Тренинг "Уникальность" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
методическая разработка

Ложкина Виктория Сергеевна

Тренинг по профилактике профессионального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_profilaktike_professionalnogo_vygoraniya.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

«УНИКАЛЬНОСТЬ»

«Личностный рост педагогов и механизмы защиты их

от профессионального выгорания»

Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.

Цель: 

  • создание условий для личностного роста педагогов,
  • актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
  • укрепления личностного и профессионального иммунитета.

Задачи:

  • принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
  • использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
  • овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
  • расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
  • развитие педагогической рефлексии;
  • овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.

Структура тренингового занятия

Элемент тренинга

Цели, комментарии

Блок 1

Ритуал приветствия

Самопрезентация, знакомство с правилами,  сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия

Блок 2

Разминка-воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности

Выполняет функцию настройки на продуктивную индивидуальную и групповую деятельность. Упражнения на разогрев группы выбираются с учетом динамики развития группы

Блок 3

Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений, приемов, направленных на решение задач данного занятия

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на актуализацию личностных, профессиональных ресурсов, динамику развития группы. Каждое упражнение заканчивается эмоциональным отреагированием и обсуждением.

Важным моментом является акцент на то, Что мешало выполнять задание?

Что помогало? Какой опыт получила?

Блок 4

Рефлексия занятия - получение обратной связи

Получение обратной связи:

во-первых, эмоциональной,

во-вторых, смысловой

(Что есть сегодняшний день для меня?

Чему я научилась?)

Ритуал прощания

Закрепление чувства группового доверия и сплочения. Поддержание атмосферы  успешности.

Тренинг

«УНИКАЛЬНОСТЬ»

Блок 1.

1.1. Упражнение «Золотое правило»

Цель: Повторение правил тренинговой группы. Базовые правила групповой работы.

Участники тренинга или ведущий тренер могут предложить дополнительные правила. Желательно, чтобы каждый участник тренинга осознал необходимость этих правил и выразил готовность следовать им в процессе тренинга. Ожидания от сегодняшнего дня. Пожелания друг другу.

1.2. Упражнение «Другие люди говорят про меня» 

Цель: Разогрев группы, активизация командного духа, объединение в группы, осознание ожиданий от работы в группе.

Ведущий тренер использует в работе группы игрушку-талисман или клубочек (передача талисмана по кругу от одного участника к другому).

Проведение:

Участникам предлагается повторить фразу «Другие люди говорят про меня, что я …» и закончить ее. Например: «Другие люди говорят про меня, что я – умная, и т. д. Все  участники по очереди передают талисман и высказываются.

Блок 2.

2.1. Упражнение «Туристическая путевка»

Цель: Развитие умения считывать вербальную и невербальную информацию, владеть пространством и ситуацией, отслеживать незаметные экспрессивные реакции собственные и других людей.

Проведение:

Ведущий тренер предлагает участникам тренинга отправиться в путешествие и раздает туристические путевки, на обратной стороне которых написаны словесные выражения-подсказки. Эти подсказки помогут участникам тренинга определить, в какую страну, они отправятся путешествовать. Задача участников – объединиться в группы. Всего должно получиться четыре группы, по названиям стран – это «Австралия», «Израиль», «Франция», «Ватикан». Примерные словесные выражения – подсказки могут быть такого содержания: «В этой стране живет человек, который носит красную шапочку», «Гурманы этой страны предпочитают блюда из устриц», «Костя Дзю является достопримечательностью этой страны», «Из этой страны привозят священный пасхальный огонь» и т. д.

2.2. Обсуждение

Цель: эмоциональное и смысловое отреагирование, снятие психоэмоционального напряжения, осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе.

Блок 3.

3.1. Упражнение  «Старая сказка на новый лад»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, проекция собственных ощущений на лист бумаги, раскрытие творческих ресурсов, отработка собственных и чужих агрессивных реакций осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе.

Участники садятся по кругу, у каждого есть лист бумаги и ручка.

Инструкция: 

Ведущий тренер сообщает о том, что участники группы каждой группы, а именно: «Австралия», «Израиль», «Ватикан», «Франция» будут придумывать сказку. Да не любую сказку, а всем известную «Курочку Рябу» на новый лад. Участники каждой группы вспоминают или придумывают традиции, обычаи, ритуалы, возможно, какие-то достопримечательности тех стран, жителями которых временно им приходится быть. Ведущий тренер раздает каждой группе примерную  индивидуальную программу жизни в той или другой стране, как опорное задание. Затем участники начинают придумывать сказку «Курочка Ряба» на новый лад, учитывая программу жизни страны, в которой они оказались и колорит традиций, особенностей жизни, обычаев. Времени на написание сказки дается 20-25 минут. По сигналу ведущего тренера участники заканчивают написание сказок. Каждая группа по очереди зачитывает сначала задание, затем и сказку по кругу. Таким образом, каждая группа представляет авторскую сказку на «израильский», «австралийский», «французский» и «ватиканский» лад.

3.2. Обсуждение

Цель: Пробуждение, отреагирование собственных чувств, эмоций, спонтанных реакций на разные моделируемые ситуации, осознание внешних, внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе.

Блок 4.

4.1. Рефлексия дня

Цель: Получение обратной связи, эмоциональное и смысловое отреагирование, осознание полученного опыта.

На круг поделитесь своими чувствами, мыслями, переживаниями.

Упражнение «Интервью». «Сегодняшний день для меня - это…», каждый повторяет фразу, добавляя своё слово. Например: «Сегодняшний день для меня – это новый опыт».

4.2. Ритуал  прощания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты