В Солнечном городе Н.Н. Носова
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Для знакомства с биографией и творчеством писателя Николая Носова предлагается данное мероприятие. Учащиеся  подробно знакомятся с произведениями автора, участвуют в викторинах и конкурсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nosov_n.n.doc70.5 КБ
Файл v_solnechnom_gorode.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:

«В солнечном городе Николая Носова»     (литературная игра по творчеству Н. Н. Носова).

(слайд 1)

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня, в нашу очередную встречу, мы поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он – автор знаменитого Незнайки, а зовут его Николай Николаевич Носов.

(слайд)

Сегодня,  ребята, мы совершим путешествие в «В солнечный город Николая Носова», где живут его добрые и веселые сказки и рассказы, встретитесь с литературными героями его книг и обязательно примите участие в интересных викторинах.

        Наше путешествие «В солнечный город», ребята, напомнит вам о том, что для того, чтобы вырасти добрым, умным, отзывчивым человеком необходимо с малых лет читать как можно больше хороших книг. А мы, библиотекари, хотим в свою очередь отметить, что верным помощником в этом деле служит для вас Центральная детская библиотека.

(выставка)

   «Скажите пожалуйста, как получилось, что вы стали детским писателем?» - этот вопрос, не раз приходилось слышать Николаю Николаевичу от его читателей и журналистов. «Да понимаете, - говорил он, - так вышло».

   Большой и нелегкий путь прошел этот человек, прежде чем стал писателем.

А расскажет вам об этом необычный, но известный всем ребятам гость, давайте дружно его поприветствуем!

 (музыка, выходит Незнайка)

   Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я очень рад побывать в гостях в вашем классе и рассказать о моем самом любимом детском писателе. Вы уже догадались кто это? (ответы детей) Правильно, ребята!

(слайд)

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908г. на Украине в городе Киеве. Его отец – Николай Петрович Носов был натурой артистической и несколько авантюрной – искал золото в Сибири, работал железнодорожником, играл на баяне, гитаре, пел в ансамбле, попробовал себя в качестве киноактера,  мама – Варвара Петровна – домохозяйкой.  

(слайд 2)

В семье Носовых росло четверо 4 детей – 3 брата и одна сестра.

(слайд 3)

Детство Коли Носова прошло в дачном местечке Ирпень, что находится недалеко от Киева.

(слайд 4)

         Коля Носов рос таким же, как и все мальчики его возраста, но его отличала неистощимая любознательность и богатая фантазия.

(слайд)

Четырехлетнего Колю смешил старый диван, который старался быть похожим на кресла, окна в темной комнате казались ему таинственными, пугающими лицами. Коля подмечал не только то, что веселит и пробуждает фантазию. Он умел разглядеть в людях их лучшие качества и бывал так рад встречи с очередным хорошим человеком.

(слайд )

 

         В гимназии, где учился Коля, педагоги очень строго держались с учениками. Однажды Коля нечаянно столкнулся в дверях с выходящим учителем. Ожидая  неминуемой  кары, мальчик на протяжении всего урока вглядывался в каждое движение учителя: что он задумал, как решил отомстить. Но кары не последовало, и в Колину голову внезапно закралось подозрение, что Петр Эдуардович (так звали учителя) просто добрый человек.

   Если вы читали книжки обо мне, ребята, то, наверное, помните, с какими подробностями рассказывает автор о великом множестве разных профессий. Дело в том, что многие из них Николай Николаевич опробовал еще в отрочестве. Сперва он увлекался музыкой и мечтал стать знаменитым скрипачом. Позднее увлекся химией и стал мечтать о карьере выдающегося ученого, а еще он увлекался радиолюбительством и электротехникой, учился играть на мандолине и чуть ли не до полного изнеможения играл в шахматы, так что даже кричал во сне. Кроме того, он выпускал рукописный журнал «ИКС», ставил на любительской сцене «Тараса Бульбу», играл в школьном оркестре и пел в хоре, учил младшего брата и сестру грамоте и дрессировал собак.

                Коля всегда был хорошим помощником в семье. Старшему брату, который дополнительно занимался живописью, не было времени заниматься домашними делами, поэтому средний брат Николай боронил огород, садил картошку вместе с младшими сестрой и братом.

В жизни ему довелось поработать землекопом и косарем, возчиком бревен и рабочим кирпичного завода, еще он торговал газетами, промывал «золотой песок», т.е. работал на золотых приисках.

Своим увлечениям Николай Носов всегда отдавался целиком. Например, когда он начал заниматься фотографией, то тратил на это все деньги, вплоть до того, что единственной его одеждой оставалась спецовка, полученная на заводе.

