Проект "Разноцветные сказки"
проект

Жаткина Елена Александровна

Проект состоит из трех этапов: организационный, практический и заключительный. В проекте используются принципы ФГОС: использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы. Реализация проекта осуществляется, прежде всего, в форме познавательно-речевой, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие, что позволяет способствовать построению диалогического воздействия взрослого и ребенка. Важнейшим принципом является интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями ребенка. Так же использование в работе «цветных сказок» позволяет педагогам интегрировать такие образовательные области как речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное. Методы, используемые в работе - это работа с методической литературой, продуктивная, игровая деятельность. В результате реализации проекта у детей дошкольного возраста произойдет расширение представлений о многообразии цвета,  развитие коммуникативной функции речи, повышение мотивации ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznotsvetnye_skazki.doc436.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 491 компенсирующего вида» Калининского района.

Адрес: Кропоткина 130/4

Контактные средства связи: тел.283-09-28

Факс: 273-59-40

Проект по познавательному развитию

 детей дошкольного возраста посредством недели

«Разноцветных сказок»

 Авторы: Жаткина Елена Александровна, воспитатель.

                     

Новосибирск, 2019

Краткая аннотация проекта

Возрастная группа: подготовительная группа

Срок: краткосрочный октябрь.

По типу: познавательный, игровой.

Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, логопед, родители.

Проект состоит из трех этапов: организационный, практический и заключительный. В проекте используются принципы ФГОС: использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы. Реализация проекта осуществляется, прежде всего, в форме познавательно-речевой, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие, что позволяет способствовать построению диалогического воздействия взрослого и ребенка. Важнейшим принципом является интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями ребенка. Так же использование в работе «цветных сказок» позволяет педагогам интегрировать такие образовательные области как речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное. Методы, используемые в работе - это работа с методической литературой, продуктивная, игровая деятельность. В результате реализации проекта у детей дошкольного возраста произойдет расширение представлений о многообразии цвета,  развитие коммуникативной функции речи, повышение мотивации ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Постановка проблемы

Проблема формирования лексической стороны речи дошкольников занимает важнейшее место в дошкольной педагогике и психологии. Вопросы состояния словарного запаса при различных речевых нарушениях и методики его развития являются одними из актуальных вопросов.

Вся жизнь детей насыщена различными событиями не связанными с литературой и искусством. Увлечь ребенка в мир сказок и фантазий можно, через художественную и театральную деятельность. Чтобы повысить интерес детей к занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе. На занятиях совместно с логопедом разрабатываются и используются традиционные здоровьесберегающие технологии, такие как, зрительная, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая , гимнастика. Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология цветотерапия.

 Цветотерапия- наука, изучающая свойства цвета.

Данная технология помогает разнообразить занятия и оптимизирует процесс коррекции речи.

Цветотерапия может применяться на всех этапах работы:

- развитие общей и мелкой моторики;

- совершенствование грамматического строя речи;

- автоматизация и дифференциация звуков;

- развитие правильного дыхания.

- развитие связной речи;

  Каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Синий цвет стимулирует умственную деятельность, успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит. Повышает творческую активность и иммунитет.

Голубой цвет  эмоционального энергетического центра, от его состояния зависит глубина чувств, чувство гармонии или ранимость. Оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. Однако, «передозировка» может вызвать чувство страха.

Фиолетовый цвет оказывает тонизирующее действие на головной мозг и глаза, способствует выработке гормонов радости. Повышает творческую активность. Оказывает благотворное воздействие на человека при напряженном ритме жизни, при бессоннице, мигренях и депрессиях. Но переизбыток фиолетового цвета может оказывать угнетающее воздействие на психические процессы, снижает настроение.

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта, оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Но не следует слишком долго воздействовать красным цветом, может привести к утомлению и нервному перенапряжению.

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, повышает его защитные силы. Благотворно действует на глаза.

Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие

Желтый цвет-цвет радости, хорошего настроения, снимает чувство усталости и сонливость. Вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия. Стимулирует интеллектуальные способности человека. Однако, избыток желтого цвета вызывает возбуждение.

Оранжевый цвет дает здоровье, красоту, оказывает укрепляющее воздействие на жизнеспособность организма. Улучшает настроение, снимает депрессию.

Белый цвет эквивалент дневного света, считается цветом очищения, единения, открытости, оказывает тонизирующее действие на организм человека. Белый цвет дает силу и энергию, выравнивает настроение, создает праздничность и торжественность. Но длительное воздействие вызывает чувство страха, поэтому медработниками сейчас все чаще используется спецодежда других цветов, как правило, зеленого.

Актуальность проекта

Актуальность выбранной темы основана на  факторах:

  • наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития.
  • подготовка детей к школе требует от воспитателя и  учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы.
  •  слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности.
  •  Низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

  Так же дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют; они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого - красный, желтый, вместо фиолетового - голубой, синий и т. п.). Как говорит Н. В. Нищева: «Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Таким образом, путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.

Проект «Разноцветная неделя», в основу которого была положена книга Н.В Нищевой «Разноцветные сказки», это цикл занятий по развитию речи, формирования цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.

 Цель проекта педагогической деятельности: повышение мотивации ребенка к познавательной деятельности и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

 Задачи проекта педагогической деятельности:

 Методические:

- изучить литературу по данной теме;

Образовательные:

- познакомить детей  с «Цветными сказками»

- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи;

Развивающие:

- развитие умения понимать и различать значения слов;

- развитие процессов словообразования и словоизменения;

- развитие навыка пересказа текстов;

- развитие слухового и зрительного внимания, памяти;

- развитие умение конструировать предложения по опорным словам, заданной графической схеме;

- закрепление артикуляционных навыков;

- развитие мелкой моторики рук.

- расширение словарного запаса;

- совершенствование навыка четкого произношения звуков;

- обучению использованию в речи простых и сложных предлогов;

- обучение использования в речи простых и сложных предлогов;

- активизировать процессы восприятия, воображения, внимания, памяти, а также творческие способности детей;

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Социальные:

- объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.

- стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

- создание условий психологической защищенности, эмоционально- положительной атмосферы.

Ожидаемые результаты:

1.Развитию личности в целом.

2.Повышению заинтересованности родителей не только в результатах, но и в  самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

3. Установлению контакта с детьми. Развитию коммуникативной функции речи.

4.Обогащению и расширению представлений об окружающем мире.

5.Развитию слуховой, зрительной, двигательной координации.

6.Развитию воображения, подражательности, активности.

7.Повышению психолого-педагогической компетенции в вопросах речевого развития детей педагогов и родителей.

8.Активизации словарного запаса детей.

9.Преодолению речевого негативизма.

Стратегические достижения поставленных целей и задач:

Реализация мероприятий проекта велась поэтапно.

1 . Этап организационный

  • составление плана деятельности.
  • подбор методической литературы, наглядного материала, занятий по данной теме.
  •  подготовка наглядного материала, создание условий для реализации проекта.
  • пополнение предметно- пространственной среды
  • подготовка упражнений и игр для артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры,  пальчиковых игр и речевых игр;
  • разработка конспектов занятий по выбранной теме;
  • сотрудничество с родителями;

2. Этап практический

Содержание деятельности логопеда

- диагностическое обследование для определения уровня развития лексического строя речи у детей с нарушением речи;

-  консультирование воспитателей и родителей по данной проблеме;

- составление методических разработок организации образовательной деятельности;

- проведение мастер– классов для родителей с целью обучения их практическим навыкам работы с детьми в домашних условиях.

Содержание деятельности воспитателей

- проведение упражнений рекомендованных логопедом, пальчиковых игр подвижных во время проведения режимных моментов и в течение дня ;

- закрепление  материала .

Содержание деятельности родителей

- закрепление материала изученного по заданию логопеда в процессе повседневного общения с ребенком ;

- проведение пальчиковых, речевых и подвижных в домашних условиях.

3.Этап заключительный:

1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта

2. Подведение итогов

Ресурсное обеспечение.

Материально-техническое обеспечение.

1.Наглядный материал: муляжи, наглядные картинки, комплекс артикуляционной гимнастики.

2. Музыкальный центр. Компьютер.

Методическое обеспечение

1. Упражнения для развития дыхания, мимической мускулатуры,

2. Комплекс артикуляционной гимнастики

3. Сборник речевых подвижных и пальчиковых игр, составленных в соответствии с темой.

Результаты реализации проекта

 Анализируя результаты работы, с уверенностью можно сказать, что знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает, наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка и окружающей действительности помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Таким образом- путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.

Практическая значимость пректа заключается в том, что цветорерапия , может использоваться при речевом развитии детей и для детей  без речевых нарушений.

Для реализации данного проекта разработаны конспекты восьми занятий, отражающих систему работы по закреплению у детей знания названий цветов и правильного употребления их в речи, умения дифференцировать цвета.Так же , эти занятия способствуют развитию слухового внимания и зрительного внимания. Занятия построены с использованием книги Н. В. Нищевой «Разноцветные сказки».

Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоснежный мех», «золотые лучики солнца», им становятся понятнее глаголы «позолотить», «алеть» и т. п. Пытались прибегать к таким словам и в своей повседневной речи.

Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что и является одной из важнейших задач, стоящих перед воспитателями.

Список литературы:

1. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. - Учебно-методическое пособие-конспект. Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Спб. 2003.

2. Швайко Г. С.  Игры  и  игровые упражнения для развития речи. —  М.: Просвещение,  1988.

3. Давайте поиграем. / Под ред. А. А. Столяра. — М.: Просвещение,  1991.

4. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего

недоразвития речи у дошкольников.— М.: Просвещение, 1990.

5. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг». СПб.: Речь, 2005г.

Приложение 1

Перспективное планирование организации  и проведения проекта для детей дошкольного возраста с нарушение речи «Разноцветная неделя»

Дата

Тема

Цели и задачи

1.

21 октября

Путешествие в «Фиолетовую сказку».

Закрепление представлений о фиолетовом цвете    .

Развитие артикуляционной моторики, диалогической речи, слухового и зрительного внимания.Обучение согласованию прилагательного фиолетовый с существительными в роде, числе, падеже.

2.

22

октября

Путешествие в «Голубую сказку».

Закрепление представлений о голубом и фиолетовом цвете. дифференциация данных цветов.

Развитие зрительного и слухового внимания, диалогической речи, пространственной ориентировки, закрепление правильной артикуляции артикуляционной моторики;.Обучение согласованию прилагательного голубой с существительными в роде, числе, падеже;

3.

23 октября

Путешествие в «Белую сказку».

Закрепление представления о белом цвете.

Закрепление умения отличать белый цвет от других цветов; Обучение согласованию прилагательного белый с существительными в роде, числе, падеже;

Развитие координации слова с движением;  мелкой,общей, артикуляционной моторики, развитие слухового внимания,

развитие длительного плавного выдоха;

, элементов творческого воображения.

4.

24

октября

Путешествие в «Желтую сказку».

Закрепление представления о желтом цвете.

Развитие координации слова с движением;  мелкой,общей, артикуляционной моторики, развитие слухового внимания

воспитание длительного плавного выдоха;элементов творческого воображения, воспитание бережного отношения к природе.

5.

25

октября

Путешествие в «Синюю сказку».

Закрепление представления о синем цвете.

Обучение использованию в речи прилагательных синее, синий, , синие, синяя; согласование данных прилагательных в падеже с существительными в числе, роде;развитие  координации слова с движением,  интонационной выразительности речи, , слухового внимания;  продолжительного выдоха. творчества.

6.

28 октября

Путешествие в «Зеленую сказку

Закрепление представления о зеленом цвете.

Обогащение словаря прилагательными, зеленые зеленая,; зеленый

согласование данных прилагательных с существительными в роде, падеже, числе; закрепление дифференциации зеленого и  желтого цвета; развитие слухового внимания, зрительного, артикуляционной и мелкой моторики, координации слова с движением; воспитание  бережного отношения к природе

7.

