Нестандартное физкультурное оборудование
методическая разработка

Нимаева Дарима Гармаевна

Для того чтобы физическое и психическое развитие ребёнка шло в соответствии с возрастными нормами, чтобы стимулировалась его познавательная и творческая активность нужна оборудованная предметная и двигательная среда, способствующая укреплению здоровья. В этом поможет нестандартное физкультурное оборудование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для плоскостопия23.8 КБ
Файл мастер класс820.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методические и дидактические материалы для педагогов ДОУ

Нестандартное физкультурное оборудование

Воспитатель МБДОУ детский сад «Росинка»

Нимаева Дарима Гармаевна

Пояснительная записка

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично.

Для растущего детского организма решающее значение имеет двигательная активность. В детском саду этот фактор учитывается недостаточно. Недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой.

Для того чтобы физическое и психическое развитие ребёнка шло в соответствии с возрастными нормами, чтобы стимулировалась его познавательная и творческая активность нужна оборудованная предметная и двигательная среда, способствующая укреплению здоровья.

Двигательная среда должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Новое нестандартное оборудование — это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Поэтому оно широко применяется на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, спортивных праздниках, развлечениях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, повышая интерес детей к различным видам деятельности, увеличивая объем двигательной активности, поднимая эмоциональный настрой.

Разработанное и изготовленное мною нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное вносит в каждое занятие, развлечение элемент новизны. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество выполнения упражнений, способствует формированию правильной осанки, укреплению стопы. Поэтому я разработала конспекты занятий, развлечений с использованием изготовленного своими руками нестандартного физкультурного оборудования и успешно применяю их на практике. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время развлечений, праздников, досугов, дней здоровья.

Но особое внимание в своей работе я уделяю профилактике и коррекции плоскостопия. Плоскостопие – болезнь серьёзная, именно из-за несерьёзного к ней отношения, сформировалось отношение к своему здоровью. Плоскостопие трудно излечить, но можно смериться с ним, чувствовать себя неплохо. Однако без специальных упражнений и стелек жить с плоскими стопами будет не просто. При работе по профилактике и коррекции плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование – массажные дорожки с различными предметами, палочки, следы с бусинками и пуговицами, канат из пробок, камешки, шишки и т. д.

Понимая важность этой проблемы и проанализировав состояние физического воспитания детей, я изучила разнообразную методическую литературу и поставила перед собой

Цель: Организовать систему профилактической работы с группой детей, предрасположенных к плоскостопию и страдающих им кружок «Здоровейка».

Задачи: 1. Выявление детей старшего дошкольного возраста, имеющих плоскостопие и уплощенный свод стопы.

2. Разработка и апробирование комплекса упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия, способствующих уменьшению числа детей, страдающих плоскостопием.

3. Предложить рекомендации для родителей и воспитателей по профилактике и лечению плоскостопия.

• Пособие «Достань бусинки»

Описание: крупные бусины на длинной нитке, укрепленных к матерчатой дорожке.

Цель использования: развивает у детей физические качества, выносливость, укрепляет мышцы ног, а также закрепляет знания цвета, что способствует сенсорному развитию детей.

• «Волшебные колпачки»

Описание: цветной картон

Цель использования: формируют осанку у детей, развивает координацию движений при ходьбе змейкой, используется как ориентиры, формируют у детей такие качества как смекалка, внимание, позволяют внести дополнительную цветовую яркость при проведении занятий.

• «Разноцветный шнур»

Описание: цветные пробки

Цель использования: выполнение основных видов движения, при обучении детей лазанию и перепрыгиванию, ходьбе боком и приставным шагом, для профилактики плоскостопия.

Для предупреждения плоскостопия я придумала и изготовила ряд различных дорожек и ковриков. Они широко применяются при проведении корригирующих гимнастик, упражнений.

• «Волшебная дорожка»

Описание: на дорожку прикрепляются старые обручи, бусинки, цветные кольца, квадраты массажного коврика, поролон, обшитый тканью.

Цель использования: массажируют стопы ног, развивают координацию движений.

• «Цветочная полянка»

Описание: на ситцевую дорожку пришиваются цветочки из цветных пробок и сплетенный канат из ниток.

Цель использования: укрепляет и массажирует свод стопы, применяется в подвижных играх, закрепляя цвета.

• «Следы»

Описание: из пеноплэкса вырезаются по шаблону следы и к ним пришиваются бусинки и пуговицы разного размера.

Цель использования: развивает координацию движений, массаж стоп.

• «Таинственные следы»

Описание: из акрилового коврика по шаблоны вырезаны следы

Цель использования: развивает физические качества, координацию движений, ловкость, смелость, прыжки.

• Цветная дорожка.

Описание: на плотный материал пришиваются цветные пробки от пластиковых бутылок.

Цель использования: профилактика плоскостопия, массаж стоп, прыжки.

• Подушечка с горохом и с орехами

Описание: мешок из ситцевого материала, наполненный горохом и орехами.

• Мягкое бревно

Описание: поролоновое бревно, обтянутое клеенкой.

Цель использования: развитие координации движений.

• «Пенечки»

Описание: пластмассовые ведерки из-под майонеза, раскрашенные краской и покрыты лаком.

Цель использования: развивает физические качества, координацию движений, прыжки.

• «Гусеница»

Описание: использованный скотч, покрытый краской и лаком.

Цель использования: развивает прыжки, смелость и ловкость в играх - эстафетах, используется как ориентир.

• Шишки

Описание: сосновые шишки

Цель использования: развитие мелкой моторики, профилактика плоскостопия, в аттракционах “Кто быстрее соберет”, “Чья команда быстрее”.

• «Резные воротики»

Описание: дерево

Цель использования: развивает координацию движений, умение лазать разными способами, в играх, эстафетах.

• «Легкоступы»

Описание: из поролона изготавливаются большие следы, обшитые тканью. По середине пришивается широкая резинка, чтобы одевались как тапочки.

Цель использования: развивает координацию движений, ловкость, умение высоко поднимать ноги, в эстафетах.

• «Разноцветные плоские круги»

Описание: цветной картон, скотч.

Цель использования: развитие ОВД, подставки для мячей.

Те задачи, которые я ставила в начале работы, были выполнены. В результате работы по профилактике и коррекции плоскостопия мы видим значительное улучшение. При сравнении полученных показателей уменьшилось количество детей, страдающих плоскостопием на 83%.

Литература

1. Кудрявцев В. Т. Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления – М., 2000.

2. Лосева В. С. Плоскостопие у детей 6-7 лет - М., 2004.

3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика Для детей дошкольного возраста. М., 2006

4. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М., 2006

5. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия. «Дорожка здоровья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Курумканский детский сад «Росинка» Республика Бурятия, Курумканский район, 671640 с. Курумкан, ул. Балдакова, д.61 р.т. 8 (30149) 41-7-65 e - mail : kursrosinka @ yandex . ru , интернет сайт: https://bur-kurumka.tvoysadik.ru Выполнила: воспитатель 1 младшей группы Нимаева Дарима Гармаевна

Слайд 2

Пояснительная записка Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Для растущего детского организма решающее значение имеет двигательная активность. В детском возрасте детей этот фактор учитывается недостаточно. Недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Для того чтобы физическое и психическое развитие ребёнка шло в соответствии с возрастными нормами, чтобы стимулировалась его познавательная и творческая активность нужна оборудованная предметная и двигательная среда, способствующая укреплению здоровья. Двигательная среда должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Новое нестандартное оборудование — это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Поэтому оно широко применяется на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, спортивных праздниках, развлечениях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, повышая интерес детей к различным видам деятельности, увеличивая объем двигательной активности, поднимая эмоциональный настрой. Но особое внимание в своей работе я уделила к профилактике и коррекции плоскостопия. Плоскостопие – болезнь серьёзная, именно из-за несерьёзного к ней отношения, сформировалось отношение к своему здоровью. Плоскостопие трудно излечить, но можно смериться с ним, чувствовать себя неплохо. Однако без специальных упражнений и стелек жить с плоскими стопами будет не просто. При работе по профилактике и коррекции плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование – массажные дорожки с различными предметами, палочки, следы с бусинками и пуговицами, канат из пробок, камешки, шишки и т. д. Понимая важность, этой проблемы и проанализировав состояние физического воспитания детей, я изучила разнообразную методическую литературу и поставила перед собой

Слайд 3

Цель: Способствовать формированию у детей привычки бережного отношения к собственному здоровью. Задачи: -Расширить представления воспитателей о профилактических мероприятиях по предупреждению плоскостопия; -Создать нестандартное оборудование для профилактики и коррекции плоскостопия и возможных нарушений опорно-двигательного аппарата. - Привить интерес к выполнению упражнений с нестандартным оборудованием. - Расширить представления о физических упражнениях по предупреждению плоскостопия.

Слайд 4

Хочется поделиться своим опытом по изготовлению массажного коврика из подручных материалов (карандашей, пуговиц, бубонов, пластмассовых крышек, поролона, губки для посуды). У меня долгое время лежали в коробочке декоративные камушки, бусины и многое другое. Ни как не могла найти им применение. Просмотрев на сайте варианты использования подручных средств, увидела, как педагоги изготавливают массажные коврики. Решила, изготовить свой коврик, для своих малышей. И заодно пополнить физкультурное оборудование. Предлагаю к вашему вниманию массажную дорожку из разных модулей различных по жесткости, которую можно комбинировать в разной последовательности и дополнять новыми модулями (все зависит от вашей фантазии) . Это очень удобно в эксплуатации именно в детском саду, так как часто приходится использовать такую дорожку не только в спальной комнате после пробуждения детей, но и при проведении занятий и физ. минуток в групповой комнате. Именно поэтому предлагаю сделать такую дорожку из отдельных модулей, которые можно разложить в каком угодно направлении : прямо либо с поворотами, можно вообще положить под каждую кроватку по одному такому модулю (кто как придумает) .

Слайд 5

Приложение • Цветочная полянка. Описание : на плотный материал (50 на 30 см) пришиваются цветные пробки от пластиковых бутылок и мозайка. Цель использования : профилактика плоскостопия, массаж стоп, прыжки.

Слайд 6

• « Разноцветные пуговицы » Описание: на плотный материал (50-30см) пришиваются пуговицы Цель использования : укрепляет и массажирует свод стопы, применяется в подвижных играх, закрепляя цвета. • Цветные гусеницы. Описание : на плотный материал пришиваются цветные мозайки. Цель использования : профилактика плоскостопия, массаж стоп, прыжки. «Плоские круги» Описание : круглые карнизы для штор. Цель использования : развивает координацию движения.

Слайд 7

• «Разноцветные прищепки». Описание : на плотный материал (50-30см) клеем разноцветные прищепки. Цель использования : укрепляет и массажирует свод стопы, применяется в подвижных играх, закрепляя цвета. «мягкие губки » Описание : на плотный материал (50-30см) клеем губки для мытья посуды. Цель использования : развивает физические качества, координацию движений, ловкость, смелость. • «волнистый шнур» Описание : на плотный материал (50-30см) пришиваются веревку для белья. Цель использования : выполнение основных видов движения, при обучении детей ходьбе боком и приставным шагом, для профилактики плоскостопия.

Слайд 8

массажная дорожка из разных модулей различных по жесткости, которую можно комбинировать в разной последовательности и дополнять новыми модулями (все зависит от вашей фантазии) .

Слайд 9

При выполнении комплексов гимнастики для стоп можно использовать упражнения из различных исходных положений, но для обеспечения разгрузки стоп наиболее эффективны упражнения из исходных положений сидя и лёжа. Хорошо когда такая гимнастика сопровождается легко запоминающимися детям стихами или потешками. Дети, повторяя запомнившееся четверостишие, с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту и в самостоятельной игровой деятельности. Упражнения из И.п. стоя. « Часы » Стрелки в часиках живут. Ходьба приставным шагом по обручу, И по кругу всё идут. положенному на пол. 20 сек Сосчитают все минутки, Дважды круг пройдут за сутки. « Шли бараны по дороге » Шли бараны по дороге, Ходьба на носках. Промочили в луже ноги Ходьба на пятках. Раз, два, три, четыре, пять, Приподниматься на носках в соответствии со счетом. Стали ноги вытирать – Проводить правой стопой по внутренней Кто платочком, стороне голени левой ноги от стопы к колену и Кто тряпицей, обратно, ступня как бы обхватывает голень .То Кто дырявой рукавицей. же левой ногой. 6—8 раз. .

Слайд 10

Жили у бабуси Два весёлых гуся Поджимать и выпрямлять пальцы ног. Один серый, Другой белый, Два весёлых гуся. Приподнимать от пола поочередно носки и пятки. Вытянули шеи, У кого длиннее Приподнимать над полом и одновременно разводить пятки в стороны. Мыли гуси лапки В луже у канавки. Вращать стопами в правую и левую сторону с небольшим усилием в сторону большого пальца. Один серый, Другой белый Спрятались в канавке, Поджимать пальцы,держа ноги на внешнем крае стопы. Вот кричит бабуся: «Ой, попали гуси: Разводить носки врозь, пятки вместе. Один серый, Другой белый — Гуси мои, гуси!» Разводить пятки врозь, носки вместе. Выходили гуси, Кланялись бабусе, Поджимать и выпрямлять пальцы ног, продвигая стопу вперед не отрывая от пола. Один серый, Другой белый — Кланялись бабусе. Приподнимать от пола носки. Наши ножки с утра Делают зарядку. Вот так встанут на носочки, А потом на пятки Приподниматься на носках, с переносом тяжести тела на пятки. Повторить 8 – 10 раз. На носочках постоим Вместе в даль все поглядим, Опускаемся на пятки — Танцевать начнём в присядку Приподниматься на носках с одновременным разведением пяток Приседания, на полной стопе. Повторить 8 – 10 раз. Снова на носках стоим, Вправо, влево поглядим. Опускаемся на пятки, Мы закончили зарядку Приподниматься на носках, Упражнения из И.п. сидя на стуле Два веселых гуся Упражнения из И.п. стоя, держась за спинку стула.

Слайд 11

Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольных учреждениях. Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, принимать закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде, в тёплое время года ходить босиком по грунту, в зимний период года кататься на коньках и лыжах. Рекомендуется также различные виды подвижных игр.

Слайд 12

Также можно использовать нестандартные оборудования для занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартное физкультурное оборудование

Данное оборудование было изготовлено совместно с родителями в ходе реализации проекта "Здоровый малыш"...

Картотека игр с нестандартным физкультурным оборудованием

Данные игры оформлены в виде карточек, можно использовать для картотеки....

Нестандартное физкультурное оборудование

Использование игровых пособий из бросового материала для развития двигательной активности детей...

Нестандартное физкультурное оборудование своими руками "Весёлые пенёчки"

Изготовление этого физкультурного оборудования не требует много времени и материальных затрат. Вам необходимо взять ведёрки из-под майонеза разного размера, самоклеющуюся бумагу, ножницы."Пенёчк...

Обогащение физкультурного уголка нестандартным физкультурным оборудованием

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. ...

Конспект физкультурного занятия для детей дошкольного возраста 4-5 лет с использованием нестандартного физкультурного оборудования с участием родителей "В зоопарк гулять пойдем".

Конспект физкультурного занятиядля детей дошкольного возраста 4-5 лет с использованием нестандартного физкультурного оборудования с участием родителей...