 После школы Носов хотел поступить в Политехнический институт, а пошел в Художественный, но окончил не его, а Институт кинематографии, где на режиссерском факультете, уже учился его старший брат Пётр.

(слайд)

Николай Носов многие годы работал кинорежиссёром, художником-мультипликатором. В годы Великой Отечественной войны он снимал фильмы на линии фронта.

Николай Носов поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии. За фильм «Планетарные трансмиссии в танках» в 1943 году он был награжден орденом Красной звезды.

   Необычная биография? Да нет же, писательская судьба.

(слайд)

   А когда у Николая Николаевича родился маленький сын, и Носов благодаря ему, снова очутился в волшебной стране детства, вот тут-то и стали появляться его первые рассказы.

(слайд)

    Самый первый из них – «Затейники». Этот рассказ был впервые напечатан в журнале «Мурзилка» в далеком довоенном 1938г., а рисунки для него сделал художник Николай Радлов. Автору рассказа было тогда тридцать лет. С той поры Николай Носов окончательно настроился на «детскую волну». Теперь уже самый незначительный факт или случайно услышанный разговор мог подсказать ему сюжет очередного произведения. Вот, например, рассказ о честности «Огурцы».

   Читаешь рассказ и думаешь: «Откуда писатель узнал эту историю?» А оказывается, подобный случай произошел с его племянником. Пятилетний мальчик гулял рядом с домом на площадке, где была овощная палатка. Мальчик увидел за палаткой бочку с солеными огурцами, залез в нее обеими руками, ухватил в каждую по огурцу и довольный пошел к маме. Ну, а что было дальше, вы узнаете, если прочитаете этот рассказ.

(слайд)

«Сочинять для детей – наилучшая работа. Она требует очень много знаний…Главное – любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением».

Николай Николаевич прожил непростую жизнь. Как пишут в воспоминаниях -  он никогда не был веселым человеком, хотя писал веселые книжки. В повседневной жизни, вспоминает его внук Игорь Петрович Носов: «Дед всегда был занят; всегда со мной играл или писал; забивал гвозди, сверлил дырки, рисовал, лепил; сам сделал что-то вроде кондиционера». Совершенно нетребователен. Ему было безразлично, что будет на обед или ужин. Он не любил покупать себе одежду. В отношениях с людьми отличался деликатно, не любил обременять близких своими  поручениями, всегда сам покупал себе бумагу и печатал свои произведения. У Николая Носова была еще одна отличительная черта – он очень хорошо умел объяснять. И не только своему сыну и внуку, с которыми много занимался по разным школьным предметам, но и всем, кто к нему обращался. Например, как лучше добраться до отдаленного района Москвы или как починить утюг.

Читая рассказы Носова, вы запросто можете научиться варить кашу, строить инкубатор, делать бенгальские огни и еще многое другое.

Писателя не стало в 1976г. С нами остались его книги – о познании, начинаемом почти с нуля. С полного незнайства. И о добре, без которого знание не имеет смысла.

(слайд)

За рубежом

А теперь давайте с вами немножко поиграем.

   

   А вот в сказочной трилогии о Незнайке писатель ведет своего читателя к знаниям, далеко выходящим за пределы его житейского опыта: он пишет о таких серьезных вещах, как воздухоплавание, ракетостроение(как строятся и летают воздушные шары и ракеты), космология, пишет о сложнейшей технике будущего, например, универсальном круговом самоходно-посадочном комбайне.

   В основе каждой из сказок трилогии – история путешествия. Путешествуя на воздушном шаре, его герои буквально сваливаются с неба в Зеленый город, где обитают одни малышки(«Приключения Незнайки и его друзей»); на волшебном автомобиле катят они в край благоденствия и фантастической техники(«Незнайка в Солнечном городе»); наконец, на космическом корабле навещают крайне неблагополучных лунных жителей(«Незнайка на Луне»).

   Носов сочинил три книги о Незнайке, задумывал и четвертую, да только не успел. Писателя не стало в 1976г. С нами остались его книги – о познании, начинаемом почти с нуля. С полного незнайства. И о добре, без которого знание не имеет смысла.

       ВИКТОРИНА: «Приключение Незнайки и его друзей».

 

1.На какой улице жили коротышки в Цветочном городе?

а. Незабудок.

б. Колокольчиков.

в. Одуванчиков.

«В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей».

2.Малыши и малышки очень любили музыку, а Гусля был замечательным музыкантом. Он играл на разных инструментах. Все слушали музыку и хвалили. Незнайка ему завидовал. Какой музыкальный инструмент предложил Гусля Незнайке?

