Тренинг "Мы вместе" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
методическая разработка

Ложкина Виктория Сергеевна

Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

«Мы вместе»

«Личностный рост педагогов и механизмы защиты их

от профессионального выгорания»

Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.

Цель: 

  • создание условий для личностного роста педагогов,
  • актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
  • укрепления личностного и профессионального иммунитета.

Задачи:

  • принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
  • использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
  • овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
  • расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
  • развитие педагогической рефлексии;
  • овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.

Структура тренингового занятия

Элемент тренинга

Цели, комментарии

Блок 1

Ритуал приветствия

Самопрезентация, знакомство с правилами,  сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия

Блок 2

Разминка-воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности

Выполняет функцию настройки на продуктивную индивидуальную и групповую деятельность. Упражнения на разогрев группы выбираются с учетом динамики развития группы

Блок 3

Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений, приемов, направленных на решение задач данного занятия

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на актуализацию личностных, профессиональных ресурсов, динамику развития группы. Каждое упражнение заканчивается эмоциональным отреагированием и обсуждением.

Важным моментом является акцент на то, Что мешало выполнять задание?

Что помогало? Какой опыт получила?

Блок 4

Рефлексия занятия - получение обратной связи

Получение обратной связи:

во-первых, эмоциональной,

во-вторых, смысловой

(Что есть сегодняшний день для меня?

Чему я научилась?)

Ритуал прощания

Закрепление чувства группового доверия и сплочения. Поддержание атмосферы  успешности.

Тренинг

«Мы вместе»

Блок 1.

1.1. Упражнение «Золотое правило»

Цель: Повторение правил тренинговой группы. Базовые правила групповой работы.

Участники тренинга или ведущий тренер могут предложить дополнительные правила. Желательно, чтобы каждый участник тренинга осознал необходимость этих правил и выразил готовность следовать им в процессе тренинга. Ожидания от сегодняшнего дня. Пожелания друг другу.

1.2. Упражнение «Ассоциации с встречей»

Цель: Разогрев группы, активизация командного духа, осознание ожиданий от работы в группе.

Ведущий тренер использует в работе группы игрушку-талисман или клубочек (передача или перебрасывание талисмана).

Проведение:

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с сегодняшней встречей. Например: «Если бы наша встреча была бы животным, то могла бы  быть…(собакой)». «Я жду от этой встречи … (собаки) и т. д. Все по очереди передают талисман и высказываются.

  1. Упражнение «Меняющаяся  комната»

Цель: Пробуждение и отреагирование собственных чувств, эмоций, спонтанных двигательных реакций на разные моделируемые ситуации.

Инструкция:

Ведущий тренер предлагает участникам ходить медленно по комнате. А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и Вы  продираетесь сквозь неё. А теперь комната стала оранжевая – оранжевые стены, пол, потолок и Вы чувствуете как наполняетесь энергией, весёлыми, легкими как пузырьки в «Фанте» превращаетесь в фонтан вкусного сока.

А теперь пошел дождь, всё вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые. Вам холодно. И ещё вы очень голодные и злые.

Но вот ещё мгновение и на Вашем пути появляется дворец, неземной красоты, от сияющего солнышка у вас потеплело на душе, во дворце ходят важные и красивые павлины, важно распустившие свои хвосты веером, журчит и разбрызгивает капельки воды бьющий фонтан.

Вы вытираете лоб толи от капелек воды, толи от пота, потому что тепло раскатилось по всему телу, а там за фонтаном полные корзины фруктов; кто любит виноград, персики, бананы, абрикос, дыни,  сладкий инжир. Выбирайте всё, что вам захочется. Ваши лица добреют, и улыбка озаряет вашу красоту. Теперь сосредоточьтесь на своих чувствах, переживаниях и запомните их.

  1. Обсуждение

Цель: обмен впечатлениями, переживаниями, снятие психоэмоционального напряжения.

Блок 2.

2.1. Упражнение «Таможенники и контрабандисты»

Цель: Развитие умения считывать вербальную и невербальную информацию, владеть пространством и ситуацией, отслеживать незаметные экспрессивные реакции собственные и других людей.

Проведение:

Ведущий тренер обращает внимание участников на использование данного упражнения, которое дает возможность сосредоточиться на собственных и чужих экспрессивных реакциях, которые обычно трудно заметить: изменение голоса, дрожание, неуверенность движений, принужденная улыбка, общая напряженность.

