Пропедевтика проектной деятельности
проект (подготовительная группа)

Абдрахимова Елена Алексеевна

Пропедевтика единственно возможная форма развития проектных умений у детей старшего дошкольного возраста. Пропедевтика нацелена на формирование представления о проектном или исследовательском действии или понятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Пропедевтика проектной деятельности»

  Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.

Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

   Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у детей информационной компетенции.

Согласно возрастной психологии к концу дошкольного возраста у детей наряду с предыдущими видами мышления начинает развиваться логическое мышление. Успешность развития логического мышления зависит от понимания ребенком смыслового контекста и прошлого (присвоенного) опыта ребенка.

  В возрасте 6-ти лет у детей развиваются способности к целеполаганию, планированию, умение решать проблему, рефлексия. Эти способности составляют часть проектных умений, которые можно начинать формировать уже в старшем дошкольном возрасте. Психологи отмечают, что старший дошкольный возраст является сенситивным для развития проектных умений. Важно не упустить ответственный момент формирования проектных умений, и поэтому нужно начинать формировать эти умения еще в детском саду, создавая прочный фундамент учебного проектирования и исследования. Ведь чем раньше начнется активное формирование готовности детей к проектной и исследовательской деятельности, тем на более высокий уровень развития этой способности смогут выйти дети к окончанию школьного обучения.

Для построения образовательного процесса ФГОС ДОО определяет соблюдение следующих условий:

  • принципа амплификация детского развития, т. е. обогащение его за счет максимально полного проживания детства в каждом периоде дошкольного возраста;
  • деятельностного подхода, т. е. использование детских видов деятельности: познавательной, поисково-исследовательской, предметно-практической, продуктивной, трудовой и др.;
  • партнерской позиции воспитателя в процессе детской деятельности;
  • мотивированное (без принуждения) включение воспитанников в деятельность.

Пропедевтика единственно возможная форма развития проектных умений у детей старшего дошкольного возраста. Пропедевтика нацелена на формирование представления о проектном или исследовательском действии или понятии.

 В пропедевтическом периоде формирования проектных умений старшие дошкольники учатся видеть проблему, искать пути решения, работать по плану. Формирование готовности младших школьников к проектной и исследовательской деятельности будет опираться на сформированные представления, которые появятся у дошкольников в результате пропедевтики.

В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых учитель старается «напичкать» стандартным набором готовых знаний. Учитель сетует: «Даю важные вещи, а им не интересно. Как организовать обучение через желание? Как активизировать ребенка, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом? 

      В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Учебный проект

Проблема проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Актуальность проблемы мотивация

Цель проекта

«Что?» (для этого мы делаем)

Целеполагание

Задачи проекта

«Как?» (мы это можем делать)

Постановка задач

Методы и способы

«Что получится?» (как решение проблемы)

Выбор способов и методов, планирование

Результат

«Почему?» (это важно для меня лично)

Ожидаемый результат

Цель занятия:

Воспитывать у дошкольников познавательный интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.  

Образовательные:

1. Расширять представления детей о комнатных растениях.  Учить выделять и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Закреплять  знания детей о потребности растений  в воде, свете, тепле.

Развивающие:

1.Развивать умение находить решение проблемных задач.

2. Расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

1. Воспитание доброжелательности, желание оказать помощь другу.  

2. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.

Методические приемы:

Словесные, наглядные, проблемно-поисковый.

Предварительная работа:

Просмотр презентации «Как ухаживать за цветами»

Материал:    комнатные растения, лейки с водой, салфетки, кисточки для протирания пыли, тазики, клеенки, пульверизаторы, фартуки для детей.

Пропедевтика проектной деятельности:

Отрефлексировать понятие « План»

Учить презентовать свою работу.

Находить пути решения проблемной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...