Урок обучения грамоте. Гласные и согласные звуки.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Михайлова Елена Сергеевна

Конспект урока обучения грамоте по теме "Гласные и согласные звуки" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_chtenie.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

19 сентября 2011 года

Тема: Гласные и согласные звуки.

Цель: знакомить с понятиями « гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки».

Задачи:

  1. УЧИТЬ:
  • устанавливать различие в произношении гласных и согласных (твёрдых и  мягких) звуков;
  • различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.
  • объяснять (доказывать) выбор того или иного цветового  обозначения звука;
  • характеризовать заданный звук, называть его признаки.
  1. РАЗВИВАТЬ:
  • интеллектуальные и творческие способности школьников;
  • фонематический слух учащихся;
  • речь, артикуляционный  аппарат;
  1. ВОСПИТЫВАТЬ:
  • усидчивость;
  • доброжелательность и взаимопонимание между учащимися.

Оборудование:

Для класса:

1. Плакаты «Сиди правильно», «Пиши правильно».

2. Наглядные пособия: картинки, фишки

2. Индивидуальные наборы картинок.

Ход занятия

             Содержание занятия, методические приемы

Примечания

  1. Организационно-мотивационный этап

 Прозвенел звонок,

Начался урок!

К нам сегодня из болота

Прискакал зелёный кто-то,

Лупоглазый малышонок…

Кто же это? ….(лягушонок)

Вам скажу, друзья, без враки

Лягушонка зовут Кваки.

Герой урока – лягушонок Кваки.

1-2 мин.

1-2 мин

  1. Актуализация опорных знаний.

Загадки (на доске читают читающие дети):

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка:
Попадет в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка)

Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы как щетинка.
Дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
(Кошка)

Сама мелковата, а хвост богатый.
С ветки на ветку скок-поскок,
Орешек за орешком щелк-щелк!

(Белка)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)

С каких звуков, гласных или согласных, начинаются слова-отгадки?

Докажите…

Какие звуки называют гласными?

Какие звуки называют согласными?

(правила-стихотворения)

 Гласные тянутся в  песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают пыхтеть и ворчать.

А  согласные согласны

Шелестеть, пыхтеть, свистеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Какие из слов, оканчиваются гласными звуками, какие согласными?

1 мин

  1. Сообщение темы, постановка задач занятия.

Сегодня мы будем учиться находить и  различать в словах твёрдые и мягкие согласные звуки

  1. Изучение нового материала

Наблюдение за звуками речи.

(Продолжение работы с картинками-отгадками)

Выложить картинки тех слов-отгадок, которые начинаются с твёрдого согласного звука (кошка, заяц), с мягкого… белка, лягушка)

Твёрдый согласный звук обозначаем        , а мягкий -        .  Назовите ещё

животных, название которых начинается с твёрдого согласного звука, с мягкого….

Какое из слов соответствует схемам:                                        (кошка)

                                                                                                        (белка)

В каком из слов больше всех гласных звуков? (лягушка)

Составим схему слова ЛЯГУШКА (разд.мат.)

                                   

4) ФИЗМИНУТКА

Ну-ка, встанем все  на ножки,

Будем топать по дорожке.

Вперевалочку ходить,

Мишку нашего дразнить,

Повернёмся влево, вправо,

Вверх потянемся на славу,

Раз кивок и два кивок….

Продолжается  урок.

5) Продолжение изучения нового материала

Заштриховать те квадраты, в которых нарисованы живлтные, названия которых начинаются с одинаковых звуков.

Игра «Съедобное-несъедобное» с мячом

  1. Игра на внимание «Что изменилось?»

(Картинки меняются местами, убираются. Дети должны определить что изменилось.)

  1. Закрепление изученного материала

Работа по карточкам для чтения.

(Прочитать загадки, соединить с отгадками-картинками)

  1. Итог урока

- О чём говорили на уроке?

- Что нового узнали?

- Что было интересно?

- Что не поняли?

  1. Рефлексия.

Кому понравился урок, угостите Лягушку комаром.

     

                     

                                     

                                     

                               

                     ЗАГАДКИ ПРО ЖИВОТНЫХ         

Мама ножкой – тук-тук-тук!
А детишки – хрюк-хрюк-хрюк!
Кто в траве играет в прятки?
Догадались?…
(Поросятки)

Дверь скрипит иль кто хохочет?
Испугать меня он хочет?
Кто такой ты? Не пугай!
Догадались?..
(Попугай)

А я, ребята, летом серый.
А вот зимой, как снег я белый.
Все говорят, что я трусишка.
А я лишь маленький…
(Зайчишка)

Отойди-ка от берлоги.
Уноси скорее ноги,
А не то начну реветь.
Я не ежик, а …
(Медведь)


Рыболов, пловец прекрасный,
Черный фрак на нем атласный.
У него постель из льдин,
Стоя спит на ней …
(Пингвин)

Если б нос был просто носом,
Я б не мучился вопросом:
Если нос – огромный рог,
Кто тогда я ?
(Носорог)

С ним играть опасно в прятки.
Мчит бедняжка без оглядки.
След запутал и прилег:
Обмануть лисицу смог
(Заяц).