29 октября

Путешествие в «Оранжевую

сказку».

Закрепление представлений об оранжевом, желтом, белом, синим, зеленом цветах; дифференциация данных цветов.

Обучение согласованию прилагательного оранжевый с существительными в роде, числе, падеже;

развитие слухового внимания, артикуляционной моторики, мелкой моторики, диалогической речи, пространственной ориентировки, темпа и ритма речи, координации слова с движением;

воспитание длительного плавного выдоха.

8.

30

октября

Путешествие

в «Красную сказку».

Закрепление представления о красном цвете. Закрепление дифференциации желтого, зеленого и красного цветов, знания правил дорожного движения;обучение согласованию данных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

Обучение использованию в речи прилагательных красный, красные, красная, красное; Развитие координации слова с движением;  мелкой,общей, артикуляционной моторики, развитие слухового внимания, воспитание бережного отношения к природе.

Приложение 2

конспекты занятий.

Тема. Путешествие в «Фиолетовую сказку».

Цель: Закрепление представлений о фиолетовом, голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах. Дифференциация данных цветов.

Задачи:

  • обучение согласованию прилагательного фиолетовый с существительными в роде, числе, падеже.
  • развитие диалогической речи, слухового и зрительного внимания, артикуляционной моторики.

Оборудование: Иллюстрация, изображающая разноцветных осьминогов; иллюстрация к сказке; жучок, букетик искусственных фиолетовых колокольчиков; музыкальная запись.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент. Развитие слухового внимания.
  2. Воспитатель Сегодня мы с вами отправимся в длинное путешествие по «Разноцветным сказкам».

Воспитатель выставляет иллюстрацию и читает стихотворение.

Жил осьминог со своей осьминожкой.

Было у них осьминожков немножко.

Все они были разного цвета:

Первый - зеленый, второй - фиолетовый,

Третий - как зебра весь полосатый,

Белые оба - четвертый и пятый,

Шестой - темно-синий от носа до ножек,

Желтый-прежелтый седьмой осьминожек.

Восьмой - словно спелая ягода, красный...

Словом, не дети, а тюбики с краской.

Воспитатель Вам понравилось стихотворение?

Воспитатель Вспомните все цвета, которые прозвучали в стихотворении. Название какого нового цвета прозвучало в этом стихотворении? (Фиолетового цвета.)

2. Развитие  зрительного  внимания  и  умения дифференцировать освоенные цвета. Обучение согласованию прилагательного «фиолетовый» с существительными.

Воспитатель Сейчас вы посмотрите на разноцветную семью осьминогов. Если вы правильно покажете мне фиолетового осьминожка, то мы попадем в «Фиолетовую сказку».

Дети находят на картинке фиолетового осьминожка.

Воспитатель Правильно. Мы можем отправляться в «Фиолетовую сказку».

3. Развитие слухового внимания.

ФИОЛЕТОВАЯ СКАЗКА

Утром девочка посмотрела в окно, увидела, что из-за леса ползет ФИОЛЕТОВАЯ туча, и подумала: «Скоро пойдет дождик!» Ей очень захотелось взглянуть на те большие ФИОЛЕТОВЫЕ колокольчики, которые растут за полем возле соснового бора: правда или неправда, что в их чашечках прячутся от дождя разные мошки-букашки?

Девочка взяла мамин ФИОЛЕТОВЫЙ зонтик, надела ФИОЛЕТОВЫЙ плащ и вышла на улицу. И тут начался дождь.

- Ого-го-го, сколько вас тут!.. - воскликнула девочка, прибежав к  ФИОЛЕТОВЫМ колокольчикам на опушке соснового бора.

- Посмотрю - ка, что делается у вас в ФИОЛЕТОВЫХ чашечках...

- Посмотри, - шепнул тот ФИОЛЕТОВЫЙ колокольчик, к которому она склонилась, - только не вспугни мошек-букашек.

- Значит, так и есть! - обрадовалась девочка. - Значит, правда, что они прячутся здесь от дождя! Но почему?

- В наших ФИОЛЕТОВЫХ чашечках куда теплее и суше, чем под твоим ФИОЛЕТОВЫМ зонтом. Взгляни - увидишь!

Девочка не поленилась и заглянула в один ФИОЛЕТОВЫЙ колокольчик, в другой, третий... В каждом притаились и мошки, и букашки, и разные другие мелкие насекомые.

- Право - сказала девочка. - Прячутся от дождя.

А потом она увидела под соснами кустики черники. И на каждом была уйма ФИОЛЕТОВЫХ ягод. А на каждой ягодке блестела капля дождя.

Когда девочка под мокрым ФИОЛЕТОВЫМ зонтиком вернулась домой, все у нее было ФИОЛЕТОВЫМ: и пальцы, и ладони, и губы, и зубы, и даже щеки.

- Попробуй, - сказала она своей маме, протянув на ФИОЛЕТОВОЙ ладошке горсть ФИОЛЕТОВЫХ ягод. - Вкусные?

- Очень, - сказала мама, и зубы у нее сразу стали ФИОЛЕТОВЫМИ. Как у дочки.

4. Развитие пространственной ориентировки, темпа и ритма движений, координации слова с движением, речевого дыхания.

Воспитатель Ой, у нас тоже пошел дождик, как в «Фиолетовой сказке». Давайте сделаем упражнение «Дождик». Помните о правильном дыхании.

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на обеих ногах на

                                                          каждый счет, руки на поясе.)

Вышел дождик погулять.                   (Маршируют.)

Шел неспешно по привычке.

А куда ему спешить?                        (Разводят руками, пожимают плечами.)

Вдруг читает на табличке:          (Ведут пальчиком правой руки слева направо),

«По газону не ходить!»                    (Движение головы слева направо.)

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»        (Глубокий вдох и междометие на выдохе.)

И ушел. Газон засох.                                       (Маршируют.)

