КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Байбулдина Валерия Владиславовна

 

                                                                    -1-

                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

                         ВО 2 КЛАССЕ.

Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима».

            (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

Цели.

1.     Проверить и обобщить знания учащихся.

2.     Совершенствовать навыки чтения: сознательность, правильность, выразительность.

3.     Формировать умение работать самостоятельно.

4.     Развивать память, внимание,  мышление, речь учащихся.

5.     Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.

6.     Воспитывать умение высказывать свою точку зрения.

Оборудование. Листы бумаги с тестами на каждого ученика, учебник «Родная речь» 2 класс, 1 часть.

                                              ХОД  УРОКА.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.  1 мин.

-Общая готовность рабочих мест.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. 6 мин.

- Здравствуйте, ребята. Начнём урок с проверки домашнего задания.

(На доске вывешены иллюстрации детей,  выполненные к стихотворению С.Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»)

- Посмотрите, какая замечательная выставка ваших работ у нас получилась. А какому стихотворению она посвящена?

- Стихотворению С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз».

-  А чья работа вам больше всего понравилась? Почему?

        (дети высказывают свои мнения, выбираем лучшие работы)

                                                     -2-

 -  Похлопайте друг другу – поблагодарите за хорошо выполненную работу.

- А теперь послушаем выразительное  чтение наизусть этого стихотворения.

(заслушиваем 7 уч-ся, анализируется чтение, выставляются отметки)

- Ребята, вы хорошо подготовили чтение наизусть стихотворения, получили три четвёрки и четыре пятёрки. Молодцы!

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. 1 мин.

- Сегодня на уроке мы повторим произведения, которые изучали в разделе «Люблю природу русскую. Зима». Потренируем внимание, память. А помогут нам в этом задания, которые я для вас приготовила. Каждый из вас сейчас получит листочек с тестом, прочитает и выполнит задания на нём. Если что-то непонятно, поднимите руку и я подойду. Итак, всем удачи.

IV. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И ОБОБЩЕНИЙ. 30 мин.

       1. Выполнение теста. 13 мин.

                                  ТЕСТ.

1.     Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.

Есенин                          «Светло-пушистая снежинка белая…»

Михалков                     «Дело было в январе…»

Барто                              «Чародейкою зимою…»

Тютчев                            «Зимним холодом пахнуло…»

Бунин                               «Берёза»

Бальмонт                         «Новогодняя быль» 

2.     Перечисли, какие литературные жанры встретились нам в этом разделе.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                          -3-

3.     Сравни два небольших текста. Какой из них ты назвал бы стихотворением?

                                              * * *

-Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата.

 

* * *

           - Улицей гуляет дедушка Мороз, иней рассыпает по

       ветвям берёз.

    Запиши стихотворение короткими строками, подчеркни рифмующиеся слова.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.     В каком стихотворении ты встречал эти слова: аукает, стелется, глубокою, баюкает, далёкую? Подбери к ним рифму, используя следующие выражения: мохнатый лес, поёт зима, ковром шелковым, плывут в страну.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5.     Прочитай отрывок из произведения, напиши автора и название.  

 

1)             В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья – сосны и ели – издали смотрели на неё и не могли налюбоваться – такая она была стройная и красивая.

                         

                                                    -4-

                    Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её  

                  возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало

                         снегом.

              2)                 А ему всё жарче да жарче от работы

                становится, будто меня и на свете нет. Скинул он

                полушубок, снял шапку да рукавицы и на снег бросил.

                Ну, думаю, погоди у меня теперь!

 

-1)------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------2)-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Всё ребята, время истекло. Сдайте работы, с последних парт передайте на первые. Результаты узнаете на следующем уроке.

                ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 1 мин.

(Проводится физкультминутка «Зимние игры» с имитацией движений.)

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым,
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.

Не боимся мы пороши,
Ловим снег — хлопок в ладоши,
Размахнись рукой — бросок!
Прямо в цель летит снежок.

 

               2. Чтение стихотворения А.Прокофьего  10 мин.

              Стр.211

 – Ребята у нас сегодня последний урок по теме, но зима сейчас в самом разгаре. Скоро закончиться учебная четверть и начнутся долгожданные зимние каникулы. А какие зимние забавы детей вы знаете? 

- Катание на лыжах, санках, коньках.

- Можно лепить из снега снеговика и кататься на ватрушке.

                                           -5-

 - А ещё можно кататься с горок и об этом написал своё стихотворение С. Дрожжин. 

     -  Откройте  учебники на разноцветных страницах и  самостоятельно прочитайте  стихотворение А.Прокофьего.

- Понравилось вам стихотворение и чем?

- Мне понравилось, потому что оно весёлое.

- О чём оно рассказывает?

- О том, как все дети катаются с горы.

- А какую интонацию нужно выбрать при его чтении?

- Интонацию перечисления.

- Подготовьте это стихотворение для выразительного чтения вслух.

- Слушаем чтение Тимофеева Ивана.

                                                    Как на горке, на горе,

На широком на дворе

Кто на санках,

                                                   Кто на лыжах,

Кто повыше
 Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбега,

Кто на льду,

А кто по снегу.

С горки – ух,

На горку –ух!

Бух!

Захватывает дух!

- Ваня ты читал целым словом, достаточно громко, выбрал правильную интонацию, сумел почувствовать настроение стихотворения. Отметка «пять! За чтение.

- Послушаем ещё… ( чтение 3 учащихся, анализ)

            - В этом стихотворении почти нет слов, обозначающих действие

                предмета, но всё понятно. Почему?

          - Потому что все знают как катаются с горки.

- А ещё, потому что всё происходит очень быстро, чтобы это показать автор и воспользовался таким приёмом.