Спокойный, важный и усатый,
Похож на тигра, – полосатый.
Он припеваючи живет –
Большой и рыжий Васька – …
(Кот)

Хвостик – розовым крючком,
Носик – круглым пятачком,
Не щенок я, не теленок,
А чумазый …
(Поросенок)

Я родился на лугу,
Бегать целый день могу.
Я у лошади – ребенок.
Ну и кто я?
(Жеребенок)

Всех уже он забодал,
Что ни встреча, то скандал!
Он рогат и вечно зол,
Все зовут его …
(Козел)

Из Австралии далекой
Он давно к нам прилетел, -
Желто- и зеленобокий
Юркий маленький пострел.
Знают девочка и мальчик:
То волнистый …
(Попугайчик)

Достает своей макушкой
У деревьев до верхушки,
Шея, как высокий шкаф,
Добрый, в пятнышках…
(Жираф)

Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко.
Спит он в логове, поев,
Носит гриву, грозный …
(Лев)

Неуклюжий и большой,
Он пасется под водой.
Набивая свой живот,
Щиплет травку…
(Бегемот)

Несмотря на строгий вид,
Он к охоте не привык,
На носу растут два рога,
Вы узнали…
(Носорога)

Кто один имеет рог?
Отгадайте!
Носорог

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса,
А зовут ее – …
(Лиса)

Его можно научить
Очень бойко говорить,
Удивлять нас голосами,
Повторять слова за нами.
Целый день ты с ним играй,
Это птица – …
(Попугай)

С огромными ушами и бивнями дугой,
Гуляет по саванне, как великан большой,
И хоботом сумеет себя почистить он,
Нет никого сильнее, чем африканский …
(Слон)

Кораблик пустыни идет по песку,
Воды по бутыли есть в каждом горбу.
Колючки ему на обед подают,
Везет в караванах товары…
(Верблюд)

Всем известный тихоход,
По делам она ползет,
В панцирь прячется от страха
Долгожитель…
(Черепаха)

Ходит в шкуре полосатой,
Роет землю сильной лапой,
Безобиден на картинке,
Но опасен даже в цирке!
Он не ласковый котенок,
А серьезный зверь …
(Тигренок)

Огромные кошки,
Вся шубка – в полосках
(Тигр)

На лугу живет скрипач,
Носит фрак
И ходит вскачь …
(Кузнечик)

Мчатся, мчатся по саванне
К водопою утром ранним
Полосатые лошадки –
Кто быстрее, без оглядки.
(Зебра)

Он чуть-чуть ежа крупнее
И колючки подлиннее.
В зоопарке видел раз…
Кто же это?
(Дикобраз)

Он пушистый, полосатый,
Да к тому ж еще усатый.
Озорной, ну как котенок,
А зовут его …
(Тигренок)

Тихо к берегу подплыл,
Притаился он, застыл.
Кто бы в пасть не угодил,
Вмиг проглотит …
(Крокодил)

Гривою своей гордится,
Никого здесь не боится.
Царь зверей он не напрасно,
Подходить к нему – опасно.
(Лев)

Стоит копна
Посреди двора:
Спереди вилы,
Сзади метла.
(Корова)

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
(Петух)

Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы как щетинка.
Дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
(Кошка)

Красноногий, длинношеий,
Шипеть умеет.
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки.
(Гусь)

Хвост крючком,
Нос пятачком.
(Свинья)

Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож,
А всех будит.
(Петух)

Клохчет, клохчет,
Детей созывает.
Всех под крылья подбирает.
(Курица)

Молоко пьет,
Песенки поет.
Чисто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка)

Черный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам враг.
(Грач)

В воде купался –
А сух остался.
(Гусь)

С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык,
Не конь, а брыкается,
Доят, а не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерет, а лаптей не плетет.
Кто это?
(Коза)

Две горы по пустыне идут и идут,
И не пьют, не едят, и не устают.
(Верблюды)

По веткам скачет, да не птица.
Рыжая, а не лисица.
(Белка)

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка:
Попадет в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка)

В сумке не пакеты и не булки:
Я у мамы в сумке на прогулке.
(Кенгуру)

Скачет шустрый зверек,
А в кармане сидит сынок.
(Кенгуру)

То рыжая, то серая,
А названьем белая.
(Белка)

Долговязый и пятнистый,
С веток рву легко я листья,
А обычную траву
Я с большим трудом сорву.
(Жираф)