5. Развитие диалогической речи. Закрепление согласования прилагательного «фиолетовый» с существительными в роде, числе, падеже.

Дети снова садятся на ковер.

Воспитатель. Какую сказку мы прочитали? (Мы прочитали «Фиолетовую сказку».)

Воспитатель Что увидела девочка из окна? (Девочка увидела фиолетовую тучу.)

Воспитатель Что надела и обула девочка? (Девочка надела фиолетовый плащ и обула фиолетовые сапоги.)

Воспитатель Что она взяла? (Она взяла фиолетовый зонтик.)

Воспитатель. Куда прибежала девочка? (Девочка прибежала на опушку соснового бора.)

Воспитатель Зачем она туда прибежала? (Она хотела посмотреть, что делается в фиолетовых чашечках фиолетовых колокольчиков.)

Воспитатель. Кого она там увидела? (Она увидела мошек и букашек.)

Воспитатель Что они там делали? (Они прятались от дождя.)

Воспитатель Давайте и мы заглянем в чашечки колокольчиков.

Проводится упражнение «Где жучок?»  (На колокольчике,  под колокольчиком и т. п.)

Воспитатель Что она потом увидела? (Она увидела кустики черники.)

Воспитатель Какие на них были ягоды? (Ягоды были фиолетовые.)

Воспитатель Что было у девочки фиолетовым, когда она вернулась домой? (У нее были фиолетовые пальцы, фиолетовые ладони, фиолетовые губы, зубы и даже щеки.)

Воспитатель. Какими стали зубы у мамы, когда она попробовала ягод? (Зубы стали фиолетовыми.)

6. Развитие артикуляционной моторики.

Воспитатель А теперь сядьте на стульчики перед зеркалом и давайте представим, что у вас фиолетовые зубки. Покажите мне свои зубки.

Дети 5-6 раз выполняют упражнение «Улыбка - Трубочка».

Воспитатель В сказке у фиолетовых колокольчиков были фиолетовые чашечки. Покажите, как вы умеете делать «чашечку» из фиолетовых язычков. (Выполняется упражнение  «Чашечка».)

7. Регуляция мышечного тонуса. Релаксация.

Воспитатель А теперь давайте немного отдохнем, послушаем музыку и стихи. Ложитесь на спинку. Расслабьтесь. Руки положите вдоль тела ладошками вверх. Закройте глаза. (Звучит музыка.)

Я на радугу-дугу любоваться побегу.

Семицветную, цветную на лугу подстерегу.

Я на красную дугу наглядеться не могу.

За оранжевой, за желтой вижу новую дугу.

Эта новая дуга зеленее, чем луга.

А за нею - голубая, точно мамина серьга.

Я на синюю дугу насмотреться не могу,

А за этой, фиолетовой, возьму да побегу.

Солнце село за стога. Где ты, радуга-дуга?

(Выключает музыка.)

Реснички поднимаются, детки просыпаются.

Дети медленно встают с ковра.

8. Организация окончания занятия.

Логопед помогает детям вспомнить, чем они занимались, какую сказку читали; положительно оценивает работу каждого ребенка; рассказывает о домашнем задании.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Задайте ребенку вопросы по «Фиолетовой сказке»:

Что увидела девочка из окна?

На что она захотела посмотреть?

Что взяла девочка?

Что она надела?

Какие цветы и ягоды она увидела на опушке? (Отрабатываем словосочетания: фиолетовая туча, фиолетовые колокольчики, фиолетовый зонт и т. п.)

2. Помогите ребенку сделать аппликацию фиолетового колокольчика.

Тема. Путешествие в «Голубую сказку».

Цель: Закрепление представлений о голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах, дифференциация данных цветов.

Задачи:

  • обучение согласованию прилагательного голубой с существительными в роде, числе, падеже;
  • развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания, пространственной ориентировки, артикуляционной моторики;
  • закрепление правильной артикуляции звука С.

Оборудование. Иллюстрация к сказке, кукла-почтальон в голубой форме с сумкой, шесть разноцветных конвертов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Логопед. Скажите, в каких сказках мы с вами уже побывали? (В «Желтой», «Зеленой», «Красной», «Синей», «Белой», «Оранжевой».)

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие. Вы попадете в сказку, когда выполните одно задание.

2. Развитие зрительного внимания и диалогической речи. Закрепление знания пройденных цветов и их дифференцирования. Обучение согласованию прилагательного «голубой» с существительными в роде, числе, падеже.

Логопед. 

Кто стучится в дверь ко мне, с толстой сумкой на ремне?

Это он! Это он! Наш веселый почтальон.

Логопед. Это почтальон. У него сегодня много Писем в сумке на боку. В каком конверте это письмо? (Достает из сумки конверт.) (Это письмо в красном конверте.)

Логопед. Правильно. Возьми этот конверт и посмотри, что в нем. (Здесь нарисован помидор.)

Логопед. Каким карандашом ты раскрасишь его? (Я раскрашу его красным карандашом.)

Каждый ребенок получает конверт одного из пройденных цветов и рассказывает, каким карандашом он будет раскрашивать картинку, находящуюся в нем: цыпленка, огурец, василек, снеговика, морковку.

Логопед. Молодцы. Вы хорошо справились с моим заданием. А теперь посмотрите на нашего почтальона. У него красивая новая форма, красивая новая фуражка. Какого они цвета? (Они голубого цвета.)

Логопед спрашивает, какого цвета брюки, пиджак, фуражка почтальона, и добивается четкого произношения окончаний прилагательных.

Голубые брюки. Голубой пиджак. Голубая фуражка.

Логопед. Интересно, а вы догадались, в какую сказку мы сегодня собираемся? (В «Голубую сказку».)

Логопед. Правильно. Садитесь поудобнее и слушайте.

3. Развитие слухового внимания.

ГОЛУБАЯ СКАЗКА

Все было ГОЛУБЫМ вокруг: и ГОЛУБОЕ небо, и ГОЛУБАЯ речка, и ГОЛУБЫЕ стрекозы, и девочка в ГОЛУБОМ сарафане с ГОЛУБЫМИ кармашками. И даже ведерко и мячик в руках у девочки были ГОЛУБЫМИ. А на берегу ГОЛУБОЙ речки росли ГОЛУБЫЕ незабудки.

- Стрекоза! - крикнула девочка той стрекозе, у которой были совершенно ГОЛУБЫЕ и совершенно прозрачные крылья.

ГОЛУБАЯ стрекоза сразу поняла, что девочка зовет именно ее. Она опустилась вниз и присела на ГОЛУБУЮ незабудку.

- Посади меня к себе на спинку, давай полетаем, - попросила девочка.

Стрекоза усмехнулась в ответ:

- Разве у меня хватит сил? Ты слишком велика.

- А если я стану малюсенькой, тогда полетаем?

- Тогда полетаем, - ответила ГОЛУБАЯ стрекоза.

Девочка шепотом сказала волшебные слова: «Тили-тили-бом!» - и тут же стала меньше своего мизинца.

- Садись, - велела ей стрекоза и подставила спинку.

И они полетели. Быстро-быстро! Ведь стрекозы летают быстрее всех на свете. И через секунду их не было видно. Ведь над ними было ГОЛУБОЕ небо, у стрекозы были ГОЛУБЫЕ крылья, а на девочке был ГОЛУБОЙ сарафан, да еще с ГОЛУБЫМИ кармашками.

Они летели так долго, пока девочка не сказала:

- Я хочу домой. Мы не заблудились?

- Нет, - ответила ей стрекоза. - Разве ты не знаешь, что у нас, стрекоз, два огромных глаза и в каждом много тысяч маленьких зорких глазков? И еще есть такие глаза, которые видят, что делается внизу.

Тут девочка и стрекоза опустились на берег ГОЛУБОЙ речки, где росли ГОЛУБЫЕ незабудки. А оттуда до дома было рукой подать!

4. Развитие пространственной ориентировки, темпа и ритма движений.

Логопед. Давайте и мы с вами превратимся в голубых стрекозок.

Дети на носочках бегают по ковру, расставив руки в стороны.

Упражнения «Большая стрекоза».

Я большая стрекоза,

Пучеглазые глаза.

Я летала и летала,

Устали не знала.         (Опускаются на корточки, опускают руки.)

На ромашке посидела,

Опять полетела.                 (Бегают по ковру, расставив руки.)

5. Развитие диалогической речи. Закрепление согласования прилагательного «голубой» с существительными в роде, числе, падеже.

Логопед. Какую сказку мы прочитали? (Мы прочитали «Голубую сказку».)

Логопед. Какой сарафан надела девочка в этой сказке? (Девочка надела голубой сарафан.)

Логопед. Какое ведерко взяла девочка? (Девочка взяла голубое ведерко.)

Логопед. Какой мячик взяла девочка? (Девочка взяла голубой мячик.)

Логопед. Какое было небо? (Голубое небо.)

Логопед. Какая была река? (Голубая река.)

Логопед. Какие были незабудки? (Голубые незабудки.)

Логопед. Какая стрекоза прилетела к девочке? (Голубая стрекоза.)

Логопед. Почему большая девочка смогла полететь на маленькой стрекозе? (Она сказала волшебные слова и тоже стала маленькой.)

Логопед. Они долго летали, но потом девочка попросила стрекозу отнести ее на берег голубой речки. Почему? (Она захотела домой.)

Логопед. Так и закончилось их путешествие.

6. Развитие артикуляционной моторики. Закрепление правильной артикуляции звука «С».

Логопед. Когда девочка летела на стрекозе, холодный ветерок дул ей в лицо. Давайте и мы с вами сделаем упражнение «Холодный ветерок».

Дети садятся на стульчики к зеркалу. Выполняют упражнение «Мостик».

Логопед. Подуйте холодным ветерком по «мостику». Вот так. Молодцы. Проверьте ладошкой, холодный ли ветерок? (Упражнение повторяется 4-5 раз.)

7. Регуляция мышечного тонуса. Релаксация.

Логопед. А теперь давайте немного отдохнем.

Дети ложатся на ковер, звучит музыка.

Логопед.

Наши ножки устали,

Они прыгали, скакали.

Наши ручки устали,

Они долго рисовали.

Глазки закрываются,

Реснички опускаются.

Глазки засыпают,

Дети отдыхают.

Дети спокойно лежат. Звучит музыка  

Логопед.

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

(Выключается музыка).

Глазки открываются,

Дети просыпаются.

Дети встают и потягиваются.

8. Итог занятия.

Логопед помогает детям вспомнить, по какой сказке они путешествовали, в какие игры играли; положительно оценивает деятельность каждого ребенка и рассказывает, что дома дети должны нарисовать и раскрасить.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Побеседуйте с ребенком о сказке, в которой он побывал сегодня. Задайте вопросы:

Что было голубым вокруг?

О чем девочка просила стрекозу? (Отрабатываем словосочетания: голубое небо, голубая речка, голубые стрекозы, голубые незабудки и т. п.)

2. Помогите ребенку нарисовать стрекозу, мяч, ведерко, незабудку. Пусть он раскрасит их голубым карандашом.

Тема. Путешествие в «Белую сказку».

Цель: Закрепление представления о белом цвете.

Задачи: 

  • обучение согласованию прилагательного белый с существительными в роде, числе, падеже;
  • закрепление умения отличать белый цвет от других цветов;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, координации слова с движением;
  • воспитание длительного плавного выдоха;
  • развитие слухового внимания, элементов творческого воображения.

Оборудование: Иллюстрация к «Белой сказке»; конверты для игры «Кто быстрее?»; магнитофон, музыкальная запись.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие. Но чтобы попасть в сказку, нам нужно поиграть в игру «Снежинка».

2. Развитие координации слова с движением, воспитание длительного плавного выдоха.

Упражнение «Кружатся снежинки».

Кружатся снежинки

В воздухе морозном.               (Кружатся на носочках.)

Падают на землю                           (Медленно приседают, руками

Кружевные звезды.             показывая плавное падение снежинок.)

Вот одна упала                     (Встают, ловят воображаемую

На мою ладошку.                        снежинку на ладошку.)

Ой, не тай, снежинка,           (Бережно прикрывают «снежинку»

Подожди немножко.                    на ладони другой ладошкой.)

Логопед. Вот мы и попали в «Белую сказку». Здесь все волшебное. Волшебный белый снег совсем не холодный. Давайте присядем на снег.

Дети садятся на ковер. Логопед рассказывает «Белую сказку», выставив на наборное полотно иллюстрацию.

БЕЛАЯ СКАЗКА

Утром девочка проснулась и увидела, что в комнате необыкновенно светло. Она вскочила с кровати, подбежала к окну и ахнула. За окном все было БЕЛЫМ. Ночью выпал первый снег и покрасил все вокруг в БЕЛЫЙ цвет. Пушистый БЕЛЫЙ ковер лежал на земле, мохнатые БЕЛЫЕ шапки нахлобучили деревья. БЕЛЫМИ платками покрылись крыши домов. Посреди двора на БЕЛОМ снегу сидел БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ кот. А в воздухе кружились БЕЛЫЕ снежинки.

Девочка быстро оделась и побежала во двор. Из БЕЛОГО снега она слепила БЕЛУЮ снежную бабу. И только глаза у снежной бабы были черными, а нос - красным.

4. Воспитание координации слова с движением, плавной, напевной речи.

Логопед. Давайте и мы тоже сделаем снежную бабу.

Упражнение «Снежная баба».

Сегодня из снежного мокрого кома           (Идут по кругу наклонившись)

Мы снежную бабу слепили у дома,    (катят перед собой воображаемый ком.)

Стоит эта баба у самых ворот —   (Разлаживают руками снег на бабе.)

Никто не проедет! Никто не пройдет!    (Грозят пальцем правой руки, потом левой.)

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает: «Чужой во дворе». (Идут по кругу.)

5. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед. Подойдите к зеркалу и покажите мне, какой язычок у Жучки.

Дети делают упражнение «Лопата» (5—6 раз).

Логопед. А как Жучка лакает молоко?

Дети показывают (5—6 раз).

6. Развитие грамматического строя речи, обучение согласованию прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Логопед. В какой сказке мы побывали? (В «Белой сказке»).

Логопед. Почему она так называется? (Потому что в ней все было белым). Логопед. А почему все было белым? (Потому что выпал первый снег).

Логопед. Что было белым? (Белый ковер лежал на земле. Белые шапки на деревьях. Белые платки на крышах. Белый кот. Белая снежная баба.)

7. Развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики.

Логопед. А теперь каждый из вас слепит свою маленькую снежную бабу. Проведем соревнование «Кто быстрее?»

Дети получают конверты, в которых находятся вырезанные из бумаги детали: три белых круга, красная морковка, зеленое ведро, желтая метла. Дети быстро выкладывают из полученных деталей снежную бабу.

Логопед. Молодцы. Очень быстро справились с заданием.

8. Обучение умению отличать белый цвет от других цветов, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Логопед. Какого цвета ваши снежные бабы? (Они белые).

Логопед. А какие ведра у них на головах? (Зеленые ведра).

Логопед. Какие у снежных баб носы? (Красные носы).

Логопед. Какие у них метлы? (Желтые метлы).

Логопед. Какие у них глаза? (Черные глаза).

Логопед. Вы хорошо потрудились, слепили снеговиков, рассказали мне про них. Теперь давайте немного отдохнем.

9. Регуляция мышечного тонуса. Релаксация.

Логопед. Снег в нашей сказке не холодный, поэтому на нем можно полежать, как на перинке. Ложитесь на спину, руки свободно положите вдоль тела ладошками вверх, ноги расслабьте, закройте глаза и послушайте волшебную музыку.

Дети лежат на ковре, логопед читает под музыку стихотворение.

Утром кот принес на лапах

Белый снег, белый снег.

Он имеет вкус и запах,

Белый снег, белый снег.

Он кружится, легкий, новый,

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой.

Он улегся вдоль забора,

Прикорнул на фонаре,

Значит, скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок.

Значит, снова можно будет

Строить крепость во дворе.

10. Итог занятия.

Дети садятся. Все вместе вспоминают, что еще бывает белым. Логопед напоминает детям, чем они сегодня занимались, положительно оценивает их работу, рассказывает о домашнем задании.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.. Задайте ребенку вопросы по «Белой сказке»:

Что увидела девочка утром?

Каким было все за окном?

Какой ковер лежал на земле?

Какие шапки нахлобучили деревья?

Какими платками покрылись крыши?

Какой кот сидел во дворе? (Отрабатываем словосочетания: белый снег, белый

ковер, белые шапки и т.д.)

2.. Помогите ребенку сделать на темной бумаге аппликацию белого снеговика.

КОНСПЕКТ № 1 

Тема. Путешествие в «Желтую сказку».

 Цели. Закрепление представления о желтом цвете, обучение использованию прилагательного желтый в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, мелкой и артикуляционной моторики. Воспитание продолжительного выдоха. Воспитание элементов творчества, бережного отношения к природе.

Оборудование. Иллюстрация к сказке (рис. 1), игра «Подумай и собери».

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организация начала занятия.

Воспитатель. Но чтобы попасть в первую сказку, вы должны выполнить задание.

2. Развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики.

Воспитатель. Что вы видите на карточках? Дети. Овощи, фрукты.

Воспитатель. Вы должны сложить изображения овощей и фруктов из кусочков цветного картона, которые лежат в конвертах. Дети выполняют задания, сидя на ковре.

Воспитатель. Что вы сложили? Дети. - Яблоко. — Грушу --- Репку --- Лук — Лимон. — Тыкву.

  3.Развитие грамматического строя речи. Согласование прилагательных с существительными.