Один из участников играет роль контрабандиста, он выходит из комнаты и почти сразу же возвращается к остальным, т.е. к таможенникам. Всего он выходит из комнаты пять раз, а при этом только при одном возвращении  (в каком он выбирает сам) у него под одеждой должен быть прикреплен, содержащий нечто конверт. Однако обыскать его не имеют права.

Таможенники только могут задавать различные вопросы. Задача таможенников догадаться, в какой из приходов контрабандиста был спрятан конверт. Свои соображения каждый таможенник записывает, при этом можно указать только два прихода, показавшиеся наиболее вероятными.

Роль контрабандиста играют несколько участников. Конверт может содержать приз для лучшего контрабандиста. Используя записи в таблицах легко выявить лучшего контрабандиста и лучшего таможенника.

2.2. Обсуждение 

Цель: обмен впечатлениями, переживаниями, снятие психоэмоционального напряжения.

Лучший контрабандист и таможенник обмениваются своими «тайнами».

2.3. Упражнение «Незнакомка или незнакомец»

Цель: Развивать умение считывать информацию о человеке по метафорическим признакам, осознавать индивидуальность собственную и другого человека, расширение собственного сознания, разрушение сложившихся стереотипов.

Проведение:

Ведущий тренер поясняет, что на выполнение задания дается 10 минут. За это время необходимо написать всё, что участники думают о ведущем тренере, начиная с внешности, что любит, что не любит, качеств и т.д., сравнить со сказочным героем или героем фильма, до тех чувств, которые испытывают к этому человеку «незнакомцу (ке)». 

Листочки-анонимки - складываются в общую корзину, ведущий тренер читает вслух и обменивается впечатлениями.

2.4. Обсуждение

Цель: эмоциональное и смысловое отреагирование, снятие психоэмоционального напряжения, осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе.

2.5. Упражнение «Перемещение по признаку»

Цель: обмен впечатлениями, переживаниями, снятие психоэмоционального напряжения.

Проведение:

Участники сидят на стульях по кругу, ведущий тренер стоит в центре и командует: «пересесть всем тем, кто…» (продолжение фразы может быть любым, например: «В брюках», «Любит танцевать» и т.п.). Во время смены мест водящий должен успеть занять свободный стул.

Следующим водящим становится тот, кому не хватило места, и т.д.

2.6. Обсуждение

Цель: обмен впечатлениями, переживаниями, снятие психоэмоционального напряжения.

При обсуждении можно обратиться к тому, на каких рисунках более «корректные» портреты, т.е. какие рисунки более «вежливые» - когда знают, каким цветом ты рисуешь или когда не знают.

Блок 3.

3.1. Упражнение  «Дорисовывание портрета»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, проекция собственных ощущений на лист бумаги, отработка собственных и чужих агрессивных реакций осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе.

Участники садятся по кругу, у каждого есть лист бумаги и карандаш. Все карандаши при этом, таким образом, у каждого участника свой цвет карандаша.

Инструкция: 

Ведущий тренер сообщает о том, что участники группы будет рисовать необычный автопортрет. Каждый участник только начинает рисовать свой портрет, а дорисовывает его вся группа. Для этого, по сигналу ведущего тренера, участники будут передавать свой портрет участнику, сидящему справа. Получив чужой портрет, каждый участник его дорисовывает, может подрисовать всё, что ему хочется.

По сигналу ведущего тренера участники эти рисунки также передают соседу справа. Таким образом, портрет каждого участника, сделав круг, возвращается к участнику, он получает свой портрет, нарисованный с помощью группы.

Так как у каждого из участников определенный цвет карандаша, то можно понять, кто, что дорисовал на портрете.

Затем каждый участник на своем листе бумаги пишет своё имя, по этой надписи вы будете знать, чей портрет у вас в руках и у кого какой цвет карандаша.

Ведущий тренер определяет момент, когда участники приступают к работе, начинают рисовать свой портрет. По команде «Стоп!» передают рисунок соседу справа и так далее.

Вариантом этого упражнения может быть рисование карандашами одного и того же цвета. Упражнение может быть использовано  и в качестве диагностического.

Блок 4.

4.1. Рефлексия дня:

Цель: получение обратной связи, эмоциональное и смысловое отреагирование, осознание полученного опыта.

На круг поделитесь своими чувствами, мыслями, переживаниями.

Упражнение «Сегодняшний день для меня - это…».  Каждый проговаривает  только одно слово, добавляя своё окончание.

Каждый письменно:

  • Сегодня я узнал…
  • Чувства, которые  я испытывал…
  • Я хотел, чтобы …
  • Мне не  понравилось, что…

4.2. Ритуал  прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты