Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
презентация к уроку по теме

Костенко Лариса Анатольевна

 В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего  развития.  Это означает, что детей необходимо  знакомить  с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребенок должен быть вовлечен в исследовательские проекты, творческие задания , в ходе которых они научатся самостоятельно  добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы.

   Метод учебных проектов это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой  ребенок познает окружающий мир, воплощает новые  знания в реальные продукты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.pptx359.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности» Подготовила старший воспитатель Костенко Л.А. МКДОУ «Подгоренский детский сад №1» Подгоренского муниципального района Воронежской области

Слайд 2

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребенок должен быть вовлечен в исследовательские проекты, творческие задания , в ходе которых они научатся самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы. Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Слайд 3

При выборе тематики проекта следует ориентироваться на следующие критерии: Доступность . Социальная направленность. Воспитательная направленность. Научность. Соответствие возрастным особенностям. Интегративность . Ориентация на «зону ближайшего развития». Проектирование – это работа с идеями.

Слайд 4

Виды деятельности к проекту

Слайд 5

Классификация проектов Исследовательский проект Цель Результат Ценность Структура Форма продукта Форма презентации Формирование познавательной активности, самостоятельности. Новое знание Формируется познавательная активность Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез – проверка каждой гипотезы либо выбор одной гипотезы и ее исследование. Модель, схема, календарь Доклад, мультимедийная презентация, в Word документе, в PowerPoint . Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования.

Слайд 6

Ролевой проект Цель Результат Ценность Структура Форма продукта Форма презентации Решение проблемных ситуаций Осознание проблем в игровой ситуации Ребенок проживает предполагаемую ситуацию в игре Создание проблемной ситуации, распределение ролей, игра, представление результатов. Игра Фильм, альбом, портфолио . Как и в случае творческого проекта, структура здесь только намечается и остается открытой до завершения работы. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все –таки является ролево – игровая.

Слайд 7

Творческий проект Цель Результат Ценность Структура Форма продукта Форма презентации Создание творческого продукта Творческий продукт Формируются умения планировать предстоящую деятельность и действовать в соответствии с планом. Создание проблемной ситуации, выдвижение гипотез, определение предполагаемого творческого продукта, планирование деятельности, практическая деятельность. Концерт, утренник, спектакль, коллаж, макет, книга, газета, выставка. Выставка, утренник, спектакль. Оформление результатов требует четко продуманной структуры – сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана книги, дизайна альбома.

Слайд 8

Информационный проект Цель Результат Ценность Структура Форма продукта Сбор и представление информации Полная и достаточная необходимая информация Формирование умения работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию и доносить ее до сверстников в полном объеме. Создание проблемной ситуации, выдвижение гипотез по разрешению проблемы, определение способа работы по поиску информации, поиск информации, рефлексия . Книга, альбом, доклад, фотографии, макет, коллаж, игра, газета, стенд, выставка, мини – музей. Этот проект направлен на сбор информации о том или ином объекте, явлении. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры. Информационные проекты хорошо интегрируются с исследовательскими и становятся их частью.

Слайд 9

Практико – ориентированный проект Работа над такого рода проектами доступна при условии совместной работы родителей и детей. Цель Результат Структура Форма продукта Решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Четко обозначенный результат деятельности, который может быть использован в жизни группы, детского сада. Создание практико – ориентированной проблемной ситуации, выдвижение гипотезы по разрешению проблемы, распределение на группы, практическое разрешение проблемы, представление результатов Модель, алгоритм, памятка, альбом, рисунки детей.

Слайд 10

Использование видов проекта по возрастным группам Тип проекта 1 младшая группа 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подгото-вительная группа Исследова - тельский + + Творческий * * + + + Ролевой + + Информационный + + Практико – ориентиролванный * * + + + * - Вводятся элементы проектной деятельности. Целесообразно начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В данном случае дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей.

Слайд 11

Количество участников проекта Тип проекта 1 младшая группа 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подгото-вительная группа индивидуальный * * + + + парный + + групповой * * * + + коллективный + +

Слайд 12

Продолжительность проекта Тип проекта 1 младшая группа 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготови-тельная группа краткосрочный * * + + + среднесрочный * * * + + долгосрочный + +

Слайд 13

Модель проектирования ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ? Содержание, то что дети уже знают План (тема проекта) Источники новых знаний, т. е. средства Мы озабочены ... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание). Мы понимаем ... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности). Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов). Мы предполагаем ... (представляются идеи, гипотезы). Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно). Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера). Мы обращаемся за поддержкой ... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Слайд 14

Этапы работы над проектом Этапы Содержание работы Предполагаемые результаты Подготови-тельный Выбор темы, обозначение проблемы. Определение цели и задач проекта, его мотивации. Обсуждение проекта с родителями и детьми, выбор возможных источников информации. Составление плана работы над проектом. Подготовка «Пакетов домашних заданий» для семьи. Наличие у участников представления о целях и задачах проекта. Накопление информации по теме. Консультация родителей по проблеме. Наличие четкого плана работы. «Пакет домашних заданий» Практи - ческий Изучение информационных источников по вопросам. Сбор и систематизация материалов. Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта. Осуществление взаимодействия между участниками проекта (беседа, консультация, информационный стенд). Обсуждение и оказание помощи в изготовлении продуктов проекта. Оформление и подбор необходимых материалов для исследования. Общая работа участников проекта. Организация выставки продукта по проблеме. Организованная познавательная, игровая , экспериментальная и творческая деятельность детей в группе и за пределами детского сада. Наличие методических разработок, игр, альбомов, схем, картинок по теме. Заверша - ющий Анализ выполнения проекта достигнутых результатов. Доработка проекта с учетом замечаний и пожеланий. Подготовка к защите проекта. Презентация проекта. Наличие методических материалов и продуктов проекта. Уровень знаний и умений детей.

Слайд 15

Исследовательский проект «Луковые истории» МКДОУ «Подгоренский детский сад №1» Подгоренского муниципального района Воронежской области Руководитель проекта Костенко Лариса Анатольевна п гт . Подгоренский 2014г

Слайд 16

Проблематизация В период профилактики гриппа дети приносили луковицы для приготовления фитонцидного масла. Несколько луковиц через некоторое время начали прорастать. У детей возник интерес, который был поддержан воспитателем. Гипотеза Приступая к проведению проекта , я исходила из интереса детей узнать, как в условиях северной весны вырастить хороший урожай зеленого лука.

Слайд 17

Цель проекта: Развивать познавательный интерес детей, знакомить со свой ствами растений. Задачи: Формировать представление детей об особенностях внешнего вида лука, учить находить донце с корнями и верхушку. Формировать навыки посадки лука, выявлять условия, необходимые для роста растений. Вызывать интерес к наблюдению за процессом роста лука. Обогащать словарь, вводить слова, обозначающие качества. Учить детей оценивать полученные результаты, развивать желание и умение делиться своим опытом. Аннотация: В ходе проекта дети изучают свойства лука, его строение, самостоятельно выращивают зеленый лук, учатся готовить блюда, содержащие зеленый лук.

Слайд 19

Предполагаемые результаты Дети узнают об особенностях внешнего вида лука, научатся находить донце с корнями и верхушку лука. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растения. Сформируются навыки посадки лука. Появится интерес к наблюдению за процессом роста лука. Обогатится словарь. Научатся оценивать полученные результаты. Появится желание и умение делиться своим опытом.

Слайд 20

Этапы проекта

Слайд 21

План мероприятий № п / п Мероприятия Цели 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Консультация для родителей «Значение проекта для детей» Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. НОД Практическая деятельность: посадка лука. Опыт – наблюдение за ростом растений. Труд в уголке природы. Опыт – наблюдение за луком. Рассматривание лука через лупу. Просвещение родителей по данной теме. Создание условий для реализации проекта . Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений. Познакомить с интересными представителями мира растений. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений. Уход за луком. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). Дать понятие о том, что форма листов у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает семенам перезимовать.

Слайд 22

№ п / п Мероприятия Цели 10. 11. 12. 13. 14. Дидактическая игра «Что растет в огороде». Отгадывание загадок. Наблюдения: «Растут ли наши растения?» Зарисовки наблюдений. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Закрепить знания о овощах , их выращивании и уходе. Развивать логическое мышление. Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Зафиксировать наблюдение за растениями.

Слайд 23

Фото по проекту

Слайд 24

По результатам проекта дети получили знания: У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений. Дети стали бережнее относиться к растительному миру. В группе был создан «огород на окне – Луковая грядка». Дети стали более уважительно относиться к труду. Дети научились фиксировать наблюдение за растениями в дневнике наблюдений.

Слайд 25

Используемая литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности в условиях детского сада компенсирующего вида.

Приёмы работы по развитию связной речи в процессе детского экспериментирования. Из опыта работы....

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности...

«Как организовать игровую деятельность в условиях детского сада»

Памятка для воспитателей ДОУ. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду важно расположить его к воспитателю, ребятам, облегчить переход к новым условиям жизни.v  Воспитателю необходимо...

Консультация «Вовлечение родителей в жизнь детей и детского сада через проектную деятельность»

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...

Консультация для педагогов «Вовлечение родителей в жизнь детей и детского сада через проектную деятельность»

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества...

Психолого-педагогические условия вовлечения родителей в пространство детского сада посредством проектной деятельности

В педагогике при изучении условий придерживаются близкой к психологической позиции, рассматривая условие как совокупность переменных, природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, которые в...