а. Барабан.

б. Балалайку.

в. Гармошку.

- Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом.

- Учись, - согласился Гусля. – На чем ты будешь играть?

- А на чем легче всего выучиться?

- На балалайке.

3.После того, как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, он решил сделаться художником. Кто первым проснулся и увидел на стене свой портрет?

а. Пончик.

б. Торопышка.

в. Доктор Пилюлькин.

«Первый проснулся доктор Пилюлькин. Он увидел на стене портреты и стал смеяться».

4.Художника из Незнайки не получилось, и он задумал сделаться поэтом и сочинять стихи. Сумел ли его учитель Цветик подобрать рифму к слову «пакля»? (Нет.)

«Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля… - Он долго так бормотал, потом сказал: - Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы».

5.Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить. Целый месяц они пилили, строгали, клепали, паяли и никому ничего не показывали. Что они смастерили?

а. Пылесос.

б. Автомобиль.

в. Воздушный шар.

«…А когда месяц прошел, то оказалось, что они сделали автомобиль. Этот автомобиль работал на газированной воде с сиропом».

6.Сколько дней Знайка со своими друзьями делал воздушный шар?

а. Пять дней.

б. Неделю.

в. Десять дней.

«Вот так полетели! – кричали вокруг. – Вот так Знайкин шар! Целую неделю возились с ним, а он взял да и лопнул».

7.Синеглазка привела Незнайку на кухню. Там был умывальник. Рядом на гвозде висело полотенце, а на полочке лежали мыло и зубной порошок. Но Незнайка сказал, что терпеть не может зубной порошок, потому что он…

а. Горький.

б. Безвкусный.

в. Невкусный.

   «Вот вам щетка, вот зубной порошок. Будете чистить зубы, - сказала Синеглазка, протягивая Незнайке зубную щетку.

   - Терпеть не могу зубной порошок! – проворчал Незнайка.

   - Это почему же?

   - Невкусный!»

8.Через реку вел узенький мостик, похожий на длинный половичок, протянутый с одного берега реки на другой. Он был сделан из какой-то толстой и прочной материи. Из чего был сделан мост?

а. Из прутьев.

б. Из стеблей льна.

в. Из коры березы.

   «Этот мост сделали наши малышки, - сказала синеглазка. – Мы плели его целый месяц из стеблей льна, а потом малыши помогли нам протянуть его над водой».

9.Малышки стали уважать Незнайку и говорили, что он совсем неплохой коротыш. Остальным малышам, конечно, было завидно, что хвалят Незнайку, и они тоже стали защищать коротышек в Цветочном городе. С кем из малышек подружился Незнайка?

а. С Медуницей.

б. С Кнопочкой.

в. С Селедочкой.

   «Незнайка подружился с Кнопочкой, и с тех пор, если замечал, что кто-нибудь обижает малышек, он подходил и говорил:

   - Ты зачем обижаешь малышек? Смотри, чтобы я этого больше не видел! Обижать малышек у нас не принято!»  

   Определите героя по его одежде.

1.Серые штаны, серые курточка, серая тюбетейка с узорами. ( Пестренький.)

2.Комбинезон, который застегивался сверху на одну кнопку, расположенную на затылке. (Торопышка.)

3.Клетчатые брюки, клетчатый пиджак, клетчатая кепка. (Сиропчик.)

     

   О ком из героев написаны эти слова?

* «Он прыгал, как козел, наступая Синеглазке на ноги, и все время толкал других». (О Незнайке.)

* «Наконец он набрался храбрости настолько, чтобы признаться в собственной трусости». (О Пончике.)

* «Лицо его быстро теряло свой естественный цвет и становилось каким-то перепелесым». (О Пачкуле Пестреньком.)

* «Он никогда не кусал своих, а только чужих. Такой у него был характер». (О Бульке.)

 * «Он потерял не только вес, но вместе с ним и остатки совести, не потеряв, однако ж, при этом своего аппетита». (О Пончике.)

* «Некоторое время он не понимал, болит ли у него голова от того, что он лежит в постели, или же он лежит в постели от того, что у него болит голова .» (О Незнайке.)

Соедините стрелками героя и его профессию.

Герои                                               Профессии  

Стекляшкин                                     Астроном  

Тюбик                                              Художник

Винтик                                             Механик

Ластик                                              Писатель

Гусля                                                Музыкант

Цветик                                              Поэт

Кубик                                                Архитектор

Пилюлькин                                       Доктор  

Шутило                                             Шофер

Фунтик                                              Певец

   

Наше мероприятие, ребята, напомнит вам о том, что для того, чтобы вырасти добрым, умным, отзывчивым человеком необходимо с малых лет читать как можно больше хороших книг. А мы, библиотекари, хотим в свою очередь отметить, что верным помощником в этом деле служит для вас Центральная детская библиотека.

