Жизнь и творчество великого русского поэта А.С.Пушкина.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Гараева Зульфия Рафисовна

 

Предлагаемая методическая разработка с использованием компьютерных технологий представляет собой  поурочную разработку по литературному чтению и внеклассному  мероприятию. Данная методическая разработка предназначена для учащихся 3 класса при изучении и углублении материала по теме: «Жизнь и творчество А.С.Пушкина». Целью методической разработки является знакомство  учащихся с творчеством великого поэта А.С.Пушкина;  привитие любви к русской классической литературе, к родной природе, слушая и читая стихи поэта;  обогащение словарного запаса; развитие  познавательного интереса, мышления,  речи и способности к творчеству  через литературные стихотворные сказки А. С. Пушкина.

Данная разработка может быть использована учителями в качестве дополнительного материала для  подготовки учителя к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Жизнь и творчество  великого русского поэта А.С.Пушкина.

Цель урока:

  1. познакомить учащихся с творчеством великого поэта А.С.Пушкина;
  2. совершенствовать навыки чтения, работать над развитием выразительной речи,

            обогащать словарный запас;

  1. прививать любовь к русской классической литературе, к родной природе, слушая и читая стихи поэта;

Оборудование:

Компьютер

проектор

 экран

Ход урока

Слайд 1.

 (Звучит отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый…»)

 У лукоморья дуб зелёный

 Златая цепь на дубе том

 И днём и ночью кот учёный

 всё ходит по цепи кругом:

Как вы думаете, кто написал этот отрывок?

Сегодня мы будем знакомиться с жизнью и творчеством  великого русского поэта А.С.Пушкина  

Слайд 2.

Стихи его прекрасны! Как много в них тепла, сердечности, золотого цвета! Они звучат как музыка. Солнце русской поэзии - так всегда называли Пушкина. Так называем его и мы.

Слайд 3.

Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. В одном из стихотворений Пушкин написал: (стих на слайде)

Слайд 4. Портрет А.С.Пушкина, даты жизни.

Летним днём, 6 июня 1799 года в Москве, в известной семье Пушкиных, случилось волнительное событие: родился сын, назвали которого Александром. Рос мальчик малоподвижным, толстоватым ребёнком. Его дядя, поэт Василий Львович, говорил о нём: «Экой ленивец!»

Неповоротливый мальчик подрастал в шалостях. Он то и дело бил посуду, и Надежда Осиповна (мама Александра) наказывала его. Никто не останавливал вспыльчивую барыню (ни отец - отставной майор, ни дядя), только няня Арина Родионовна, прижав к себе малыша, уводя, говорила: «Ничего нам бывает и похуже: и розгами высекут, да ещё и продадут… Пойдёмте, Александр Сергеевич, я вам сказку скажу, добрую, лёгкую».

Слайд 5. Няня будущего поэта.

(Чтение отрывка сказки учителем)

  Некоторый царь задумал, жениться, но не нашел по своему нраву никого; подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит; вторая, что одним куском сукна оденет; третья, что с первого года родит тридцать три сына.. Царь женился на меньшой...

Купец поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти ему в работники, платы требует только три щелчка в лоб купцу. Купец радехонек, купчиха говорит: “Каков щелк будет”. Балда дюж и работящ, – но срок уж близок, и купец начинает беспокоиться...

       Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки. Удивительные сказки писал Пушкин добрые, веселые, они полны красоты и вдохновения. Нас пленяют в них напевность, музыкальность. Давайте вместе вспомним эти сказки. Они не похожи одна на другую.

Слайд 6. Сказки Пушкина (звучит отрывок)

 Прослушивание 1 отрывка

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

“Кабы я была царица, –

Говорит одна девица, –

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир”.

“Кабы я была царица, –

Говорит ее сестрица, –

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна”.

“Кабы я была царица, –

Третья молвила сестрица, –

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря”.

Как называется отрывок сказки,  который  вы прослушали?

(А С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане”)

Прослушивание 2 отрывка.

“Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?”

Балда говорит — “Буду служить тебе славно

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу”.

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь рознь.

Да понадеялся на русский авось.

Это сказка называется ….

(Сказка о попе и о работнике его Балде).

 Сколько всего сказок написал Пушкин? Назовите их.

Слайд 7. В кругу взрослых поэтов.

Как только в доме появлялись писатели, поэты и начинали спорить о книгах, читать стихи, голубые глаза мальчика оживали, разгорались, и он тоже принимался сочинять озорные стихи. А главное, он подружился на всю жизнь с книгами.

Слайд 8 . На учёбу в Петербург!

Шли годы. Александр стал крепким, подвижным. Когда мальчику исполнилось 11 лет, его отправили на учение к дяде в Петербург, в Царскосельский лицей.

Слайд 9. На экзамене…

Однажды в лицей на экзамен пожаловал Державин, самый знаменитый русский стихотворец. Был он стар и, слушая лицеистов, подрёмывал в кресле. Но вот перед ним остановился смуглый юнец и стал читать стихи.

