Урок литературного чтения по теме "Обобщение знаний. Н.Н.Носов" 2 класс
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

Макагоренко Ольга Дмитриевна

Цели. Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н. Носова; развивать речь, мышление, интерес к чтению, умение работать в группе; фор¬мировать выразительное, осознанное чтение.
Подготовительная работа. Дети две недели чи¬тали книги Н.Н. Носова, рисовали иллюстрации к его рассказам, выполняли аппликации из опилок к книге «Незнайка и его друзья».
Оборудование. Выставка книг Н.Н. Носова; дет¬ские рисунки к книгам о Незнайке; выставка поде¬лок «Коротышки из Цветочного города»; грамзапись с песнями из мультфильмов; «Хрестоматия по ли¬тературе для 1-4 кл.» (14 шт.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nosov.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока литературного чтения

во 2 классе.

Обобщение знаний

по теме:

 «Произведения Н.Н. Носова».

      Цели. Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н. Носова; развивать речь, мышление, интерес к чтению, умение работать в группе; фор мировать выразительное, осознанное чтение.

Подготовительная работа. Дети две недели чи тали книги Н.Н. Носова, рисовали иллюстрации к его рассказам, выполняли аппликации из опилок к книге «Незнайка и его друзья».

Оборудование. Выставка книг Н.Н. Носова; дет ские рисунки к книгам о Незнайке; выставка поде лок «Коротышки из Цветочного города»; грамзапись с песнями из мультфильмов; «Хрестоматия по ли тературе для 1-4 кл.» (14 шт.).

Оформление доски.

"Замазка"

Николай

"Шурик

"На горке"

Николаевич

у дедушки"

"Саша"

Носов

"Фантазеры"

"Ступеньки"

(1908-1976)

"Огородники"

"И я помогаю"

"Телефон"

"Карасик"

"Про Гену"

"Автомобиль"

"Клякса"

"Заплатка"

"Огурцы"

"Метро"

Ход урока

I.        Организационный момент

Класс делится на две команды.

II.        Вступление

Учитель. К нам пришли сегодня гости. Мы им, конечно, очень рады. Повернитесь к ним и улыб нитесь - поделитесь своею радостью. Они вам тоже улыбнутся. От наших улыбок в классе стало так теп ло и уютно! Спасибо всем. А еще стало очень свет ло, что очень легко прочитать записи на доске.

Дети читают про себя названия рассказов.

У. Как вы думаете, что общего в этих записях?

Дети. Это названия рассказов, которые написал Николай Носов.

III.        Сообщение темы урока

У. Вы теперь, наверно, сами сумеете рассказать, о чем пойдет речь на нашем уроке? Дети отвечают на вопрос.

-        Мы вспомним рассказы и повести этого авто ра, узнаем новое о писателе, постараемся ответить
на трудные вопросы. Что вы знаете о Носове? Ка ким
он был человеком?

Д. Николай Николаевич Носов родился в 1908 году  в Киеве, в семье актера. После окончания школы учился в Москве, в институте кинематографии. Он работал режиссером, поставил немало мультипли кационных, научных и учебных фильмов. О том, чтобы стать писателем, он не думал.

У. Посмотрите внимательно на портрет писате ля. Каким он вам кажется человеком?

Дети отвечают на вопрос.

-        Носов был человеком необщительным, замкнутым. Он был удивительно деликатным, ранимым
и даже неуверенным в себе. От природы обладал разнообразными талантами. О себе Николай Нико лаевич написал: «В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся хи мией и готовился к поступлению на химический фа культет Политехнического института, потом пере думал и поступил в Художественный институт, ра ботал в кино, потом стал детским писателем».

Кто знает, как получилось, что Николай Носов стал писать?

Д. Подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забав ные рассказы, которые все так полюбили.

IV.        Викторина

У.        А внимательно ли вы читали рассказы Носова, мы сейчас узнаем. На столах имеются разноцветные карточки. Члены одной команды должны выразитель но прочитать текст, записанный на карточках, а чле ны другой - отгадать названия рассказов.

«Я взял ложку, попробовал: крупа совсем твердая.

  1. Мишка, - говорю, - куда же вода девалась? Совсем сухая крупа!
  2. Не знаю, - говорит. - Я много воды налил. Может быть, дырка в кастрюле?

Стали мы кастрюлю осматривать: никакой дыр ки нет.

-        Наверное, испарилась, - говорит Мишка. Надо ее подлить».