Он может неделю не есть ничего,
Кладовка с едой на спине у него.
(Верблюд)

Живет между холмами
Голова с четырьмя ногами.
(Черепаха)

Сама мелковата, а хвост богатый.
С ветки на ветку скок-поскок,
Орешек за орешком щелк-щелк!
(Белка)

Какой зверек крыльев не имеет, а летает?
(Белка)

Прыгаю по веткам
Ловко и проворно.
Орехи собираю
Крупные, отборные.
Скоро явится зима –
Подготовлюсь к ней сама.
Шишку, желудь и грибок
Заготовить нужно впрок.
(Белка)

В птичник повадилась –
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы.
(Лиса)

Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
(Заяц)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками за мышами.
(Еж)

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный
(Волк)

Летом ходит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
(Медведь)

В океане темно-синем,
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую, не дрожа.
(Белый медведь)

По деревьям – скок да скок –
Живой порхает огонек.
(Белка)

Толстокожий, толстогубый,
А во рту четыре зуба.
Если он раскроет пасть,
Можно в обморок упасть!
(Бегемот)

Шубка серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)

Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери.
(Еж)

Вот так звери! Нор не роют,
Но зато плотины строят.
(Бобры)

Не слыша волны океанской,
Морского простора не зная,
В далекой степи африканской
Резвится тельняшка морская.
(Зебра)

С ветки на ветку, быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишки сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал.
(Белка)

Есть в реке работники –
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину –
Хоть пиши картину.
(Бобры)

Серый, зубастый, по полям рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)

Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъемный.
Только этот кран живой,
С настоящей головой.
(Жираф)

На речках – лесорубы
В серебристых шубах!
Из веток и из глины
Там делают плотины.
(Бобры)

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
(Крокодил)

Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
(Заяц)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)

Горбатый мост
На четырех столбах стоит.
(Верблюд)

Нос – как у свинки,
Да колки щетинки.
(Еж)

У него рога ветвисты,
Ноги тонки, ноги быстры!
(Олень)

Что за кошка: мышей в доме не ловит,
А в лесу на деревьях живет?
(Рысь)

Всю жизнь хожу в тельняшке,
Но без ботинок и рубашки.
(Зебра)

Как я все устроил ловко!
За щекой моей – кладовка.
Захочу – поем с руки,
Нет – возьму из-за щеки.
(Хомяк)

У меня живет зверек,
Толстобрюх и толстощек.
(Хомяк)

Маленький шарик
Под лавкою шарит.
(Мышь)

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
(Еж)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)

Хвост короче уха,
Быстрые повадки.
Мчусь я что есть духу
От волка без оглядки.
(Заяц)

Дед в шубу одет,
Наружу мех.
(Медведь)

Что за зверь такой лесной:
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
(Заяц)

Рыжая кума всех провела.
(Лиса)

Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубке серенькой – зимой,
А в рыжей шубке – летом.
(Белка)

Из куста шипуля,
За ногу тяпуля.
(Змея)

Хвост рыбий, а не рыба.
Пасть с клыками, а не зверь.
(Крокодил)

У маленькой скотинки
Сто серебряных монет на спинке.
(Рыба)

Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
(Лиса)

С ветки прыгает на ветку.
Ест бананы, сладости
К общей детской радости.
(Обезьяна)

Что за странная судьба
Подарила два горба?
Каждый – как большой карман.
Накормлю весь караван!
(Верблюд)

Нам нужны иголки для шитья,
А кому нужны иголки для житья?
(Ежу)

Посмотрите, как идет:
Точно задом наперед!
Это, братцы, не пустяк!
Так умеет только …
(Рак)

Что за коняшки –
На всех тельняшки?
(Зебра)

Очень я на мышь похожа,
С нею в норках знаем толк.
А вот съесть меня не может
Ни лиса, ни хорь, ни волк.
(Землеройка)

Зимой спит,
Летом улья ворошит.
(Медведь)

Длинный хвостище,
Ряжий волосище,
Сама – хитрища.
(Лиса)

Бородатый и рогатый,
Показать вам силу рад я.
И сосну согнуть в дугу
Я, конечно же, могу.
(Зубр)

Серенькое, маленькое,
Хвост – как шило.
(Мышь)

Шалунишек за проказы
Мама в сумку прячет сразу.
(Кенгуру)

Кто в глухом лесу живет,
Любит есть малину, мед?
(Медведь)

Быстрый пушок,
Теплый пушок,
Красный глазок.
(Кролик)

Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
(Кабан)

Зверь лохматый, косолапый,
Он сосет в берлоге лапу.
(Медведь)

Зелененький листочек
Скакал меж бурых кочек.
Поквакал в теплой луже
И мужу съел на ужин!
(Лягушка)

Извивается орнамент.
Не серди его – ужалит!
(Змея)