В оспитатель Какого цвета эти овощи и фрукты? Дети. Они желтые.

Воспитатель. Пусть каждый из вас назовет свой фрукт или овощ так: желтый лимон, желтое яблоко. Дети называют свои овощи и фрукты,

Воспитатель. обращает внимание детей на то, что про лимон мы говорим «желтый», а про тыкву — «желтая* и т. д.

Воспитатель. Сказка, в которую мы сегодня попали, называется «Желтая сказка». Ложитесь на животики и слушайте.

4.Развитие слухового внимания.

ЖЕЛТАЯ СКАЗКА

Однажды девочка пошла на полянку за цветами. Солнце было ЖЕЛТОЕ, веселое, теплое. Кое-где из земли вылезли травинки, но цветов еще не было. Девочка посмотрела и сказала: — Солнышко, солнышко, ведь уже весна, я надела свое ЖЕЛТОЕ пальто с ЖЕЛТЫМ капюшоном, почему же нет ни одного цветка? — Сейчас будут, — ответило солнце и кинуло на солнечный при горок вместе со своими лучами пригоршню ЖЕЛТЫХ цветов. Лепестки этих цветов топорщились, как ЖЕЛТЫЕ лучи. — Знаешь, как они называются? — спросило солнце у девочки. — Знаю, — ответила девочка. — Одуванчики! Солнышко улыбнулось. — А вот и нет! Они называются мать-и-мачеха. Это самые первые весенние цветы. Даже листьев у них нет. Только сами цветы теплятся на пригорке. — Они злые, эти цветы? — спросила девочка. — Ведь в сказках все мачехи злые. — Нет, — ответило солнце. — Мать-и-мачеха — добрый цветок. Просто листья у него такие: одна сторона теплая, мягкая, как руки твоей мамы. А другая — холодная и блестящая. — Как у мачехи из злых сказок, — подсказала девочка. Солнце засмеялось и кинуло на пригорок еще одну горсть ЖЕЛТЫХ цветов.

 5. Развитие мелкой моторики.

 Воспитатель. А теперь садитесь по-турецки, и поиграем с пальчиками.

 Дети выполняют упражнение:

 «Пошли пальники гулять».

 Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.)

Пошли пальчики гулять, (Шевелят пальчиками.)

Этот пальчик рыл песок, Этот делал пирожок, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Этот с горки катался,

 Этот в травке валялся,

 Этот умницей был,

Хорошо говорил.

 6. Развитие артикуляционной моторики.

Воспитатель. Ваши пальчики отдохнули, поиграли; теперь надо, чтобы поиграли ваши язычки. Садитесь на стульчики к зеркалу, и давайте сделаем упражнение. Дети выполняют упражнения из общей артикуляционной гимнастики.

 7. Развитие речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

 Воспитатель. Садитесь на ковер. Побеседуем о «Желтой сказке». Куда пошла девочка? Дети. На полянку. Логопед. Что она надела?

 Дети. Желтое пальто с желтым капюшоном.

Воспитатель. Что она увидела в небе?

Дети. Солнышко.

Воспитатель. Каким было солнышко?

Дети. Желтым.

Воспитатель. Что подарило солнышко девочке?

Дети. Цветы.

 Воспитатель Какими они были?

 Дети. Желтыми.

8. Координация слова с движением, развитие общей моторики.

Воспитатель. Давайте пойдем на полянку и соберем букет цветов. Мы не будем рвать много — они ведь завянут. Сорвем несколько цветочков.

 Дети выполняют упражнение «На полянку мы пойдем».

На полянку мы пойдем, мы пойдем. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

И цветов мы наберем, наберем.

 Колокольчик голубой

 Поклонился нам с тобой. (Останавливаются, кланяются.)

 К солнцу тянутся ромашки, (Встают на носочки, руки вверх, тянутся.)

В травке бегают букашки. (Бегут по кругу.)

Мы домой идем, идем,

 Мы букет цветов несем. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

9. Воспитание длительного выдоха.

 Воспитатель. Мы пришли домой и принесли букет, а в букете у нас есть одуванчики. Давайте положим букеты, возьмем в руки одуванчики и подуем на них, не раздувая щек. Дети выполняют упражнение «Подуйте на одуванчик» (3—4 раза).

10. Организация окончания занятия.

Воспитатель напоминает детям, чем они занимались. Положительно оценивает их работу. Воспитатель. Наше путешествие в «Желтую сказку» закончилось. Дома вы вместе с мамами вспомните сказку и выполните задание по ней. А завтра мы рассмотрим ваши рисунки. Каким карандашом вы будете раскрашивать рисунки?

 Дети. Желтым.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Побеседуйте с ребенком о сказке, в которой он сегодня побывал. Задайте ребенку вопросы:

 — Куда пошла девочка?

 — Зачем она пошла на полянку?

 — О чем девочка попросила солнышко?

 — Какими были цветы?

— Каким было солнышко?

 — Каким было пальтишко у девочки?

 Следите, чтобы ребенок четко проговорил словосочетания: желтые цветы, желтое солнышко, желтое пальтишко.

2. Пусть ребенок самостоятельно нарисует и рас красит солнышко.

Тема. Путешествие в «Синюю сказку».

Цель: Закрепление представления о синем цвете.

Задачи:

  • обучение использованию в речи прилагательных синий, синяя, синие, синее.
  • согласование данных прилагательных в роде, числе, падеже с существительными;
  • развитие интонационной выразительности речи, координации слова с движением, слухового внимания;
  • развитие продолжительного выдоха.

Оборудование. Иллюстрация к «Синей сказке»; таз с синей водой и синие лодочки по числу детей; коробочки и «камешки» красного, желтого, зеленого, синего цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

Сообщение темы занятия, создание установки к деятельности.

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в «Синюю сказку». А поедем мы на необычном транспорте - на сказочном. Нас доставит в сказку карусель.

2. Воспитание интонационной выразительности речи, развитие координации слова с движением.

Проводится игра «Карусель» (рис. 6).

Мы примчались к карусели. (Стоят лицом в круг.)