Сегодня,  ребята, вы побываете в мире добрых и веселых сказок и рассказов Николая Носова, встретитесь с литературными героями его книг и обязательно примите участие в интересных викторинах. А теперь давайте с вами немножко поиграем. Я опишу героя одной из книг Носова, а вы постараетесь угадать, о ком идет речь. Он «…носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу… У него был друг по имени Гунька, который жил на улице Маргариток и с которым он по двадцать раз на день ссорился и мирился…» (Незнайка.)

   А кто из вас знает, сколько всего книг про Незнайку написал Николай Носов? (Три: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».)

Гусля

Цветик

Кубик

Фунтик

Шурупчик

Блинчик

Пилюлькин

Шутило

Стекляшкин

Тюбик

Винтик

Ластик

артист

поэт

механик

певец

музыкант

архитектор

доктор

шофер

художник

писатель

механик

астроном


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В солнечном городе Николая Носова» внеклассное мероприятие по литературному чтению

Слайд 2

Николай Николаевич Носов 23ноября1908г.– 26 июля1976г.

Слайд 3

Николай Петрович Варвара Петровна Носов – отец Носова - мать

Слайд 4

Г ород Ирпень – место, где прошло детство Николая Носова

Слайд 5

Частная гимназия на улице Стельмашенко, в которой учился Н.Н.Носов

Слайд 6

В школьные годы мальчик мечтал стать музыкантом, потом химиком, но к двадцати годам поступил на режиссерский факультет , где учился его старший брат Пётр.

Слайд 7

Николай Носов многие годы работал кинорежиссёром и художником-мультипликатором. В годы Великой Отечественной войны снимал фильмы на линии фронта

Слайд 8

Николай Носов поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии. В 1943 году он был награжден орденом Красной звезды. Орден Красной Звезды

Слайд 9

В литературу, как говорил и писал Носов, пришёл он случайно : родился сын, и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки, забавные рассказы .

Слайд 10

Первый рассказ «Затейники» был издан в 1938 году

Слайд 11

«Сочинять для детей – наилучшая работа. Она требует очень много знаний… Главное – любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением». Н.Носов

Слайд 12

Николай Носов с внуком

Слайд 13

Похоронен Николай Николаевич на Кунцевском кладбище города Москвы.

Слайд 15

Советы читателям: «К книге надо относится, как к жизни. Ее надо читать собственными глазами. Рассматривать. Выискивать в ней точное знание. И идти от книги к книге. Ведь книга – это дорога. Не надо пугаться, что написано уже столько книг. Все равно, мол всех не прочитаешь. Если вы верите в себя, вы будете идти все дальше по жизни, а книги будут идти с вами вместе и будут с вами разговаривать» Носов Н. Н.

Слайд 16

В и к т о р и н а

Слайд 17

Вспомните название рассказа: «Живая… «Мишкина… «Три… «Федина … «Шурик у… «Про …

Слайд 18

ллллллллллллллллллллзллл ыыыыыыыыыыыыыыыыаы Фффффффффффффмфффф Ююююююаююююююююююю ооооооооооооооооозоооооооо Хххххххкхххххххххххххххххххх зззззззазззззззззззззззззззззззз Найдите в строчках лишнюю букву и прочитайте название рассказа замазка

Слайд 19

М о л о д ц ы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная работа в стиле «дымка» Проект по технологии «Коллективная работа в стиле «дымка» на конкурс «Солнечный город».

Коллективная работа в стиле «дымка»Проект по технологии «Коллективная работа в стиле «дымка» на конкурс «Солнечный город».Нынешнее время ставит перед нами новые задачи, требующие поиска соверше...

Путешествие в солнечный город

Красочный классный час понравился детям, родителям, коллегам....

сценарий первого звонка "Солнечный город знаний"

Каждый год сюда приходят шумные          первоклашки- пестрый хоровод :           звонкие , задумчивые, умные, ...

Игра "Солнечный город"

Представлена игра для учащихся 1-х классов на знание и умение определить сказочных героев....

8 марта в Солнечном городе.

8 марта в Солнечном городе....

"Приключение в Солнечном городе". О правилах дорожного движения.

Сценарий выступления агитбригады по ПДД....

Программа деятельности классного руководителя "Солнечный город"

Программа деятельности классного руководителя по развитию у учащихся начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества....