Рабочая программа по литературному чтению. 3 кл.УМК "Начальная школа XXI века"
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_literaturnoe_chtenie.docx42.48 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

Руководитель МО

_____        /______________/

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________20__г.        

 

Согласовано:

   Заместитель директора

   по УВР

______/                                     ./

ФИО

 «___» _________        20__г.

Утверждаю:

       Директор  

   

 ________/                         . /

       ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

учителя начальных классов

Гераскиной Елены Александровны

Ф.И.О.

по литературному чтению, 3 класс

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № _____        от

«____» _________20 __г.

2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка

Основная цель уроков литературного чтения – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Основными образовательными линиями курса являются следующие:

Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

Система работы над навыками чтения.

Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

На основном этапе формирования читательской деятельности главным принципом является художественно-эстетический, используются жанровый и авторский принципы, осуществляется принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения, а также учтены общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.

В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану образовательного учреждения, рассчитана на 102часа (3 часа в неделю), в том числе 2 часа на комплексные контрольные работы. Формами итоговой проверки сформированности учебной и читательской деятельности являются диагностический тест, проверка техники чтения (молча и вслух). Для контроля за формированием системы знаний и оценки уровня подготовки учащихся используются следующие формы: текущие проверки навыков чтения вслух и молча, проверка выразительности чтения, начитанности и читательских умений, литературные диктанты.

Учитывая особенности учащихся 3 «В» класса, некоторые темы программы по литературному чтению дополнены материалами, развивающими интерес младших школьников к литературному чтению, позволяющими сформировать основы читательской самостоятельности, обогатить читательский опыт, вовлечь читателя в диалог с текстом совершенствовать навык чтения третьеклассников, вести дифференцированное обучение с учетом уровня подготовки каждого ученика, что способствует развитию мышления, чувства слова, познавательных и творческих способностей, обогащению речи. Они отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» учебно-тематического плана.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ (102 ч)

Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реальных знаний.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, к творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т.д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Навык чтения. Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст  произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Читательские умения:

самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;

отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;

самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.

Межпредметные связи:

с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);

с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;

с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;

знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;

выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;

определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;

пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;

самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;

•        пользоваться библиотечным фондом;

•        отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, но авторской принадлежности;

•        пользоваться справочной литературой.

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И. Литературное чтение: 3 класс, в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 160 с.: ил. - (Начальная школа XXI века)

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008. - (Начальная школа XXI века)

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 112 с.: ил. - (Начальная школа XXI века)

Оморокова М.И. Учимся читать выразительно: Тетрадь-пособие для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф,2005.-84 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 256 с.

Сборник «Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 416 с. (Оценка знаний).

Литературное чтение: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания/О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен». – 56 с.

Календарно-тематическое планирование

Класс: 3 «В»

Предмет: Литературное чтение

Программа: Литературное чтение. Ефросинина  УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель: Гераскина Елена Александровна

N п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Административный контроль

Устное народное творчество

12 ч

1.

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В.Даль "Старик-годовик"

1

3.09

2.

Пословицы. Какие бывают пословицы .Дополнительное чтение из

хрестоматии: "Загадка", "Пословицы"

1

5

3.

Русские народные сказки. "Самое дорогое", "Про Ленивую и Радивую".

1

7

4.

Слушание и работа с детскими книгами. Сказки о животных. Дополнительное чтение: русские народные сказки. "Лиса и Котофей Иванович", "Дрозд Еремеевич"

1

10

5.

Сказки с загадками. "Дочь-семилетка". Русская народная сказка

1

12

6.

Сказки с загадками. "Дочь-семилетка". Русская народная сказка

1

14

7.

Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение:

народные сказки "Елена Премудрая", "Умная внучка" (в пересказе А.Платонова)

1

17

8.

Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора

1

19

9-10.

Былины. "Добрыня и Змея", "Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Алеша Попович и Тугарин Змеевич", "Вольга и Микула"

2

21

24

11.

Слушание и работа с детскими книгами. Былины. Дополнительное чтение: "Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча", "Первый бой

Ильи Муромца", "Алеша Попович".

1

26

12.

Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради

1

28

Проверочная работа

Басни  

13.

Эзоп "Лисица и виноград" И.А.Крылов "Лисица и виноград"

1

1.10

14.

И.А.Крылов "Ворона и Лисица". Дополнительное чтение: Эзоп "Ворон и Лисица"

1

3

15.

Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение: басни Эзопа "Голубь, который хотел пить", "Бесхвостая Лиса", А.Е.Измайлов "Филин и Чиж"

1

5

Произведения А.С.Пушкина

16.

"У лукоморья дуб зеленый…". Дополнительное чтение: Отрывок из поэмы "Руслан и Людмила" – "Бой Руслана с головой…"

1

15

17-18.

"Сказка о царе Салтане…"

2

17

19

19.

Слушание и работа с детской книгой "Сказки А.С.Пушкина" К.Г.Паустовский. Дополнительное чтение: "Сказка о попе и о работнике его Балде" А.С.Пушкина и "Там лес и дол видений полны…"  

1

22

20.

А.С.Пушкин. "Вот север, тучи нагоняя,…", "Зимний вечер",

1

24

21.

А.С.Пушкин "Няне"

1

26

22.

Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради

1

29

Проверочная работа

Стихи русских поэтов: Ф.И.Тютчева, А.Н. Майкова, А.А.Фета

4 ч

23.

Стихи Ф.И.Тютчева. "Есть в осени первоначальной…", "Чародейкою Зимою…"

1

31

24.

А. Н. Майков "Осень"

1

2.11

25.

Стихи А.А.Фета "Мама! Глянь-ка из окошка…", "Кот поет, глаза прищуря…"Дополнительное чтение: И.А.Бунин "Листопад"

1

5

26.

Обобщение по разделу "Проверьте себя" (выполнение заданий в учебник е и тетради) или комплексная разноуровневая контрольная работа2 ( один из вариантов)

1

7

Проверочная работа

Произведения Л.Н.Толстого

8 ч

27-28.

Два брата" ( сказка), "Белка и волк" ( басня)

2

9

12

29.

Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение: Л.Н.Толстой. "Работник Емельян и пустой барабан"

1

14

30.

Научно-познавательные и художественные рассказы. "Лебеди","Зайцы",

Дополнительное чтение: "Лев и собачка"

1

16

31-32.

Разножанровые произведения. Рассказ "Прыжок". Былина "Как боролся русский  богатырь"

2

26

28

33.

Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н.Толстого. Дополнительное чтение: "Ореховая ветка" и рассказ А.Сергеенко "Как Л.Н.Толстой рассказывал

сказку об огурцах"

1

30

34.

Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради

1

3.12

Проверочная работа

Произведения Н.А.Некрасова

6 ч

35.

"Крестьянские дети" (отрывок). "Мужичок с ноготок". Статья К.И.Чуковского "Мужичок с ноготок"

1

5

36.

Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение: стихотворение (полный текст) Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"

1

7

37-38.

"Славная осень…".Дополнительное чтение: "Зеленый Шум". Статья

К.И.Чуковского "Зеленый Шум"

2

10

12

39.

Стихи о природе. "Мороз- воевода" (отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос")Дополнительное чтение: Н.А.Некрасов "Саша", «Перед дождем»

1

14

40.

Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради

1

17

Проверочная работа

Произведения А.П.Чехова

41.

Рассказ "Степь". Дополнительное чтение: "Белолобый". И.С.Тургенев «Лес и степь»

1

19

42-43.

"Ванька". Дополнительное чтение: Н.Шер "О рассказах А.П.Чехова"

2

21

24

44.

Дополнительное чтение: Л.Андреев. "Кусака" Обобщение по разделу "Проверьте себя" (выполнение заданий в учебник е и тетради) или комплексная разноуровневая контрольная работа3 ( один из вариантов)

1

26

Проверочная работа

Сказки зарубежных писателей

3 ч

45.

Ш.Перро "Подарки феи"

1

28

46.

Ц.Топелиус "Солнечный Луч в ноябре". Дополнительное чтение: Ц. Топелуис. "Зимняя сказка"

1

47.

Слушание и работа с книгами зарубежных сказочников. Х.К.Андерсен "Снеговик"  Бр.Гримм "Умная дочь крестьянская"

1

Стихи русских поэтов

5 ч

48.

И.С.Никитин "Русь"

1

49.

И.С.Никитин "Утро"

1

50.

И.З.Суриков "Детство"Дополнительное чтение: И.С.Никитин "Помню я: бывало няня…"

1

51.

