«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»
методическая разработка по чтению по теме

Харитонова Лариса Николаевна

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается опыт ведущих методистов отечественной школы, представлен опыт работы учителей начальных классов МОУ «СОШ № 54»  Кировского района г. Саратова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФБГОУ ВПО СГУ им. Н.Г. Чернышевского

ИДПО

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРОГРАММЕ

«Федеральные государственные образовательные стандарты

начального и основного общего образования: содержание и

механизмы реализации (начального образования)»

Выпускная квалификационная работа на тему:

«Формирование читательской компетентности

 младших школьников

в рамках урочной и внеурочной деятельности»

Выполнили слушатели 3 группы:

Масленникова Лилия Викторовна

Харитонова Лариса Николаевна

                                                              Саратов

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………….     3                

Формирование читательской компетентности младших школьников

в рамках  урочной и внеурочной деятельности …………………………            6        

Заключение ………………………………………………………………...  16  

Список литературы ………………………………………………………..  17

Приложение

Введение

 Федеральные государственные образовательные стандарты начального  общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает   воспитание  и  развитие качеств личности,  отвечающих требованиям   информационного общества,  личности,  свободно ориентирующейся  в  потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

 Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003-2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, в нашей стране Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» (2006 г.),  рассчитанная на 14 лет. 

Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе,  которая  совместно   с  другими государственными и  общественными  структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического
воспитания.

Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений,  навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Цель данной работы: создание методических рекомендаций из опыта работы по формированию читательской компетентности младших школьников  на уроках  и во внеурочной деятельности.

Гипотеза - если при формировании навыков полноценного чтения у младших школьников применять новые технологии, разнообразные формы и методы работы, то это приведёт к повышению  качества и углублению знаний по предмету, развитию речи учащихся, формированию стремления к достижению более высокого результата, раскрытию способностей  и природных задатков личности.

Задачи:

  1. выявить оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников;
  2.  обобщить опыт ведущих методистов отечественной школы;
  3. представить опыт работы учителей начальных классов МОУ

«СОШ № 54»  Кировского района г. Саратова.

Формирование читательской компетентности  младших школьников

в рамках урочной и внеурочной деятельности

В Федеральном компоненте государственного стандарта литературное чтение обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования младшего школьника.

Предмет «Литературное чтение»:

  1. значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре,  этических понятиях, нравственности;
  2. создает условия для успешности обучения по всем предметам;
  3. формирует потребность в систематическом чтении;
  4. является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением — умением учиться;
  5. закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.  

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. 

Читательская компетентность определяется:

  1. владением техникой чтения,
  2. приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
  3. знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
  4. сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

От достижения  цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности. 

Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею.  А  интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к решению различных задач.

С целью определения доминирующих познавательных мотивов в 3 - 4 классах обучающимся  была предложена анкета, результаты которой отражены в таблице.

Уровень познавательного

интереса

Русский

язык

Литер.

чтение

Математика

Окр.

мир

ИЗО

Технология

Проявляет ситуативный интерес

22%

22%

13%

24%

36%

32%

Учит по необходимости

42%

21%

42%

19%

3%

10%

Интересуется предметом

24%

44%

26%

35%

21%

32%

Проявляет повышенный интерес

8%

10%

17%

16%

35%

22%

Можно сделать вывод:

  1. Обучающиеся интересуются предметом литературное чтение, но повышенный интерес проявляется только у 10%.

Возникает проблема:

  1. Как поддержать интерес учащихся к чтению?
  1. Какие приёмы и средства помогут в формировании читательской компетентности младших школьников?
  2.  Как создать ситуацию успеха?

Учителя начальных классов  МОУ «СОШ № 54» г. Саратова  работают по УМК «Школа 2100», «Перспективная начальная школа»,  «Система  развивающего обучения Л.В.Занкова».

 В  образовательной системе  «Школа 2100» заявлена технология формирования типа правильной читательской деятельности (Н.Н. Светловская), обеспечивающая  понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора); познавательных универсальных учебных действий.

Основная метапредметная цель учебников «Литературное чтение» (Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская) связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

Задачами начального курса «Литературное чтение» по УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова» являются:

  1. развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации, собственного творчества.
  1. развитие интереса детей к чтению и потребности в нем;
  2. создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;
  3. воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров.

Учебный материал данных  пособий содержит золотой фонд детской литературы: здесь есть и произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихи, рассказы и повести, произведения драматургии, а также познавательные статьи и очерки. При работе с данными учебниками уделяется большое внимание литературному образованию младших школьников. У преподавателей есть возможность  строить уроки с использованием широкого спектра методов и приёмов.