Голос Пушкина звенел, сердце, казалось, стучало на весь зал. Когда он закончил, старый поэт со слезами на глазах встал и протянул руки, чтобы обнять молодого поэта.

Признали: « Пушкин – талант»!

Слайд 10. Рукописи. Гусиное перо.

А Пушкину самое время работать. Были бы только перо, чернильница и бумага!

 Побежали по бумаге строчки. Стихи, пьесы, рассказы – валом.

И пробуждается поэзия во мне…

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекли

 Слайды 11,12.

Чтец 1. «Зимнее утро»- чтение стихотворения сопровождается  показом слайдов.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись;

Открой сомкнуты негой взоры….

Слайды 13, 14

Чтец 2.  «Унылая пора…».

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

  Слайд 15. Наталья Гончарова

Женился Пушкин на прекрасной девице Наталье Гончаровой.  Очень её любил Александр Сергеевич. Когда писал «Сказку о царе Салтане», думал о ней.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

Поэт гордился женой и считал, её призвание – блистать красотой в обществе. Царю нравилась Наталья. Пушкины часто бывали на приёмах у царя.

Слайд 16. На балу.

Но вот за Натальей Гончаровой стал при всех ухаживать близкий ко двору офицер француз Дантес. Пушкин предупредил: это оскорбительно! Но тот стал ещё назойливей. Дуэль была неминуемой.

Слайд 17. Дуэль.

Снежным зимним вечером за Петербургом, на Чёрной речке, секунданты отсчитали шаги, и противники стали сходиться. Первым прицелился Дантес. Раздался выстрел – и смертельно раненный Пушкин упал в снег. Его бросились поднимать, но он сказал: «Погодите», собрался с силами, выстрелил в Дантеса, радостно крикнул: «Попал! Попал!» - и лишился чувств.

Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь – любить друзей, свой народ и родную Землю. Горячо и преданно, как любил сам поэт. Всем сердцем.

Слайд 18. Памятник на Пушкинской площади

И сердце вновь горит и любит оттого,

Что не любить оно не может.

Так сказал о себе когда-то сам Пушкин. Так сегодня его стихами говорим мы – его потомки, его наследники, его ученики.

(Звучит отрывок из стихотворения).

 



Предварительный просмотр:

Литературный праздник  –  викторина

по сказкам Пушкина.

Цели:

  1. расширить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина;
  2. развивать  познавательный интерес, мышление,  речь и способность к творчеству; через литературные стихотворные сказки А. С. Пушкина
  3. прививать любовь к чтению произведений поэта.

Оборудование:

Компьютер

проектор

 экран

Ход праздника:

Слайд 1

Сегодня мы посвящаем великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину литературный праздник «Что за прелесть эти сказки!»

Слайд 2

А. М. Горький писал: "Пушкин был первым русским писателем, обратившим внимание на народное творчество, он украсил народные сказки блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу".

 Слово учителя. 6 июня 1799 год.  Этот день подарил миру гения. "Солнцем русской поэзии" называли Александра Сергеевича.

Слайд 3

Сообщение ученицы. С раннего детства будущий поэт был окружен заботой и вниманием своей няни. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор  у неё был особый, певучий, говорила она "окая", ведь она была неграмотной простой крестьянкой. Маленький Саша очень любил свою няню, называл её ласково мамушкой. Ей поэт посвящает строки.

Чтение наизусть стихотворения заранее подготовленным учеником.

Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы,

Теснят твою всечасно грудь.

Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, веселые, они полны красоты и вдохновения. Итак, приоткроем дверь в прекрасный мир сказок и посмотрим, кто там живёт.

Слайд 4

Инсценировка отрывка из  «Сказки о рыбаке и рыбке».  

Вопросы:

Слайд 5

     1.  С какими словами обращался старик к рыбке?  

         (Смилуйся, государыня рыбка.)  

Слайд 6

     2.  Что просила старуха у рыбки?  

         (Новое корыто, избу, «быть столбовою дворянкой», «быть вольною царицей», «быть  

         владычицей морскою».)  

 

Слайд 7

     3.  Какое желание рыбка так и не выполнила?  

         (Стать владычицей морскою.)  

Слайд 8

     4.  Кто из героев сказки говорил: «Не печалься, ступай себе с богом!»  

         (Золотая рыбка.)  

Слайд 9

Звучит песня «Во саду ли, в огороде». Чья это песенка? Из какой сказки? 

(Песенка белки из «Сказки о царе Салтане».)

Вопросы:

Слайд 10

1. О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»?

 (О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)

Слайд 11

2 . В кого превращался князь Гвидон?  

    (В комара, муху, шмеля.)

Слайд 12

  1.   “Бюро находок”. 

 Посмотрите ребята,  нам из сказочного городка  прислали  литературный сундучок. В нём потерянные вещи.

Мы должны отгадать, из какой сказки эти предметы?  

