Методическая разработка. Патриотическое воспитание в средней группе.
методическая разработка (средняя группа)

Сизова Галина Анатольевна

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачев

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины … Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

Встает вопрос – Как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?

Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:

1. Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащение предметно-развивающей среды);

2. Художественная литература и все виды искусства;

 3. Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);

4. Привлечение семьи к мероприятиям детского сада.

 

 

Актуальность темы: Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, а также очень важно, чтобы Россия стала могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, поселка, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.

Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 4-5 лет.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по данной теме.

 2. Изучить принципы патриотического воспитания детей 4-5 лет в детском саду.

3. Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 4-5 лет.

4. Пополнить уголок по патриотическому воспитанию в группе.

5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей 4-5 лет. Период среднего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психического воздействия на ребенка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Задачи патриотического воспитания дошкольников:

1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формирование чувства любви к своему родному городу (поселку) на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, знакомства с событиями и явлениями общественной жизни, историей государства.

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как столице нашей Родины – России.

 4. Воспитание патриотизма, уважения к истории России средствами эстетического воспитания: музыка, изо деятельность, художественное слово.

5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.

6. Формирование любви к своему народу, родному языку, народному творчеству.

7. Знакомство детей с глобусом, географией, достопримечательностями родного города, с памятниками культуры и известными людьми.

8. Воспитывать уважение к труду.

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Методы и формы работы: - беседы; - игры; - чтение художественной литературы; - творческие задания; - художественное творчество; - трудовая деятельность; - работа с родителями; - театрализованная деятельность.

 Предполагаемый результат: - повышение педагогической компетенции, - адекватное вовлечение семей в воспитательно - образовательный процесс, - распространение педагогического опыта.

План работы на 2023 – 2024 учебный год

сентябрь

Изучение литературы по нравственно –патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

 Уточнить средства, методы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию. Рассматривание иллюстраций, фотографий родного края.

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Беседы на тему  «Моя семья».

Беседы с родителями о необходимости познакомить детей с родным городом, растительным и животным миром края.

 

 

октябрь

«Хорошо у нас в саду» Упражнять детей в проявлении сострадания внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам.

Закреплять умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге;

Формировать чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Рассматривание иллюстраций в книжках, фотографий игр и занимательной деятельности.

Беседы о культуре поведения в детском саду.

Беседы о детском саде, экскурсии по детскому саду.

Беседа с родителями о необходимости познакомить детей с правилами поведения, общения со сверстниками.

Папка передвижка «Правила поведения для воспитанных детей»

 

ноябрь

Беседа: «Моя улица», «Экскурсия по России» с использованием ИКТ Презентация: «Мой красивый посёлок».

Составление рассказа «Улица моя»

 

декабрь

Ознакомление с символикой России

 Знакомство с уголком патриотического воспитания (портрет президента, карта «Россия – Родина моя»)

 Рассматривание книги «Моя Родина – Россия» А. Иванов

Чтение художественной литературы «Моя первая книжка о России» А. Пинчук Мультзал: просмотр мультфильма «Моя Родина – Россия» И. Хоршев

 

февраль

«Наши защитники»

Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

Беседы «Кто такие защитники»«Какой мой папа»

Чтение художественной литературы.

Создание альбома «Семья и спорт»

Спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья»

Выставка поделок «Подарок защитникам»

Привлечь родителей к оформлению альбома «Семья и спорт», фотогазеты «Мой любимый папа»

 

март

Беседа: «Моя мама – лучше всех!»

 Выставка детского творчества «Портрет моей мамы»

 Беседа: «Дорогая бабушка»

Изготовление подарка для бабушки – аппликация «Платочек для любимой бабушки»

Чтение художественной литературы: «Айога» нанайская народная сказка, «Непослушная мама» А. Милн, «Посидим в тишине» Е. Благинина. Рассматривание фото-газеты: «Я обожаю маму»

 

 

апрель

Беседа: «Этот загадочный космос»

Знакомство детей с известными людьми «Юрий Гагарин – первый космонавт» Выставка совместного с родителями и детьми творчества «Космос глазами детей»

Чтение художественной литературы: главы из книги Н. Носов «Незнайка на луне», «Почему звезды такие красивые», «Что такое планеты» из сб. О. А. Скоролупова «Покорение космоса».

Мультзал: просмотр мультфильма «Незнайка на Луне»

 

май

Знакомство детей с главными праздниками России – День Победы

Досуг, посвященный Дню Победы

Беседа: «Салют Победы»

Выставка детского творчества

Чтение художественной литературы: «Пузырь, соломинка и лапоть» рус. нар. сказка

Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Родной свой край люби и знай"

За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исто...

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Государственные и народные символы России»

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи:- Формировать патриотические чувства: любви к семье,  к де...

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Россия — Родина моя»

Формирование нравственно-патриотических чувств, гордость за свою Родину . Закреплять и обобщать знания детей о нашей стране. Формировать представление о России как о родной стране. Обогащать и ак...

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Россия — Родина моя»

Методическая разработка  предназначена для формирования нравственно-патриотических чувств, гордости за свою Родину - Россию ,   родную страну. .  Воспитывание любви...

Методическая разработка "Патриотическое воспитание в младшей группе"

Патриотизм начинается с воспитания любви к самому ближнему окружению ребенка – семья, дом, детский сад и родной город. Воспитывать любовь к патриотизму мы решили через тему «Труд взрослых...

Методическая разработка "«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

laquo;ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детс...

Методическая разработка "Трудовое воспитание в средней группе".

Цель трудового воспитания — постепенное развитие у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, т...