Урок обучения грамоте - 1 класс по теме "Знакомство с согласными звуками [г], [г'], [д], [д'] и соответствующими буквами".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Тюрина Светлана Павловна

Урок показан на семинаре по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_znakomstvo_s_gg_dd.doc338 КБ
Файл prezentaciya_k_uroku_znakomstvo_s_gg_dd.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Дрезненская гимназия»

Разработка урока по обучению грамоте.

1 класс.

ТЕМА:

"Знакомство с согласными звуками [г], [г'], [д], [д']. Буквы Г,г, Д,д"

Урок показан на семинаре по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.

Учитель начальных классов Тюрина С.П.

2010г.Методическая разработка урока обучения грамоте по теме "Знакомство с согласными звуками [г], [г'], [д], [д']. Буквы Г,г, Д,д" (1-й класс)

Учитель начальных классов Тюрина Светлана Павловна.

Ход урока:

1. Орг. момент.

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы попали с вами в страну Смешариков.

 СЛАЙД 1

- Кто такие Смешарики?

- А кого из них вы знаете?

- А самая строгая, справедливая и очень заботливая у Смешариков - их бабушка  – Совунья.

                            СЛАЙД 2       

- Вот Совунья прислала письмо своему внуку Крошу.

Письмо.

«Милый мой Крош! Я знаю, что ты очень любознательный. Но твоя непоседливость часто мешает тебе в достижении цели. Недавно я услышала, что ты со своими друзьями хочешь стать СуперЧитариками, т.е. научиться хорошо читать. Я хочу помочь тебе и твоим друзьям. Но для этого ты должен выполнять все мои требования  - подняться по волшебной лестнице и открыть замок с секретом. Это будет интересное, занимательное приключение. Я предлагаю тебе взять с собой друзей и ребят из 1а класса Дрезненской гимназии. Согласен?

Твоя Совунья.

Р.S. Если тебе будет трудно, обращайся к ребятам. Они тебе помогут».

2. Объяснение нового материала. Знакомство со звуком/буквой Гг.

Итак, путешествие начинается. Первое испытание.

 Я сейчас  прочитаю вам сказку, а вы мне скажете, какой звук

    повторяется чаще всего.  «Генерал Гена»

Генерал Гена

Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь.

Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!

Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.

- Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!

А галчата как загалдят:

- Это ты-то генерал? А где твоя сабля?

- А вот же, под крылом, - говорит Гена.                               СЛАЙД 3

- А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.

- Эх вы, глупенькие, - грустно сказал Гена. – Нет у вас фантазии.

- Итак, помогите Крошу, скажите, слова с каким звуком здесь чаще всего встречаются.

  1. А какой это звук: гласный или согласный? Докажите.
  1. Этот звук обозначается вот такой буквой. (Г г) Вывешивается иллюстрация.

3. Объяснение нового материала. Знакомство со звуком/буквой Дд.

  1. Следующее испытание – вопрос от Ёжика:                     СЛАЙД 4

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

  1. Что же это, ребята? (дерево)
  1. Какой звук слышится в начале этого слова? (д)
  2. А какой это звук: гласный или согласный? Докажите.
  3. Этот звук обозначается вот такой буквой. (Д д) Вывешивается иллюстрация.

4. Звуковой анализ слов. Постановка ударения, деление слова на слоги.

  1. Что мы можем сделать с этим словом? ( посчитать слоги, поставить ударение, составить схему).

(составляется схема слова ДЕРЕВО индивидуально на партах, один ребёнок работает за доской)

  1. Разделите это слово на слоги. (хлопки)      
  2. Поставьте ударение. (позовём слово)                       СЛАЙД 5
  3. А теперь возьмите в руки синюю и зелёную карточки. Нюша приготовила вам ещё одно задание. Она оставила нам слова с буквами Д и Г. Я вам сейчас прочитаю эти слова, а вы если услышите твёрдые Д и Г – поднимайте синюю карточку, если услышите эти звуки мягкими – зелёную.
  4. Итак, начинаем:

Дом, дым, дятел, дорога.

Глаз, гусь, гиря, Гена.

  1. Молодцы. С заданием Нюши вы тоже помогли справиться Крошу.
  2. И мы с вами теперь можем подняться сразу на две ступеньки вверх. Они называются ЗВУК     и    БУКВА. Ребята, поднимаясь по лесенке ЗНАНИЙ мы даже и не заметили, как познакомились с новыми буквами. Кто их запомнил? Назовите их.
  3. Давайте найдём их место в алфавите. Кто пойдёт покажет эти буквы.

5. Минутка релаксации.

- Ребята, а вы знаете хороший рецепт хорошего отдыха от Совуньи? (Лечь на травку, раскрыть крылья и лежать, лежать…)

     СЛАЙД 6

(Мышечная релаксация. Под спокойную музыку.)

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдохнем.

Сном волшебным засыпаем…

Дышим ровно…легко…глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают…

Шея не напряжена

И рассла –а –бле – на..

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется

Дышится ровно…легко…глубоко…(пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

6. Самостоятельная работа.

  1. Теперь поможем Крошу найти эти буквы среди других. Для этого откройте азбуку на стр. 44.

                             Б в р д б е ь б р ь в

                             В б р о в ф з в з я з в

                             Г п т г п н г т п г г т

                             Д г л м д б л д б л                       СЛАЙД 7

  1. Сколько строк в таблице? (4)
  2. В каких строках наши новые буквы? (в 3 и 4 строках).
  3. Обведите нужные буквы.
  4. Мальчики посчитают сколько обвели букв Г г, а девочки посчитают все обведённые буквы Д д.
  5. Сколько получилось?

7. Работа со слогами, словами.

  1. Составьте слова из букв 4-ой строки.
  2. Почему не получилось? Только с помощью гласных могут образовываться слоги и слова.
  3. Тогда из букв 2-ой строки. Называют придуманные слова.

                                           РОВ    ВЯЗ    ВОЗ   ЗОВ    ЗОБ    БОР

  1. Ребята, Кар Карыч приготовил вам следующее задание. Он что-то написал на бумаге и просит нас с Крошем найти и подчеркнуть здесь слова:

                                               ДЫМ    ДОРО    ГУ    ГОЛ    ВО              

  1. А что же такое ГУ и ВО? (это слоги)
  2. Кар Карыч приготовил для вас слоги и просит вас их прочитать.

А

О

У

Ы

И

М

МА

МО

МУ

МЫ

МИ

Н

НА

НО

НУ

НЫ

НИ

Р

РА

РО

РУ

РЫ

РИ

Л

ЛА

ЛО

ЛУ

ЛЫ

ЛИ

Б

БА

БО

БУ

БЫ

БИ

В

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

ВИ

Г

ГА

ГО

ГУ

ГЫ

ГИ

Д

ДА

ДО

ДУ

ДЫ

ГИ

 СЛАЙД 8

  1. Молодцы. Теперь мы можем подняться на следующие две ступеньки – может быть кто-то может догадаться, как они будут называться?   (СЛОГ   и СЛОВО).
  2. Верно.

8. Физминутка.   СЛАЙД 9

Путешествие в лес.

Здравствуй, лес – необычный лес, 

Полный сказок и чудес!

(Широко разводят руки в стороны.

Повороты вправо и влево с вытянутыми руками.)

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

(Руки подняты вверх. Выполняют покачивающиеся движения вправо – влево.)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

(Всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, покачиваясь при этом в правую и левую сторону.)

Все открой, не таи.

Ты же видишь – все свои.

(Широко разводят руки в стороны. Прижимают обе ладони к груди. Широко разводят руки в стороны.)

9. Работа с предложением, текстом.    СЛАЙД 11

  1. Ребята, что мы можем составить из слов? (Предложения) 
  2. А что получится из взаимосвязанных предложений? (текст, рассказ).
  3. Внимание! Следующее задание вам с Крошем задаёт Лосяш.
  4. Посмотрите на слайд. Что перед нами? ( Предложения. Текст).
  5. Нужно этот текст прочитать.
  6. Ответьте на вопросы.
  7. Как зовут детей?
  8. Чем они занимались?
  9. Какие слова в тексте обозначают инструменты?
  10. Какое настроение у детей?
  11. Лосяш просит вас составить схему предложения. ( с помощью карточек на доске).
  12. Итак, мы с вами помогли выполнить последнее задание Крошу и можем подняться на две последние ступеньки на нашей лестнице знаний, которые называются как?...  ( предложение, текст)
  13. Давайте ещё раз вспомним названия всех ступенек, по которым мы с вами сегодня поднимались и помогали Крошу стать СуперЧитариком. (звук, буква, слог, слово, предложение, текст).
  14. 10. Итог урока.  Встреча с Совуньей.   СЛАЙД 12

  1. Ребята, Совунья говорит, что вам теперь можно открыть волшебные ворота. Торжественный момент… ( ворота открываются, а за ними надпись…)

                                       «ВСЕ МОЛОДЦЫ!»

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Вспомните, чем мы занимались сегодня на уроке.
  3. Молодцы, ребята! Я горжусь вами. Скоро вы станете настоящими СуперЧитариками!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Г г

Слайд 6

Д

Слайд 7

ДЕРЕВО

Слайд 10

В б р о в ф з в з я з в

Слайд 11

А О У Ы И М МА МО МУ МЫ МИ Н НА НО НУ НЫ НИ Р РА РО РУ РЫ РИ Л ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ Б БА БО БУ БЫ БИ В ВА ВО ВУ ВЫ ВИ Г ГА ГО ГУ ГЫ ГИ Д ДА ДО ДУ ДЫ ДИ

Слайд 14

ВСЕ МОЛОДЦЫ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.

Урок  по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....

презентация к уроку обучения грамоте по авторской разработке на тему "Звук и буква -А,а, У, у"

Цели: Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками. Научить выделять их из устной и письменной речи. Продолжать обучение грамматически и интонационно правильно оформлять  свою ре...

Презентация к уроку обучения грамоте "А.С.Пушкин Сказки. Согласные звуки [т], [т,]. Буква Т т."

Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по обучению грамоте : Закрепление знания учащихся о согласных звуках [р], [р′], букве Р р;

Закрепить знания учащихся о согласных звуках {р} {р"} букве Р р; развивать речь, память, логическое мышление....

Технологическая карта урока обучение грамоте "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" (УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: Обобщение знаний обучающихся о звонких и глухих согласныхЗадачи урокаДидактические: 1 Обобщить и систематизировать знания о звонких и глухих согласных 2 Выработать умение читать тексты с и...

Методическая разработка урока Обучения грамоте (чтение+письмо) на тему: "Согласный звук [ч’] Буквы Ч ч."

ull;познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч], буквой Ч, ч; • учить распознавать звук в словах; • познакомить с графическим образом буквы Ч, ч; • совершенствов...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Делу – время, а потехе – час. Звук [ч`]. Буква Ч,ч» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний о согласном звуке [ч’] и букве «Ч,ч»Планируемые результатыПредметные:1.Знать особенности...