Тренинг "Все в твоих руках" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
методическая разработка

Ложкина Виктория Сергеевна

Тренинг по профилактике профессионального вагорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_profilaktike_professionalnogo_vygoraniya.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

 ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

«ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ»

«Личностный рост педагогов и механизмы защиты их

от профессионального выгорания»

Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.

Цель: 

  • создание условий для личностного роста педагогов,
  • актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
  • укрепления личностного и профессионального иммунитета.

Задачи:

  • принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
  • использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
  • овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
  • расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
  • развитие педагогической рефлексии;
  • овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.

Структура тренингового занятия

Элемент тренинга

Цели, комментарии

Блок 1

Ритуал приветствия

Самопрезентация, знакомство с правилами,  сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия

Блок 2

Разминка-воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности

Выполняет функцию настройки на продуктивную индивидуальную и групповую деятельность. Упражнения на разогрев группы выбираются с учетом динамики развития группы

Блок 3

Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений, приемов, направленных на решение задач данного занятия

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на актуализацию личностных, профессиональных ресурсов, динамику развития группы. Каждое упражнение заканчивается эмоциональным отреагированием и обсуждением.

Важным моментом является акцент на то, Что мешало выполнять задание?

Что помогало? Какой опыт получила?

Блок 4

Рефлексия занятия - получение обратной связи

Получение обратной связи:

во-первых, эмоциональной,

во-вторых, смысловой

(Что есть сегодняшний день для меня?

Чему я научилась?)

Ритуал прощания

Закрепление чувства группового доверия и сплочения. Поддержание атмосферы  успешности.

Тренинг

«Все в твоих руках»

Блок 1.

1.1.Упражнение «Золотое правило». Приветствие по кругу.

Цель: Повторение правил тренинговой группы. Базовые правила групповой работы.

1.2. Упражнение «Комплименты»

Цель: развитие умения получать и делать комплименты себе и окружающим людям, создавать позитивные ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.

Ведущий тренер заранее вырезает шаблоны разноцветных бабочек, на обратной стороне которых пишет комплименты, разного содержания, но с учетом особенностей целевой группы. Из волшебного аквариума или коробочки он раздает бабочек участникам тренинга. Участники по кругу читают друг другу комплименты, «дарят» их так, чтобы было приятно каждому. Содержание комплимента может быть таким, например, «Три грации считались в этом мире, родились Вы, и стало их четыре» и т. д.

Блок 2.

2.1. Упражнение « Интеллектуальная  разминка»

Цель: пробуждение, отреагирование собственных чувств, эмоций, спонтанных, экспрессивных речевых и поведенческих реакций на нестандартные задание, осознание внешних, внутренних стереотипных установок.

Проведение:

Ведущий тренер предлагает участникам тренинга на время побыть в роли маленьких детей, которые любят отвечать на разные вопросы взрослых хором, быстро, импульсивно, экспрессивно и не задумываясь над правильностью ответа. Главная установка Ведущего тренера состоит в том, что «Любой ответ будет правильным, главное - словесная экспрессия, быстрое отреагирование на заданный вопрос.

По сигналу ведущего тренера участники тренинговой группы очень быстро, громко и хором отвечают на следующие вопросы:

  • Какие две рыбы в русских народных сказках выполняли всё желания?
  • Как звали каждого из трёх сказочных поросят в одноименной сказке?
  • Как звали девочку, уронившую в речку мячик?
  • Кто подарил полено папе Карло?
  • Как звали собаку девочки с голубыми волосами?
  • Как звали кота из сказки «Золотой ключик»
  • Имя сказочной героини, которое произошло от названия какого-то грязного вещества.
  • Что украла Клара у Карла?
  • Лучший в мире крокодил?
  • Песня дятла?
  • Сказочный персонаж, превративший нагревательный прибор в транспортное средство?
  • Какого цвета середина у светофора?
  • Какого цвета форма у хоккейного судьи?
  • Вы приехали в Италию, не знаете местного языка, вам нужно купить лук. Вспомните его название.
  • Какой город славится поющими животными?
  • Имя, какой девочки говорит о её росте?
  • Как звали детей в сказке «Снежная королева»?
  • Как называется сказочная скатерть?
  • Назовите отчество Буратино.
  • Какая фамилия у Кощея?

