенина "Бабушкины сказки", пополнятьбиографические знания о по...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе "И. Гамазкова «Кто как кричит?». Рифма в стихотворении"

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе "И. Гамазкова «Кто как кричит?». Рифма в стихотворении"...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Весна! Весна! И все ей радо!»

quot;Весна! Весна! И все ей радо!" Вводный урок. Основные понятия раздела: олицетворение"...