Зелены мы, как трава,
Наша песенка: «Ква-ква!»
(Лягушки)

Лежит под плетнем,
Крутит хвостом.
(Свинья)

В панцирь прячусь,
Будто в дом,
Мне тепло,
Спокойно в нем.
(Черепаха)

Не птица, а летает.
(Летучая мышь)

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка:
Попадет в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка)

В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оторвет –
Другой наживет.
(Ящерица)

Рогатый коняшка
То на воле, то в упряжке.
(Олень)

Вышла из норки
Ради хлебной корки.
Торговалась с котом беленьким,
Расплатилась шубкой серенькой.
(Мышь)

Кто самый главный из зверей,
Кто всех важней и всех сильней?
(Лев)

Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке –
Кур посчитать.
(Лиса)

Сама крошка, боится кошки,
Под полом живет,
Туда все несет.
(Мышь)

Кто весной спать ложится,
А весной встает?
(Мышь)

Из щели глядится,
Вылезти боится.
(Мышь)

Кто носит на себе
Свой дом на суше и в воде?
(Черепаха)

Эта царевна
Поет так напевно,
Что все на суше
Затыкают уши.
(Лягушка)

Не ходит, не бегает, а только прыгает.
(Лягушка)

Четыре копытца
Залезли в корытце.
(Свинья)

Живет старушка
В крепкой избушке:
Носит с собой
Домик такой.
(Черепаха)

На себе ношу я дом,
От врагов я прячусь в нем.
(Улитка)

Глазищи, усищи,
Когтищи, хвостище,
А моется всех чище.
(Кот)

Вслед за мамой в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину?
(Утята)

Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(Осел)

Лежит замарашка
В щетинистой рубашке –
Хвост крючком, нос пятачком.
(Свинья)

Вся мохнатенька,
Четыре лапки,
Сама усатенька.
(Кошка)

У порога плачет,
Коготочки прячет.
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
(Кошка)

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
(Кошка)

Мохнатенькая, усатенька,
Лапки мягоньки, а коготки востры.
(Кошка)

С бородою родится -
Никто не дивится.
(Козел)

У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке
Возле печки греется,
Без водички моется.
(Кошка)

Нос – как лепешка,
Копытца на ножках,
Круглое брюшко,
Хвостик, как стружка.
(Свинья)

Мягкие лапки,
На лапках – царапки.
(Кошка)

С бородою, не старик.
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается.
Доят, а не корова.
С пухом, а не птица.
Лыко дерет, а лаптей не плетет.
(Козел, коза)

К своим ласкается,
На чужих ругается.
У своего теремочка
Сидит на цепочке.
(Собака)

У кого рога длинней хвоста?
(У козы)

По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан.
(Баран)

Днем молчит,
Вечером ворчит.
(Собака)

Бегут по дорожке
Борода да ножки.
(Коза)

Ходит печка,
Вся в колечках.
(Овца)

Лежит – молчит,
Подойдешь – заворчит.
(Собака)

Какое домашнее животное
Становится выше, когда садится?
(Собака)

Посреди двора стоит копна:
Спереди вилы, сзади метла.
(Корова)

Не прядет, не ткет, а людей одевает.
(Овца)

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
(Собака)

Скор, как стрела,
Силен, как вол,
В поле – бурлак,
В бою – орел.
(Конь)

Шубу дважды в год меняет.
Кто под шубою гуляет?
(Овца)

На сене лежит,
Сама не ест и другим не дает.
(Собака)

Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.
(Корова)

Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун.
Кто это?
(Корова)

Голодная – мычит,
Сытая – жует,
Всем ребятам молоко дает.
(Корова)

Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
(Кот)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кот)

Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
(Конь)

Во дворе поставлен дом,
На цепи хозяин в нем.
(Собака)

Страж четвероногий –
В доме, на пороге.
Говорить он не умеет,
Только нет его вернее.
(Собака)

Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине спинка,
А на ней щетинка.
(Поросенок)

В мягких тапочках ступает,
Схватит мышь – и убегает.
(Кошка)

Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака)

Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже кувыркаюсь.
(Свинья)

Один махай,
Четыре гуляй,
Два – детям страсть,
Четыре – всем сласть.
(Корова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ по теме: "Согласные звуки [Д], [Д,], буквы Д д."

Подборка материала по теме  "Согласные звуки [Д], [Д,], буквы Д д.", 1 класс " Школа 2100 "....

Урок обучения грамоте "Гласные и согласные звуки: обобщение"

Урок    «Обучение грамоте». Тема: Гласные и согласные звуки: обобщение. Цель:  включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне  « Хочу, потому чт...

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)...

Конспект урока по обучению грамоте " Гласные и согласные звуки"

Дать понятие «гласные и согласные» звуки через организацию частично - поисковой деятельности....

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...