На уроках литературного чтения создаются  проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.  

Беседы-дискуссии учат  детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что у детей повышался интерес  после того, как им  самим приходилось  задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Достижению положительных результатов работы способствует  и личный пример учителя, который выразительно читает  художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает  детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема  устного  словесного рисования.  В ходе словесного рисования дети воображают  прочитанное и как бы видят  его наяву, усматривают  за словами картины и образы, без труда не только называют  тему любого эпизода или ситуации, но и представляют  детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Большое внимание на уроках уделяется  словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются  разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются  перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют  сами дети, если же они затрудняются, то находят  объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно. Любимой формой работы стало для детей создание  рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения используем инсценирование отрывков из  художественных произведений, элементы драматизации.

Использование музыкальных произведений на уроке литературного чтения является благотворной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир.

Неоценима роль уроков внеклассного чтения для  расширения литературного образования, углубления читательской  культуры обучающихся, развития их творческих способностей и эстетического вкуса, укрепления гражданской и нравственной позиций. Цели одни, а способы их достижения разные. Они определяются самой спецификой внеклассных занятий.
Как указывает М.Г. Качурин - автор статьи о методике внеклассного чтения в книге "методика преподавания литературы", внеклассная работа раскрывает учеников, они учатся раскованнее, свободнее, охотно обращаются к дополнительной литературе по предмету, приобретают вкус к самостоятельной работе с книгой. А продуктивность уроков литературного чтения, в свою очередь, в значительной степени определяется повышенным интересом учащихся к искусству.

При формировании читательской компетентности необходимо создавать условия мотивации речи  для развития письменной связной речи. На уроках детям предлагаются задания творческого характера: написать реальные письма,    воспоминания, сочинять загадки и сказки, составлять для сверстников или малышей сборники кулинарных рецептов, полезных советов, записных книжек туристов и т. д.

М.С.Соловейчик предлагает учить детей писать записки, поздравления. Детские работы должны находить своего адресата - читателя или слушателя. Не следует смешивать стили, нужно нацеливать детей на создание речи определённого стиля. В начальных классах в центре внимания должны быть лишь те стили, которые актуальны для речевой практики младших школьников.

Технология обучения младших школьников написанию творческих работ:
- опирается на единство действий, лежащих как в основе понимания учебного материала, так и содержательно-операционных компонентов интеллектуальных структур младших школьников;
- основывается на участии ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения;

- предлагает успешность выполнения школьниками творческих заданий за счёт включения в учебный процесс эмоциональных и  потребностно-мотивационных  компонентов;
- основывается на классических видах творческих работ (свободных диктантах, изложениях и сочинениях).

Анализ некоторых учебников с точки зрения наличия в них заданий творческого характера  показал:

Литературное чтение. 1 класс. В.Ю.Свиридова.

  1. Стр.3. «Здравствуйте, ребята,

Тигрята и утята,

Котята и зайчата… уф!»

Можешь продолжить в рифму?

  1. Стр.8. А ты бываешь в библиотеке? Расскажи о своей домашней библиотеке.
  2. Стр.39. «Свиристели». Какой текст относится к литературе, а какой к науке? Опиши своё домашнее животное как учёный и как писатель.
  3. Стр.42. «Томка». Е.Чарушин. Как бы рассказал о щенке учёный?
  4. Стр.55. Расскажи о любом предмете, как будто он живой.
  5. Стр.90. «Листопад». И.Бунин. Опиши лес в другое время года.
  6. Стр.95. Сказка «Красная шапочка». Предложи свой вариант окончания сказки.
  7. Стр. 115. «Утренние лучи». К.Ушинский. Придумай историю про солнечного котёнка, про лунного медвежонка.

Автор учебника русского языка предлагает задания следующего характера: «придумай предложение…», «дополни предложение…», «напиши поздравление…» (2 класс, упр.361.А.В.Полякова), «попробуй составить объявление…» (2 класс, упр.468.А.В.Полякова), в упр.467,469 даны сведения о речи (разговорной, деловой, научной, художественной, образной).

Методический вывод:

  1. Доля заданий творческого характера менее 20% от всех предложенных вопросов и упражнений.

Поэтому мы дополняем существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомим обучающихся с различными речевыми жанрами, то есть с такими текстами, которые дети будут использовать в своей жизни.

В качестве школьного компонента в нашем образовательном учреждении реализуется предмет «Детская риторика».  На уроках обучающиеся получают  представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения; о коммуникативных качествах речи, речевой ситуации, ее компонентах  – на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения. И ещё дети знакомятся с различными  текстами, речевыми  жанрами как разновидностями текста. Учатся писать просьбы, объявления, аннотации, хроники и т.д.

Интересную работу по составлению  текстов разных жанров публицистического стиля  провела со  своими учениками Масленникова Л.В.. Следуя рекомендациям методистов, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львову и др., в том, что начинать работу над отдельными «газетными жанрами» лучше со знакомства с заметкой. Ведь именно заметка является самым доступным  для младших школьников жанром стенгазеты. Учитель предложила детям различные упражнения.

В первую группу упражнений были включены задания, помогающие ученикам освоить сами понятия. Среди упражнений этой группы особое место было отведено анализу готового текста, образцового или негативного. Выявление жанровых и стилистических особенностей различных газетных публикаций, при обучении, проводилось в сопоставлении различных жанров публицистического стиля друг с другом и в сопоставлении их с уже известными детям жанрами художественной литературы, а именно: с рассказом и сказкой. Выяснилось, в каком случае используется разговорный стиль, когда и где встречается  жанр публицистического стиля. Дети самостоятельно выполнили работу, в которой сравнивали тексты, написанные в книжном и разговорном стилях.

Вторая группа упражнений состояла в обучении школьников применению полученных знаний при выполнении отдельных речевых действий, то есть работа была направлена на формирование конкретных речевых умений. В эту группу вошли следующие задания: конструирование фрагментов текста из заданных элементов с учётом указанных условий, редактирование высказываний, создание небольших собственных высказываний по данным рекомендациям.

Третья группа - это упражнения творческого характера, направленные на формирование у школьников всего комплекса речевых умений. Это упражнения, предполагающие   написание   различных    текстов.
Чтобы не ослабевал интерес детей к газетным жанрам и то, что они сделали имело
практическую направленность, была выпущена стенгазета.

В продолжение  обучения решалась задача -   познакомить учащихся с тем, как создаются журналы. Учащимся было предложено  включиться в выполнение разных специальных ролей:  главный редактор журнала, корреспондент, технический редактор, художник и др.
Дети стали участниками игры «Я - издатель и редактор журнала».

Наметили названия рубрик: «Наша школа», «Проба пера», «Детская страничка», «Наша игротека», «Об авторах», «Лабиринты», «Смешинки», «Почемучка».
Названия журналов получились разные: «Дракоша», «Белочка», «Ученик», «Переменка», «Нос», «Солнышко», «Улыбка», «Цыплёнок», «Школьник», «Кисонька», «Паук», «Рыба», «Пароход», «Винни - Пух», «Хочу всё знать», «Тошка и компания», «Нескучайка».

Представленные творческие работы можно разделить на 3 группы:
1.Развлекательно-познавательные (авторские).
2.Научно-познавательные (сборники, групповая работа).
3.Творческие (сборники, групповая работа).

Развлекательно-познавательные журналы отличались многообразием рубрик, в них не только литературное творчество учащихся (стихи, загадки, заметки и статьи, кроссворды, ребусы собственного сочинения), но и детские рисунки. Они показывали интересы автора (ученика), помогали раскрыть его творческие  способности, имеют практическое значение – их читают дети.

 Творческие  работы были  нацелены  на формирование у учеников

 следующих компетенций:
-донести свою позицию до других, владея приёмами письменной монологической речи.
-быть готовым к решению творческих задач.
-представлять информацию в виде текста.
-выполнять различные роли в группе.
-оценивать собственные возможности.
Работы данного вида
позволяют не только оценить творческие,  речевые, эмоциональные возможности учащихся, но и раскрывают их     интересы.

Итак, мы убедились, что детям близки и  интересны  такие работы, которые приближены к их жизни, без которых современный ребёнок не может накапливать новый речевой опыт и развиваться творчески.

МОУ «СОШ № 54»  является пилотной школой  в рамках реализации  ФГОС НОО  с 2010г. Неотъемлемой частью учебного плана согласно ФГОС  является внеурочная деятельность. В нашей школе она представлена следующим образом:

  1. Музей в твоём классе
  2. Научный клуб «Мы и окружающий мир»
  3. Проектно-исследовательская деятельность «Изучаем родной край»
  4. Декоративно-прикладное искусство
  5. Смотрю на мир глазами художника
  6. Школьный театр «Петрушка»
  7. Театр
  8. Экономика
  9. Я – гражданин России
  10. Информатика
  11. Юные музееведы
  12. Азбука содержания животных
  13. Школа деловых малышей
  14. Информатика для начинающих

На наш взгляд  занятия каждого кружка способствует формированию читательской компетентности младших школьников. Например, кружок «Азбука содержания животных»  способствует  формированию культуры общения с животными, как части экологической культуры, освоению теоретических и практических умений и навыков при содержании  домашних животных, птиц и аквариумных рыбок, привитию трудовых навыков в практической работе по охране природы.  Занятия проходят в игровой форме, устного журнала, конкурсов. Кроме этого в практической части занятия  учитель использует показ видеофильмов, где демонстрируются  практические приемы оказания первой помощи пострадавшим животным. Кроме этого учителем и учащимися ведется работа по подготовке к выставке фоторабот обучающихся о домашних животных, птицах и аквариумных рыбках.

Обучающиеся первых и  вторых  классов посещают школьный театр «Петрушка», а ребята третьих и четвёртых  - кружок «Театр», занятия которых, способствуют  развитию творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных  качеств детей, обогащают  знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра. Занятия театрального коллектива включают, наряду с работой над пьесой, проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждения спектаклей, фильмов,   подготовка афиш, программок, билетов, заблаговременная подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы,  музыкальное сопровождение. Ежегодный показ нового спектакля или композиции – необходимый завершающий этап работы.

Успех формирования читательской компетентности у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Заключение

Работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически в рамках урочной и внеурочной деятельности, в работе с родителями.

На уроках литературного чтения

  1. использовать  всевозможные  методы и приёмы для активизации познавательного интереса;
  2. дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.

Необходимо организовать внеурочную занятость обучающихся по различным направлениям развития личности.

 Процесс приобщения учащихся к чтению,  воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс.

С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению,  формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.

В результате хотелось бы видеть обучающегося, который владеет необходимым уровнем  техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную  познавательную деятельность.

 Нельзя не согласиться с  великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся  мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!

Список литературы:

  1. Жукова И.Л. Реальное и идеальное чтение: Стратегия выбора книг для внеклассного чтения / И.Л.Жукова // Начальная школа.- 2007. - №4. – С.26
  2. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. -№11. -  С.15-17.
  3. Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению / А.М.Кушнир // Начальная школа.- 2007. - №5. – С.71-73.
  4. Львов М.Р. Основы теории речи. Уч. Пос. Изд.Академия/Akademia,2002/
  5. Маланов С.В. Психолого–педагогические условия обучения детей чтению / С.В.Маланов // Начальная школа плюс до и после.- 2006. - №4. – С.14-23.
  6. Материалы сайта Федеральный Государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/
  7. Национальная программа поддержки и развития чтения // Журнал «Библиотека и Закон», вып.25, 2008.
  8. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. М., - МЦБС, 2008., с.66-68.
  9. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61
  10.  Интернет-ресурсы:

    www.festival.1september.ru                             

      www.referats.net                                               

       www.hr-portal.ru

           www.referats.com

         www, Nachalka. Com



Предварительный просмотр:

Уровень

познавательного интереса

Отношение

Русский

язык

Чтение

Матема

тика

Окр.мир

ИЗО

Т

Е

Х

Н

О

Л

М

У

З

Ы

К

А

Ф

И

З

К

У

Л

Ин.яз

1

1

Иногда на уроке бывает интересно

2

Нравится учитель

3

Нравится получать хорошие отметки

2

1

Родители заставляют

2

Учу, потому что это мой долг

3

Предмет полезен для будущей жизни

3

1

Узнаю много нового

2

Заставляет думать

3

Получаю удовольствие, работая на уроке

4

1

Легко даётся

2

С нетерпением жду урока

3

Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель

Цель анкетирования: определение доминирующих познавательных мотивов.

Ученику предлагают внимательно прочитать анкету и поставить любой знак в каждом столбике (один) по предмету (выбрать приоритет).

Для учителя: значение цифр в столбике «Уровень познавательного интереса».

  1. Проявляет ситуативный интерес.
  2. Учит по необходимости.
  3. Интересуется предметом.
  4. Проявляет повышенный познавательный интерес.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников....

Формирование ИКТ-компетентности в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Взаимосвязь ИКТ-грамотности иИКТ-компетентности. Содержание, виды и формы организации учебной деятельности. Планируемые результаты. Проблемы и варианты использования средств ИКТ....

информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"

Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.    Результаты моей деятельности по формированию коммуника...

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях урочной и внеурочной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи определяет сформиро...