Слайды 13-22

(В сундучке лежат: зеркальце, рыбка, бочка , петушок, чертёнок).

Слайд 23

Инсценировка отрывка из «Сказки о Мертвой царевне»

Слайд 24

Конкурс «Назовите героя сказки»

Слайд 25, 26

 «Да вот хочу веревкой море морщить, да вас проклятое племя корчить…»

(Балда)

Слайд 27, 28

 «Месяц под корой блестит, а во лбу звезда горит…»    

  (Царевна- лебедь)

Слайд 29, 30

 «Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался,

К старухе воротился…»

 (Старик)

Слайд 31, 32

«Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает, а скорлупку собирает,

Кучки равные кладет

И с  присвисточкой поет

При честном при всем народе…»

 (Белка)

Слайд 33

Инсценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане».

Слайд 34

Конкурс «Блиц - турнир »

Слайд 35

  1. Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

(«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»)

Слайд 36

  1. Что кричал петушок, сидя на спице?

(«Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!»)

Слайд 37

  1. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал  Балда с укоризной?

(«Не гонялся бы ты, поп за дешевизной)

Слайд 38

  1. Как обращался старик золотой рыбке?

(«Смилуйся, государыня рыбка!»)

Слайд 39

  1. Какими словами заканчиваются в сказки: «Сказка  царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?

(«Я там был, мед пиво пил –

И усы лишь обмочил»)

Слайд 40

  1. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?

(«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком»)

Слайд 41

  1. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о золотом петушке»?

(«Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.»)

Слайд 42

  1. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

(«Жил старик со своей старухой

У самого синего моря…»)

Слайд 43

  1. Как звали собаку в «Сказке о мертвой царевне»?

(Соколко)

Слайд 44

  1. Что сделалось с попом после первого щелчка?

(поп подпрыгнул до потолка)

Слайд 45

Инсценировка отрывка из «Сказки о попе и его работнике Балде».

Слайд 46

Конкурс «Разгадай кроссворд»

Слайд 47

По горизонтали:

1. Вещь, которую старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» просил у золотой рыбки

2. Птица, в которую превратился злой чародей из сказки «О царе Салтане…»

3. Отравленный фрукт, которым одарила черница героинею «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

4. Чудесный зверек, о котором поведала повариха персонажа «Сказки о царе Салтане…»

5. Небесное светило, к которому Елисей обратился за помощью в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

6. Сеть старика из «Сказки о рыбаке и рыбке»

7. Заостренный предмет, на котором сидел петушок из «Сказки о золотом петушке»

8. Волшебная вещь своенравной царицы из «Сказки о мертвой царевны и о семи богатырях»

9. Насекомое, в которое во второй раз превратила Гвидона царевна из «Сказки о царе   Салтане…»

 По вертикали в выделенных клетках:

1. Экипаж, в котором ехали Дадон и шамаханская царица в «Сказке о золотом петушке»

Слайд 48

Просмотр отрывка из сказки о золотом петушке

Сегодня мы ещё раз почувствовали волшебную музыку пушкинского стиха, порадовались торжеству большой и чистой любви.

         Надеюсь, что вам захочется ещё и ещё раз перечитать сказки Пушкина, быть похожими на положительных героев. А когда станете взрослыми, будете перечитывать эти сказки своим детям, каждый раз открывая для себя что—то новое. Ведь сказки Пушкина—это наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лекция "А.С.Пушкин - великий русский поэт"

Урок-лекция проводился для параллели учащихся четвёртых классов. Лекция сопровождалась слайдами презентации....

Урок чтения во втором классе по теме "А.С.Пушкин - великий русский поэт."

Открытый урок во втором классе. \'\'\'Тема\'\'\':"А.С.Пушкин- великий русский поэт. \'\'\'Цели\'\'\':-познакомить с некоторомы страницами биографии великого поэта;      -пробудить и...

Урок внеклассного чтения "Великий русский поэт- А.С.Пушкин"

Урок внеклассного чтения проводится в 3 классе, опираясь на сказку поэта о царе Салатана. Работа на уроке проводиться группами. В конце урока дети должны сделать газету о поэте и его сказке , с ...

А. С. Пушкин - великий русский поэт – сказочник

разработка и презентация на тему "А. С. Пушкин - великий русский поэт – сказочник" полностью готова  для проведения открытого урока по литературному чтению в начальной школе...

А.С. Пушкин – великий русский поэт

Презентация знакомит детей с биографией А.С.Пушкина,а также дает возможность детям проверить знания сказок....

Литературный праздник "А.С.Пушкин - великий русский поэт"

Методическая разработка посвящена Пушкинскому дню.Предназначена для детей младшего школьного возраста,способствует приобщению к творчеству великого поэта России....

Конспект классного часа в 4 классе (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант) на тему: «Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина».

Конспект классного часа в 4 классе (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)  на тему "Сказки великого русского поэта А.С. Пушкина"....