Календарное планирование. Литературное чтение. 1 класс. УМК "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему

Развёрнутое календарно - тематическое планирование с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx47.13 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО»                                   «СОГЛАСОВАНО»                                «УТВЕРЖДЕНО»

_________________                                   _________________                                _________________

Руководитель МО                                   Зам. директора по УВР                                 Директор школы

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2012-2013 учебный год

по предмету «Литературное чтение» 40 -32 часа в учебный год (4 часа в неделю)

учителя начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа № 43

Ишковой Ирины Владимировны.

Класс 1а.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование  составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК: учебниками «Капельки солнца» для 1-4 классов, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова и др.)

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно – этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой;
  4. развитие творческих способностей детей;
  5. Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, -через введение элементов анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. Овладение функциональной грамотностью;
  2. Овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  3. Овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  1. Определение и объяснение своего эмоционально – оценочного отношения к прочитанному;
  2. Приобщение к литературе как искусству слова;
  3. Приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах и писателях

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач подготовлена серия учебников по литературному чтению, а также методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для учащихся.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Ι этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
  2. Постановка целей урока с учетом общей(учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

ΙΙ этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия( с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или отдельных его фрагментов. Анализ текста(приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтении, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

ΙΙΙ этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся(эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в 1 классе.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  1. Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  2. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  3. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  4. Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке;
  3. Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в учебнике;
  2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробно пересказывать небольшие тексты;

Коммуникативные УУД:

  1. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  2. Слушать и понимать речь других;
  3. Выразительно читать и пересказывать текст;
  4. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  5. Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли;
  6. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
  1. Воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;
  2. Осмысленно правильно читать целыми словами;
  3. Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  4. Подробно пересказывать текст;
  5. Составлять устный рассказ по картинке;
  6. Заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  7. Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  8. Различать рассказ и стихотворение

№ п/п

урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Материал учебника

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1. «Попрыгать, поиграть» (11 ч)  8

1/1

Знакомство с но вой книгой для чтения. Первый _ урок вежливости. А. Барто «Я вы росла». Я. Аким «Мой конь». Са ша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего мишку»

Урок откры тия новых знаний

Знать приемы ориентирования в учебнике.

Уметь различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления; способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно;

определение промежуточных целей с учетом конечного результата;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других;

 вступать в беседу на уроке и в жизни; сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Познавательные: ориентироваться в учебнике;

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

осмысленное чтение и пересказ прочитанного;

составление рассказов по опорным картинкам

Проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову;

формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку

Беседа;

работа по серии картинок;

работа с учебником;

с.3-7

2/2

В. Драгу некий с «Друг детства». В. Берестов «Про машину»

Урок развития умений и на выков

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь: читать осознанно и выразительно стихи, заучивать наизусть, определять тему и главную мысль произведения;

Выразительное чтение;

беседа;

работа с учебником;

чтение по ролям;

с.8-15

3/3

А. Барто «С утра на лужайку», «Кукла». С. Мар шак «Цирк ша пито». Э. Успен ский «Крокодил Гена и его дру зья»

Урок развития умений и на выков

Знать название, основное содержание литературного произведения;

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить на части;

Комментированное чтение;

работа с учебником;

диалог с автором;

с.16-20

4/4

А. Барто «С утра на лужайку», «Кукла». С. Мар шак «Цирк шапи то». Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Урок рефлек сии

с. 21-40

5/5

Второй урок вежливости «Как надо дарить по дарки». И. Демья нов «Скакалоч- ка». А. Барто «Малыши среди двора...». Е. Ча рушин «Никита- охотник»

Урок открытия новых знаний

Знать содержание произведения;

Уметь строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части; озаглавливать части;

Работа с учебни-ком; составление рассказа по опорным картинкам;

озаглавливание частей

с.41-43

6/6

Второй урок веж ливости «Как надо дарить подарки». И. Демьянов «Ска- калочка». А. Барто «Малыши среди двора...». Е. Чару шин «Никита- охотник»

Урок развития умений и на выков

Уметь работать со стихотворным текстом, выразительно читать, находить ответы на вопросы в тексте;

Работа с серией картинок и текстами Г. Остера;

игры в слова;

заучивание стихов;

с.44-52

7/7

Третий урок вежливости «Как нужно играть». Ю. Мориц «По прыгать, поиг рать». А. Барто «Игра в слова». И. Токмакова «Плим», «Динь- дон». С. Маршак «Вот маленький»

Урок открытия новых знаний

Знать содержание произведения;

Уметь работать с иллюстрациями, читать с комментированием, отвечать на вопросы;

Работа с учебни-ком; чтение с комментированием; ответы на вопросы; парно-групповая работа;

с.53-58

8/8

Э. Успенский «Удивительное- дело». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Урок развития умений и на выков

Знать содержание литературного произведения;

Уметь читать и комментировать прочитанное, пересказывать, читать по ролям, выполнять лексическую работу;

Творческая работа; игры в рифмы; сочине-ние стихов;

чтение по ро-лям; работа с учебником;

групповая работа

с.59-63

9/9

Э. Успенский «Удивительное дело». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Урок - повторение

Уметь участвовать в диалоге; слушать, высказывать свое мнение, доказывать его

Выставка рисун-ков; устные рассказы детей;

контроль техники чтения;

с.64

10/10

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Выра зительное чтение, чтение по ролям

11/11

Обобщение по разделу «Попры гать, поиграть...». Внеклассное чтение

Урок - обобщение

Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его

Беседа, мо нологиче ское выска зывание, контроль техники чтения;, конкурс чтецов

Раздел 2. «Наш дом» (8ч)  6

12/1

Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»

Урок открытия новых знаний

Уметь формулиро вать и высказывать своё мнение о про читанном по плану

Регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе;

планировать учебное сотрудничество.

Познавательные: знать о творчестве поэтов и писателей; литературоведческие понятия; выделять главную мысль произведения; бегло и выразительно читать; пересказывать прочитанное;

 учить наизусть.

Проявление любознательности, интереса к литературному чтению;

развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией;

оценивать простые жизненные ситуации с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к родным

Дополнить свой план недостаю щими ри сунками

С. 65

13/2

В. Драгунский «Сестра моя Ксе ния»

Урок развития умений и на выков

Уметь составлять план, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту

Устное вы сказыва ние. Со ставление плана

с.66-73

14/3

А. Барто «Две сестры...». Я. Аким «Мой брат Миша». А. Барто «Разлу ка». Г. Граубин «Окно». А. Барто «Одиночество»

Урок развития умений и на выков

Уметь читать стихо творение, формули ровать своё отноше ние к прочитанному

Чтение стихотво рения, вы борочное чтение

с.74-85

15/4

Э. Мошковская «Трудный путь». Четвёртый урок вежливости «Правила гигие ны».

И. Демьянов «Ру ки-то у Вани...», «Замарашка рук не мыл»

Урок развития умений и на выков

Уметь читать текст про себя; уметь вы разительно читать с передачей настрое ния, уметь высказы вать своё мнение

Вырази тельное чтение, за щита сво его мнения

с.87-94

16/5

Внеклассное чте ние. Конкурс на лучшее чтение наизусть стихо творений

Урок открытия новых знаний

Уметь выразительно читать стихотворный текст

Чте ние наи зусть сти хотворений

с.94-96

17/6

М. Коршунов «Дом в Черё мушках»

Урок-- обобщение

Уметь читать и ра ботать с текстом, составлять устный рассказ по картинкам

Вы разительное чтение

18/7

Б. Заходер «Два и три». М. Зощенко «Глупая история»

Урок развития умений и на выков

Уметь прогнозиро вать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и от вечать на вопросы

Вырази тельное чтение, уст ный разбор

с.97-109.

19/8

В. Бирюков «По чему рано встал». О. Григорьев «Обновка». Внеклассное чте ние. Обобщение

по разделу «Наш дом»

Урок - обобщение

Уметь выразительно читать и вести бесе ду о прочитанном

Чтение стихотво рения, вы борочное чтение

с.110-112.

Раздел 3. «Ребятам о зверятах» (10ч)  9

20/1

Б. Заходер «Мохнатая азбу ка»

Урок развития умений и на выков

Уметь выразительно читать (отработка то на, интонации), ана лизировать чтение

Регулятивные: учиться работать по предложенному плану;

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проявлять мобилизацию сил и энергии, способности к волевому усилию, преодолению препятствий.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

учить наизусть стихотворение.

Познавательные: знать о творчестве писателей и поэтов;

формулировать ответы на вопросы по содержанию текста;

подробно пересказывать текст по вопросам и картинкам;

составлять устные рассказы по серии картинок;

выразительно читать стихи

Проявление интереса к содержанию произведений по литературному чтению;

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

уметь передавать свои мысли и чувства через характеры и поступки героев

Вырази тельное чтение

с.113-125

21/2

М. Пришвин «Медведь». Г. Граубин «У ручья», «Бес покойные мыши». Саша Чёрный «Слоник, слоник»

Урок откры тия новых знаний

Уметь находить ключевые слова в тексте, озаглавли вать части текста

Озаглавливание час тей расска за

с.126-130

22/3

М. Пришвин «Медведь». Г. Граубин «У ручья», «Бес покойные мыши». Саша Чёрный «Слоник, слоник»

Урок рефлек сии

Уметь составлять характеристику ге роя

Вырази тельное чтение. Рассказ по ключевым словам

с.131-135

23/4

Пятый урок веж ливости «Как вести себя в гостях у природы». Е. Ча рушин «Томкины сны»

Урок откры тия новых знаний

Уметь выразительно читать стихотворе ние, читать по ро лям, устанавливать соответствие иллю страции содержа нию; уметь делать выводы из прочи танного

Чтение по ролям; чте ние наи зусть

с.136-137.

24/5

С. Михалков «Щенок»

Урок развития умений и на выков

Уметь читать стихо творение по стро фам, производить лексическую работу с непонятными сло вами

Упражне ние в тех нике чте ния. Рас сказ от ли ца героя

с.138-141

25/6

Ю. Коваль «Дик и черника». А. Шибаев «Без ужина»

Урок откры тия новых знаний

Уметь делить текст на части, уметь оп ределять тему тек ста, пересказывать

Обучение пересказу текста по частям

с.142-145

26/7

М. Коршунов «Рисунок с нату ры». «Дом в Че рёмушках»

Урок откры тия новых знаний

Уметь анализиро вать рассказ, нахо дить его тему; уметь читать по строфам

Выразительное чтение, ответы на вопросы

с.146-148

27/8

Д. Хармс «Удиви тельная кошка». И. Токмакова «Ко тята»

Урок развития умений и на выков

Уметь анализиро вать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

Выразительное чтение, ответы на вопросы

с.149-151

28/9

Шестой урок вежливости «Как содержать до машних живот ных». Ю. Мориц «Ворона»

Урок откры тия новых знаний

Уметь анализиро вать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему

Беседа

с.152-156

29/

10

В. Вересаев «Братишка». Обобщение по разделу

Урок - обобщение

Уметь соотносить иллюстрацию и на звание рассказа; уметь озаглавливать части текста

Со ставление плана; творческое задание

с.157-162

Раздел 4. «Маленькие открытия» (11ч)  9

30/1

Г. Граубин «Сон», «Шишко- пад». Т. Золоту хина «Лужи- зеваки». В. Бирю ков «Сентябрь». В. Песков «Ли стья падают с клёнов». И. Ток макова «Туман», «Осень»

Урок развития умений и на выков

Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихо творение по стро фам, выбирать и обосновывать нуж ную информацию

Регулятивные: составлять план действий по решению проблемы (задачи);

работать по предложенному плану;

соотносить результат своей деятельности с целью урока оценивать его.

Коммуникативные: выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения в процессе решения поставленных задач;

сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; подробно пересказывать тексты, называть их тему;

составлять устный рассказ по иллюстрациям; находить главную мысль, определять тему произведения

Проявление интереса к литературному чтению; к особенностям авторского употребления слов, выражений; понимать и чувствовать красоту, яркость, точность слова в художественном тексте

Выра зительное чтение, творческое задание, беседа

с.165-169

31/2

Г. Граубин «Сон», «Шишко- пад». Т. Золоту хина «Лужи- зеваки». В. Бирю ков «Сентябрь». В. Песков «Ли стья падают с клёнов». И. Ток макова «Туман», «Осень»

Урок развития умений и на выков (повто рение)

Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулиро вать и высказы-вать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия

Отве ты на во просы, творческое задание

с.170-172

32/3

Н. Сладков «По чему ноябрь пе гий». Е. Благи нина «Улетают, улетели»

Урок рефлек сии

Уметь соотносить содержание с иллю страцией и заглави ем; озаглавливать части текста, выра зительно читать

Бесе да, творче ское зада ние, выра зительное чтение

с.173-175

33/4

Т. Золотухина «Метель». И. Токмакова «Медведь». Н. Сладков «Песен ки подо льдом». И. Токмакова «Куда в машинах снег везут»

Урок развития умений и на выков

Уметь определять темп, тон, громкость речи, читать текст по частям и высказы вать мнение о про читанном, отвечать на вопросы

Беседа, провер-ка навыков вырази тельного чтения

с.176-177

34/5

Т.Золотухина «Метель». И. Токмакова «Медведь». Н. Сладков «Песен ки подо льдом». И. Токмакова «Куда в машинах снег везут»

Урок - повторение

Уметь озаглавливать части текста; опре делять наиболее удачные иллюстра ции и объяснять свой выбор

Обучение составле нию устных расска-зов с использованием лекси ки одной из частей

с.178-181

35/6

Внеклассное чтение.

Н. Сладков «Шапки долой». И. Токмакова «Весна». Н. Сладков «Бег ство цветов». В. Лапин «Утро»

Урок рефлек сии

Уметь по иллюстра ции и названию предполагать, о чем рассказ; уметь объ яснять непонятные слова

Выра зительное чтение. Монологи ческие вы сказывания

с.182-184

36/7

Г. Новицкая «Зонтик». С. Маршак «Дождь». А. Чут- ковская «Ночью дождь на ёлку...»

Урок развития умений и на выков

Уметь работать со стихотворным тек стом: читать, анали зировать, находить «выразительные сло ва»

Чтение, ответы на вопросы, монологические выска зывания

с.185-190

37/8

К. Паустовский «Приточная тра ва»

Урок откры тия новых знаний

Уметь составлять устный рассказ по иллюстрациям, чи тать рассказ про себя с целью выбора не обходимого тона, темпа, интонации

Чте ние, устное словесное рисование

с.191-193

38/9

М. Пришвин «Берестяная тру бочка». А. Алек сандров «Лесные шорохи»

Урок развития умений и на выков

Уметь пересказы вать рассказ с ис пользованием иллю страций; соотносить заголовки с частями рассказа

Пере сказ, чте ние, со ставление плана

с.194-195

39/

10

Г. Скребицкий «Лесной голо сок»

Урок развития умений и на выков

Уметь создавать словесные картины, читать рассказ по законченным частям; владеть умением вы борочного чтения

Выра зительное чтение, выбороч ное чтение, ответы на вопросы, монологи ческое вы сказывание

с.196-199

40/

11

Ю. Мориц «Что над чем». С. Коз лов, Г. Цыферов из книги «Где живёт солнце»

Урок развития умений и на выков

Уметь выразительно читать, находить главную мысль, оп ределять тему, стро ить монологическое высказывание, нахо дить в тексте ответы на вопросы

Чте ние, пере сказ, со ставление плана

с.200-203


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование Литературное чтение "Школа 2100" 3 класс

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению   Развернутое календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено на основе программы Р. Н. Буне...

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Тематическое планирование по литературному чтению ОС "Школа 2100" 2 кл

Календарно-тематическое планирование составлено с учётом требований ФГОС....

Календарно-тематическое планирование литературное чтение 4 класс. УМК "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование литературное чтение 4 класс. УМК "Школа 2100"...

Пояснительная записка + тематическое планирование (литературное чтение) УМК "Школа 2100" 1 класс

Пояснительная записка (литературное чтение) УМК "Школа 2100" 1 класс Учебник: «Литературное чтение» («Капельки солнца»), (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). Тематическое планирование (литературное ...