2.2. Обсуждение

Цель: пробуждение, отреагирование собственных чувств, эмоций, спонтанных поведенческих реакций на разные ситуации, осознание внешних, внутренних стереотипов, которые мешали и которые помогали в работе.

Блок 3.

3.1. Упражнение «Неизвестная Сказка»

Цель: пробуждение, отреагирование собственных чувств, эмоций, спонтанных, экспрессивных речевых и поведенческих реакций на нестандартные задание, осознание внешних, внутренних стереотипных установок.

Знаешь ли ты сказки?» ( Исправь ошибки в названиях.)

  • Снежная принцесса.
  • Желтая кепочка.
  • Волк и пятеро козлят.
  • Илья – царевич и серый волк.
  • Ледяная королева.
  • Мальчик и Карлсон.
  • Спящая принцесса.
  • Щелкунчик и крысиный король.
  • Маленький мак.
  • Новая одежда короля.
  • Стойкий железный солдатик.
  • Домашние утки.
  • Девочка с ручку.
  • Быль о живой крестьянке и одном слабаке.
  • Прекрасный лебедь.
  • Тигр  без туфель.
  • Крестьянка на бобах.
  • Железный замочек.
  • Трусливый распарыватель.
  • Быль о неверующем и лентяе и его умнице.
  • Умница на солнце.

3.2. Упражнение « Это мой нос»

Цель: Разогрев эмоциональный и двигательный, включение разных информационных систем организма.

Ведущий тренер предлагает участникам тренинга объединиться в две команды. Одна команда показывает, другая смотрит.

Инструкция:

Сейчас я покажу любую часть своего тела, например нос, и назову его ногой.

Следующий участник должен показать ногу, но назвать её другой частью тела, например, голова и т.д.

Затем команды меняются местами.

3.3. Обсуждение

Цель: пробуждение, отреагирование собственных чувств, эмоций, спонтанных поведенческих реакций на разные ситуации, осознание внешних, внутренних стереотипов, которые мешали и которые помогали в работе.

Блок 4.

4.1. Рефлексия дня

Цель: Получение обратной связи, эмоциональное и смысловое отреагирование, осознание полученного опыта.

На круг поделитесь своими чувствами, мыслями, переживаниями.

Упражнение «Интервью». «Сегодняшний день для меня - это…», каждый повторяет фразу, добавляя своё слово. Например: «Сегодняшний день для меня – это новый опыт».

4.2. Ритуал прощания. Получение в подарок притчи «Бабочка»

Притча «Бабочка»

Жил в давние – давние времена мудрец.

И прославился он своей мудростью на весь белый свет.

Но нашелся завистник, который решил загадать мудрецу такую загадку, которую тот никогда не сможет разгадать.

Долго мучился завистник, страдал и, наконец, придумал.

Думает: «Посажу бабочку на ладонь, подойду к мудрецу».

И спрошу у него: «Живая бабочка или мертвая?»

Если скажет, что «живая», то сожму ладонь в кулак и раздавлю бабочку.

А если ответит, что она «мертвая», то разожму ладонь и отпущу бабочку на волю.

Так и решил завистник. Поймал он бабочку, посадил на ладонь руки, сжал пальцами.

Пришел к мудрецу и спросил: «Живая бабочка или мертвая?»

На что мудрец ответил: «Все в твоих руках…»

Завершение тренинга

Технология «три сундука»

Первый сундук

 (наполняем полученным опытом)

Какие выводы я могу сделать после прохождения тренинга. Чему меня научила работа в тренинговой группе?

Второй сундук

(наполняем любопытными приключениями:

Риски и возможности)

Со мной такого еще не происходило. Что произошло интересного, полезного, удивительного?

Третий сундук

(наполняем собственными решениями)

В ситуации тренинга со мной произошло… Что можно сделать с полученным опытом?

Радость от прожитых ситуаций

(эмоциональное, смысловое

и поведенческое отреагирование)

Что, кроме важного опыта, подарила мне эта встреча, это событие, эта ситуация?

Новые возможности

( копилка личностных и профессиональных ресурсов)

Чему меня научила работа с технологией тренинга?

Какие новые возможности подарила мне эта ситуация?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты