Создание условий для самореализации ребенка на уроках чтения
статья по чтению (2 класс) по теме

Юшина Наталья Сергеевна

Решение одной из главных проблем начальной школы - чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для самореализации ребенка на уроках чтения.

    Современный уровень развития науки, культуры, просвещения выдвигает более высокие требования к подготовке ребенка. Среди разнообразных знаний, практических умений и навыков, особое место занимают знание родного языка, свободное владение речью, так как речь является орудием труда.

    Умение выразительно говорить и читать формируется на протяжении все  четырех лет начального обучения. Исходным моментом обучения выразительности речи и чтения является живая разговорная речь. Развивая звуковую сторону устной речи детей, мы тем самым совершенствуем выразительность их чтения и наоборот. Разница заключается в том, что в речи отражается замысел, намерение говорящего и коструируется собственное высказывание, а при чтении передается "чужой" текст, составленный автором (писателем, поэтом), и прежде чем прочитать произведение ыразительно, надо предварительно изучить его, понять содержание (идею и замысел писателя) и только после этого преподнести слушателю, причем произнести текст вслух так, чтобы он дошел до слушателя и эстетически воздействовал на него.

    Выразительная речь - это устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Средство выразительности звучащей речи - интонация. При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определенный запас слов, употребляют их в разговоре в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются. так как усвоены по подражанию, имитационным путем.

    При обучении грамоте (письму, чтению), а затем при освоении фонетики и грамматики все элементы структуры языка постепенно осознаются, в том числе осознается и интонация как способ реализации языка в звучащей речи. Именно на этом уровне звучания достигается разборчивость и выразительность речи.

    Правильно выражать свои мысли и чувства - значит строго придерживаться  норм литературной речи. Говорить точно - уметь из множества близких по смыслу слов (синонимов) выбрать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явление и в данной ситуации речи наиболее уместны и стилистически оправданы.

    Говорить выразительно - значит выбирать слова образные, т.е слова, вызывающие деятельность воображения, внутреннее видиние и эмоциональную оценку изображаемой картины, действующего лица.

 В какой бы форме ни существлялась звуковая речь: в форме ли высказывания своих мыслей и переживаний, в форме ли выразительного чтения художественного произведения, т.е. передачи чужого текста, основй всегда является мысль, чувство, намерения говорящего, читающего.Сообщаемое должно быть не только занимательным, интересным, но и ценным в воспитательном отношении, доступным для понимания чтеца, рассказчика и слушателя.Только ри этом условии достигается яркое, живое,конкретное представление о содержании читаемого произведения.

 Художественное произведение - это произведение искусства, это выражение писателем, поэтом его "идейного отношения к действительности".Но своё отношение к действительности художник выражает, восспроизводя интересующие его явления, образно, т.е. в картинках человеческой жизни, со всеми присущими ей свойсвами, сохраняя логику изображаемых им человеческих отношений.Идея произведения находит своё воплощения в его непосредсвенном содержании.Понимание содержания, конкретное восприятие образов и картин читаемого произведения и обеспечивает выразительность чтения, его эмоциональное восприятие слушателями, а следовательно,и глубокое воздейсвие на них.

 Для достижения поставленных целей и для создания благоприятных условий для самореализации ребёнка на уроках чтения, учителю необходимо вызвать определённый эмоциональный отклик и понимание детьми услышанного.Необходимо сочетание исполнительного мастерства, глубокого знания произведения, воображения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самореализация учащихся на уроках чтения

Статья "Самореализация учащихся на уроках чтения"...

Создание условий для личностной и социальной самореализации одаренных детей.

Создание условий, обеспечивающих развитие одаренных детей, реализация их понециальных возможностей - одна из приоритетных социальных задач сегодня....

Статья на тему: "Создание условий для формирования УУД на уроках".

В статье говорится о формировании личностных, познавательных, ркгулятивных и коммуникативныхУУД на уроках....

воспитательная система «Создание условий для самореализации младших школьников посредством приобщения к краеведческой культуре»

Важно, чтобы в школьной жизни ребенок нашел себе дело по душе, получил возможность закрепить на практике свои отношения с миром, проявить себя, пережить радость успеха и общественного признания и почу...

Доклад "Создание условий для самореализации личности младшего школьника"

Доклад "Создание условий для самореализации личности младшего школьника"...

Мастер-класс «Создание условий для самореализации школьников через групповую работу»

Мастер-класс "Создание условий для самореализации школьников через групповую работу"...