                                               -6-

- Ребята , а можно ли это стихотворение прочитать на Новогодней 

              ёлке?

- Можно, но лучше читать о ёлке или Снегурочке и Деде Морозе.

- Кто подготовил стихи?  

3. Чтение стихотворений о Новом годе. 5 мин.

         ( Это задание было дано детям за несколько уроков до этого урока)

        - Сейчас мы послушаем тех детей, кто приготовил стихи о Новом годе. Ваша задача внимательно слушать своих товарищей и выбрать самого лучшего чтеца.

Что такое Новый год?

Что такое Новый год?
Это все наоборот:
Елки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,
Зайцы рядом с волком
На колючей елке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,
Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.

Михайлова Е.

Откуда приходит новый год?

Новый год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит новый год?

Он, наверно, жил снежинкой
На какой-нибудь звезде
Или спать залез он в холодильник
Или к белочке в дупло..

Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?

Но всегда бывает чудо:
                                                                     -7-

На часах двенадцать бьёт...
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год!

                                                                                                                                                                                          Усачёв Андрей                                                                             * * *

                                                     Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он - Дед Мороз,
А шалит, как маленький.

Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он с бородой,
А шалит, как маленький.

Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький.

 

***

Перед праздником зима
Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.
Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.
Ей зеленый цвет к лицу,
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!

Т.Волгина

 

 

 

 


 

 

Елка

Елка летом просто елка:
Тронешь ветку - пальцем колко,
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.
Вот когда зима придет,
Елка будто оживет:
На морозе распуш
Вовсе не колючая,
Как цветок пахучая.
Пахнет не росой, не медом,
Елка пахнет Новым годом!

- Кто из ребят прочитал лучше всех?

(дети выделили чтение двух учениц

 

 

 

 

V. ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.

 

VI. ИТОГ УРОКА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

                                                         -8-

- Чтение кого из ребят вам понравилось больше всего?

( дети отметили чтение двух учениц Обуховой Алины, Турлаевой Елизаветы; девочки читали свои стихи на школьной Новогодней ёлке и были отмечены призами)

V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 0,5 мин.

- Дома вы выучите наизусть стихотворение С. Дрожжина.

VI. ИТОГ УРОКА.  0,5 мин.

- Ребята вы очень хорошо поработали. Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       -9-

                              САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Урок литературного чтения дан во втором классе. Условно класс можно разделить на три группы по уровню развития речи. Сильная группа - 8 человек, группа со средним уровнем - 11 человек и группа с низким уровнем развития - 6 человек.

Второй год работаем по программе  «Школа России», используя в своей работе учебник «Родная речь» и тетрадь «Чтение».

Тема урока. Проверка знаний учащихся и обобщение по теме «Люблю природу русскую. Зима».

Это девятый урок по теме «Люблю природу русскую. Зима».

Урок начался с проверки домашнего задания, где ребята выставили свои рисунки к стихотворению, выбрали лучшие, объяснили, почему они так считают, в общем, учились обосновывать свою точку зрения.

                На уроке  я постаралась создать ситуацию психологического 

       комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении,

       он не боится высказываться.

К уроку я подготовила тест с заданиями по прочитанным в теме произведениям. Его цель – проверить знания детей, формировать у них умение работать самостоятельно, развивать у детей память, внимание, мышление.

Ребята выполнили его довольно успешно.

На «5» -      8 учащихся

На «4»-      12 учащихся

На «3» -      5 учащихся   

                           % успеваемости - 100%

                            % качества  - 80%

                                СОУ – 61.2%

                                                      -10-

             Первое и второе задание теста было выполнено без ошибок.

             В третьем задании ребята «узнали» стихотворение, но не все смогли правильно расписать по строчкам.  

                Четвёртое задание оказалось самым трудным, им сложно было сообразить, как расписать рифмованные строчки. Хотя на следующем уроке при разборе ошибок все правильно составили рифмы.

                 В пятом задании были ошибки – вместо «Новогодняя быль» написали «Лесная быль».  

                 При проверке теста орфографические ошибки я не учитывала, но обратила на них внимание, сообщая результаты.

В целом результатом теста я довольна. Эти работы проводятся в системе и дети умеют работать с тестами.

                 На уроке совершенствовались навыки чтения при работе со стихотворением А.Прокофьева.

                  Дети смогли показать своё выразительное чтение, читая стихи о Новом годе.           

    Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», в целом урок поставленных целей достиг.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА»

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.1.     Проверить и обобщить знания учащихся по теме раздела. 2.     Совершенствовать навыки чтения: ...

Обобщающий урок к разделу "Люблю природу русскую. Зима". Тема: "И вот сама идет волшебница зима. Стихотворения о зиме". 2 класс

Цель урока:- повтоить и обобщить знания обучающихся;- создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;- привить интерес к чтению...

Презентация к итоговому уроку литературного чтения по теме "Люблю природу русскую.Зима" 2 класс

Презентация к итоговому уроку литературного чтения по теме "Люблю природу русскую.Зима" 2 класс УМК "Школа России"...

Обобщение по теме "Люблю природу русскую. Зима" 2 класс Литературное чтение.УМК "Школа России"

Проверочная работа  по теме "Люблю природу русскую. Зима"  2 класс. Литературное чтение.УМК "Школа России"...

Технологическая карта по литературному чтению Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна» 2 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: закрепление знаний о разделе «Люблю природу русскую! Весна»Планируемые результаты:Предметные: знать стихотворения о весне и маме;знать авторов стихотворений разд...

Контрольная работа по литературному чтению 2 класс по теме "Люблю природу русскую (зима)"

Контрольная работа в форме теста по литературному чтению 2 класс по теме "Люблю природу русскую (зима)"...