Обобщающий урок литературного чтения для 2 класса "Устное народное творчество"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Цели и задачи:<?xml:namespace prefix = o /??>

¾              Сформировать устойчивое представление об устном народном творчестве.

¾              Сравнить авторское творчество и УНТ. Определить сходства и различия.

¾              Познакомить с УНТ народов мира. Определить особенности.

¾              Развивать память, мышление, эстетический вкус.

¾              Продолжать формировать положительную мотивацию к обучению.

¾              Продолжать формировать навыки толерантных отношений, сотрудничества.

¾              Приобщение к русской национальной культуре.

¾              Формирование культуры отношений между полами.

¾              Формирование правовой культуры, гражданских и патриотических качеств.

¾              Воспитание эстетического и психологического видения жизни человека.

¾              Развитие творческой деятельности, социально-значимых дел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie-ustnoe_narodnoe_tvorchestvo-Maslenica.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Название работы: Урок с использованием презентации.

Автор: Кулешова Светлана Пателеевна

E-mail: svetlana-panteleevna@rambler.ru 

Место работы: МОУ лицей № 10 г. Батайск Ростовской области

Предмет: Литературное чтение. Обобщающий урок.

Тема: «Устное народное творчество».

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 2

ИКТ: Презентация « Масленица».

Цели и задачи:

  1. Сформировать устойчивое представление об устном народном творчестве.
  2. Сравнить авторское творчество и УНТ. Определить сходства и различия.
  3. Познакомить с УНТ народов мира. Определить особенности.
  4. Развивать память, мышление, эстетический вкус.
  5. Продолжать формировать положительную мотивацию к обучению.
  6. Продолжать формировать навыки толерантных отношений, сотрудничества.
  7. Приобщение к русской национальной культуре.
  8. Формирование культуры отношений между полами.
  9. Формирование правовой культуры, гражданских и патриотических качеств.
  10. Воспитание эстетического и психологического видения жизни человека.
  11. Развитие творческой деятельности, социально-значимых дел.

Ход урока:

  1. «Доброе слово» Орг. момент.

Слышим повсюду

Мы снова и снова

Слово «пожалуйста»,

Доброе слово.

Слово без крыльев

По свету летает,

Взрослым и детям

Сердца согревает!

  1. Сообщение темы урока. Работа с толковым словарём. [1]
  1. Что такое творчество?  (в толковом словаре  С.И. Ожегова ТВОРЧЕСТВО – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей), [1, с 791]
  2. Подберите однокоренные слова к слову ТВОРЧЕСТВО – ТВОРЕНИЕ (произведение, результат творчества), ТВОРЕЦ (человек, который создаёт, создал что-нибудь творчески), ТВОРИТЬ (создавать творчески, совершать поступки) – карточки со словами на доске.
  3. Какое бывает творчество? (народное и авторское)
  4. Какое творчество можно назвать АВТОРСКИМ?
  5. Назовите авторов художественных произведений (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, С. Михалков, А.Л. Барто, Н. Носов и др.) -  фото на доске. [4]
  6. Может ли быть творчество без автора? Когда так происходит? Чем оно отличается от авторского? Как его передают поколениям?
  7. У каждого народа есть своё устное народное творчество. Каковы особенности УНТ русского народа? (широта и глубина текста, доброта и открытость, духовность, нравственность и патриотизм)
  8. Как, одним словом, можно назвать НТ? – ФОЛЬКЛОР (народное творчество, совокупность обрядовых действий) - карточка со словом на доске. [1, с 437]
  9. Что же такое ОБРЯД? (совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, в которых воплощаются какие-то религиозные или бытовые традиции) - карточка со словом на доске. [1, с 855]
  1. Проверка Д\З. Работа с учебником, дополнительными источниками.

Выставка книг: «Русское устное народное творчество» [2]. У кого есть другие источники, содержащие этот раздел? Помогите оформить выставку.

  1. Откройте учебники. Раздел: «УНТ». Из каких частей состоит это раздел? (загадки, песенки, потешки, пословицы, поговорки и пр.)
  2. Чтение и рассказ наизусть по выбору ученика, под руководством учителя (загадки, пословицы, поговорки, приметы)
  3. Когда русский народ сочинял, творил, создавал свой фольклор? Зачем? (сенокос, уборка урожая, народные гуляния, праздники и пр.)
  4. Какие народные праздники вы знаете? (Ивана – Купала празднуют в дни летнего солнцестояния, Масленица – в дни весеннего равноденствия).
  5. Что значит дни летнего солнцестояния? (самый длинный день и самая короткая ночь с 21 на 22 июня)
  6. Что значит дни весеннего равноденствия? (день равен ночи)
  1. Работа  над темой урока. КТД.

  1. Как отмечают люди других стран и народов проводы ЗИМЫ и встречу ВЕСНЫ?
  2. Учитель показывает презентацию «Масленица» на экране через мультимедиа проектор [3, 5-8]
  1. Итог урока:
  1. Что вы знаете о празднике МАСЛЕНИЦА?
  2. Заранее подготовленные ученики начинают театрализованное представление: в народных костюмах исполняются песенки – частушки, заигрыш Масленицы. Начинается всеобщее веселье. В центре кукла – символ праздника. Звучит музыка. На рушнике подаются блины.

Список использованных источников:

  1. Толковые словари русского языка С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведова г. Москва ООО «ИТИ Технологии», 2008 год
  2. Хрестоматия по литературе для 1-2 классов средней школы. Ростов-на-Дону: изд-во Рост. ун-та, 2002 год
  3. Музыка «Ярмарочные гуляния».
  4. Портреты авторов: А.С. Пушкин, Л. Н.Толстой, Н.Н. Носов, С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто и пр.
  5. Б. Кустодиев « Масленица»
  6. Ф. Сычков. «Катание с гор»
  7. П. Грузинский. «Масленица»
  8. Антонов «Масленичные катания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Литературное чтение", тема: "Устное народное творчество", 2 класс

Презентация на тему "Устное народное творчество", урок:  литературное чтение, 2 класс, программа - Школа России....

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Тест по литературному чтению_Раздел "Устное народное творчество"

Тест по литературному чтению поможет проверить знания. (раздел "Устное народное творчество")...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 4 классе по теме "Литературные сказки" УМК "Школа России"

Данная презентация содержит материал по сказкам, а также сведения об авторах сказок....

Проверочная работа по литературному чтению . Раздел "Устное народное творчество" 3 класс

Проверочная работа позволит оценить знания учащихся раздела "Устное народное творчество"....