{"Мишкина каша")

«- Давай будем песни петь! - шепчет Мишка.

  1. Неудобно, - говорю я.
  2. Ну, давай громко стихи читать.
  3. Ну, давай. Начинай.

Из-под лавки раздался писк. Мишка закашлял и поскорее начал стихи:

Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит. В вагоне раздался смех. Кто-то сказал:

-        На дворе скоро осень, а у вас тут весна начи нается!»

                                                        ( « Дружок»)

«-Нам надо задачу решать. На чем тут мы оста новились? Так... Для дома отдыха купили двад цать одеял и 135 простыней за 256 рублей. Сколь ко денег уплатили за одеяла и простыни в отдель ности? Позвольте? Откуда тут еще одеяла с про стынями взялись? Да это не та задача!»

("Федина задача")

У. Когда вы читали рассказы Носова, не замети ли ли вы, что в них общего, чем они отличаются от рассказов других авторов?

Д. Рассказы веселые, смешные.

У. А как автор относится к своим героям? Мож но сказать, что он смеется над ними?

Д. Нет. Автор любит своих героев, а смеется над чертами характера, особенностями: незнание, лень, трусость, неумение выполнять что-нибудь.

У. Веселые рассказы вызывают у людей улыбки и смех. А смех - дело серьезное. Совсем не смешно, если ребенок смеется над попавшим в беду товарищем. Важно научиться видеть

по-настоящему  смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. В этом нам помогут рассказы Носова..

V.        Упражнение в быстром чтении

Дети по сигналу учителя начинают читать рас сказ « Бобик в гостях у Барбоса». ( 1 минута). Затем ка рандашом отмечают, где закончили чтение. Потом с самого начала начинают читать еще 1 мин. В кон це дети сравниваю,т сколько прочитали в начале и сколько в конце.

VI.        Вопросы - ответы

На отдельных листочках дети составляют и за писывают вопросы к рассказу «Бобик в гостях у Барбоса». Команды отвечают на один вопрос.

VII.        Физкультминутка

Под мелодию «В траве сидел кузнечик» дети вы полняют движения.

VIII.        Книги о Незнайке

У. Ребята, а кто придумал эту песенку? Где мы ее могли встретить раньше?

Д. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

У. Сколько всего книг о Незнайке?

Д. Три.

У. Перечислите их.

Дети перечисляют.

IX.        Цепочка героев

Команды называют по одному герою. Побежда ет та команда, которая назовет последнего героя.

X.        Главный герой

У. Ну, а кто же главный герой?

Д. (хором). Незнайка.

У. Почему он главный? Почему его Носов сде лал героем своих книг?

Д. Он смешной, неумелый, торопливый, потому что он очень похож на обычных ребят.

У. Вспомните, а в какой костюм он был одет?

Команды рисуют. Учитель из книги зачитывает описание, а гости определяют, кто нарисовал точ нее.

Неожиданно появляется Незнайка.

Незнайка. Ребята, вы так здорово нарисовали меня, что я не утерпел и выпрыгнул ненадолго со страниц книги. Знаечка попросил разнести срочные телеграммы, а я не могу. Помогите!

Дети читают телеграммы, определяют рассказ и отправителя.

«Горка получилась хорошая. Скользкая.»

(Котъка. "На горке")

«Милая мамочка!

Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, рыжий, а ухо черное, и я его очень

люблю.»

                                                                                                                           {Мишка. "Дружок')

«В                                  Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?»

                                                                                                                                   (Вадька. "Живая шляпа")

«Нет, голубчик, и не проси. Что это еще за игра с огнем? И слушать ничего не желаю!»

                                                                               (Бабушка. "Шурику дедушки')

XI. Подведение итогов

У. В последней телеграмме Знайка сообщил, что в классе для вас оставлен подарок.

Дети ищут подарок - видеокассету с мультфиль мом "Незнайка на Луне".

Домашнее задание

У. Прочитайте дома те рассказы Николая Носо ва, которые вам больше понравились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 4 «А» Тема урока: А.И.Куприн « Слон».Система РО Л.В.Занкова

Работа над рассказом И.Куприна   развивает  воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  учащихся  к описанным событиям;, чувственную сферу личности через сужде...

урок литературного чтения УМК "Планета знаний" 1 класс по теме "Сказка "Лиса и тетерев".

Урок литературного чтения проведен в 1 классе на семинаре учителей начальных классов учителем Алексеевой Т,А....