С.Д.Дрожжин "Привет", "Зимний день"

1

52.

Дополнительное чтение: Ф.Н.Глинка "Москва"Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради Конкурс "Выразительное чтение стихов русских поэтов"

1

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка  

6 ч

53-54.

"Приемыш"

2

55.

Сказка "Умнее всех"

1

56- 57.

Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение: "Постойко"

2

58.

Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради

1

Проверочная работа

Произведения А.И.Куприна

5 ч

59-60.

«Синяя звезда»

2

61.

"Барбос и Жулька". Дополнительное чтение: "Собачье счастье"

1

62.

Слушание и работа с детскими книгами о животных. Дополнительное чтение: «Ю-ю»

1

63.

Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради

1

Проверочная работа

Стихи С.А.Есенина

6 ч

64.

Стихи о Родине ( отрывки)

1

65.

"Нивы сжаты, рощи голы…"

1

66.

"Береза". Дополнительное чтение: стихи о березе ( отрывки).

1

67.

"Бабушкины сказки" Дополнительное чтение: "Топи да болота…", "Сыплет черемуха снегом". И.С.Тургенев «Деревня»

1

68.

Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради

Конкурс выразительного чтения стихов С.А.Есенина ( работа в группах)

1

Проверочная работа

69.

Библиотечный урок. Стихи русских поэтов

1

Произведения К.Г.Паустовский

10 ч

70-71.

"Стальное колечко". Дополнительное чтение: «Заячьи лапы»

2

72.

"Кот-ворюга"

1

73-74.

"Какие бывают дожди?"

2

75-76.

Слушание и работа с детскими книгами К.Г.Паустовского. Дополнительное чтение:

«Теплый хлеб»

2

77.

Обобщение по разделу "Проверьте себя" (выполнение заданий в учебник е и тетради)

или комплексная разноуровневая контрольная работа4 ( один из вариантов)

1

78.

Слушание и работа с детскими книгами о природе ( Н.Сладков, Г.Скребицкий, Э.Шим, В.Бианки и др.). Дополнительное чтение: В.Астафьев "Стрижонок Скрип". И.С.Тургенев «Перепелка», «Воробей"

1

79.

Урок-утренник "Моя любимая книжка"

1

Произведения С.Я.Маршака

3 ч

80-81.

"Урок родного языка", "Ландыш"

2

82.

Слушание и работа с книгами С.Я.Маршака. Дополнительное чтение: «Кошкин дом»

1

Рассказы Л.Пантелеева

4 ч

83.

"Честное слово"

1

84.

"Камилл и учитель"

1

85.

Слушание и работа с детскими книгами Л.Пантелеева. Дополнительное чтение: «Фенька», "Новенькая"

1

86.

Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради Повторение произведений о детях и для детей

1

Проверочная работа

Произведения А.П.Гайдара

87.

"Горячий камень"

1

88-89.

"Тимур и его команда" ( отдельные главы)

2

90.

С.В.Михалков. "Аркадий Гайдар". К.Г.Паустовский "Об Аркадии Петровиче Гайдаре".

Дополнительное чтение: С.В.Михалков "Ошибка

1

Произведения М.М.Пришвина

5 ч

91.

Моя Родина". Дополнительное чтение: "Двойной след"

1

92-93.

"Выскочка", "Жаркий час"

2

94-95.

Слушание и работа с детскими книгами о природе. Дополнительное чтение: В.В.Бианки "По следам." Обобщение по разделу

2

Произведения зарубежных писателей

96-97.

Дж. Лондон "Волк"

2

98-99.

Э.Сетон-Томпсон "Чинк"

2

100.

Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей. Дополнительное чтение: Дж.Чиарди "Джон Джей Пленти и кузнечик", "Об удивительных птицах". Статья Р.Сефа "О стихах Джона Чиарди"

1

101.

Комплексная разноуровневая контрольная работа ( один из вариантов)

1

102.

Библиотечный урок "Летнее чтение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа XXI века

календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.А. Ефросинина...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Школа XXI века"

Рабочая программа курса разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, на основе учебного плана школы и расписания уроков, по варианту авторской программы Л.А.Ефросининой, М....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс школа 21 века

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф, 2012.).П...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа 21 века"

Рабочая программа по литературному чтению  4 класс "Школа 21 века"...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая прграмма политературному  чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. Школа 21 века.

Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. Школа 21 века...