- Все успели? (Наклоняют голову вправо, разводят руками.)

Все успели. (Кивают головой.)

Все ли сели? (Наклоняют голову влево, разводят руками.)

Все мы сели. (Кивают головой.)

Полетели? (Наклоняют голову, разводят руками.)

Полетели. (Кивают  головой.)

И за тридевять земель

Понесла нас карусель. (Бегут по кругу, взявшись за руки.)

Но земля зовет обратно,

Хоть и мило в синеве. (Медленно идут по кругу, взявшись за руки.)

После космоса приятно

Поваляться на траве. (Ложатся на ковер.)

3. Развитие слухового внимания.

Логопед. Вот мы и попали в «Синюю сказку». Слушайте.

СИНЯЯ СКАЗКА

Трудно пришлось девочке, когда ей захотелось попасть в «СИНЮЮ сказку», ведь для этого нужно было побывать у СИНЕГО моря. А СИНЕЕ море очень далеко, добраться к нему не так-то просто. И вот девочка сделала себе из СИНЕЙ бумаги СИНЮЮ лодку, взяла в каждую руку по СИНЕМУ веслу и отправилась в путь.

А надо сказать, что за домом, в котором она жила, в овраге протекал ручеек, и был он совершенно СИНИЙ.

Девочка спустила свою СИНЮЮ лодку в СИНИЙ ручеек и спросила его:

- Донесешь ли ты мою лодочку до СИНЕГО моря?

- Донесу...- прожурчал ручеек.

- А тебе не трудно будет? - снова спросила девочка.

Мне помогут другие ручьи, - прожурчал в ответ  ручей и понес, понес СИНЮЮ лодку с девочкой вниз по течению.

В этот ручей влился еще один, побольше. Вдвоем они понесли на себе СИНЮЮ лодочку так резво, что девочке не пришлось даже грести СИНИМИ веслами.

Понемногу всё новые ручьи и реки вливались в тот ручей, куда девочка спустила свою СИНЮЮ лодочку. И ручей превратился в полноводную реку.

Наконец девочка увидела перед собой СИНЕЕ море. Оно было такое красивое и такое блестящее!

- Ты очень большое и глубокое? - спросила девочка.

Но море ей ничего не ответило. Оно было слишком большое и слишком глубокое, чтобы услышать голос девочки. Тогда девочке вдруг стало скучно и захотелось домой.

- Достать тебе из моря камешек? - спросил маленький пучеглазый краб, который тут же, на берегу, грелся на солнце.

- Достать, - сказала девочка, а сама все думала: «Вот бы мне вернуться домой...»

А крабик бочком-бочком сбежал в воду СИНЕГО моря и через минуту вернулся с камешком в клешне.

- Держи! - сказал он девочке.

- Какой СИНИЙ и какой красивый! - вскрикнула девочка и, чтобы не потерять, скорее положила СИНИЙ камешек в СИНИЙ карман СИНЕГО сарафанчика. И что же? Она сразу оказалась дома! Вернее, у того ручья, который журчал на дне оврага около их забора.

- Ты что, волшебный? - спросила девочка у камешка, вынув его из кармана.

А камешек вдруг соскользнул с ее ладони - и в ручей! И девочка его не нашла. Ведь камешек был очень СИНИЙ, и ручей в овраге тоже очень СИНИЙ...

4. Развитие продолжительного выдоха.

Логопед. На чем девочка поплыла к синему морю? (На синей лодочке).

Логопед. (подводит детей к тазу с водой, подкрашенной синей краской). Вот синее море. Возьмите синие лодочки и опустите их на воду. Встаньте вокруг «моря» на коленки и подуйте на лодочки, не раздувая щек. Вот так.

Дети стоят вокруг таза на коленях, лодочки находятся на уровне их губ. Дети дуют на лодочки. Логопед поощряет их.

Логопед. Молодцы. А теперь садитесь на бережок, побеседуем.

5. Закрепление представления о синем цвете. Обучение согласованию прилагательного «синий» с существительными.

Логопед. Как называется сказка, которую мы прочитали? («Синяя сказка»).

Логопед. Куда в этой сказке отправилась девочка? (К синему морю).

Логопед. Какой сарафан она надела? (Синий сарафан с синими кармашками).

Логопед. На чем она поплыла? (На синей лодочке с синими веслами).

Логопед. По чему она поплыла к синему морю? (По синему ручейку).

Логопед. Что достал из синего моря краб? (Синий камешек).

Логопед. Куда девочка положила синий камешек? (В синий кармашек).

Логопед.. И тут же оказалась дома.

6. Дифференциация желтого, зеленого, красного, синего цветов. Развитие мелкой моторики.

Логопед. Вы должны быстро собрать все камешки, и каждый камешек положить в коробочку того же цвета.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия: «Красные камешки в красной коробке» и т. п.

7. Итог занятия.

Беседа о путешествии по «Синей сказке», о играх «Карусель», «Разноцветные камешки», «Кораблики». Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка и рассказывает о домашнем задании.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Задайте ребенку вопросы по новой сказке:

Где решила побывать девочка?

Что она сделала из бумаги?

Куда она спустила лодочку?

Куда принес девочку ручей?

Что подарил девочке краб?

(Отрабатываем словосочетания: синее море, синяя лодочка, синий ручей, синий камешек).

Помогите ребенку вспомнить, что еще бывает синим (синие сливы, синие васильки, синие подснежники).

Пусть ребенок сам нарисует и раскрасит синий камешек, другие предметы синего цвета. Тема. Путешествие в «Зеленую сказку».

Цель: Закрепление представления о зеленом цвете.

Задачи: 

  • обогащение словаря прилагательными зеленый, зеленая, зеленые:
  •  обучение согласованию данных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
  • закрепление дифференциации желтого и зеленого цветов;
  • развитие зрительного и слухового внимания, мелкой и артикуляционной моторики, координации слова с движением;
  • воспитание элементов воображения, бережного отношения к природе.

Оборудование. Иллюстрация к сказке, предметная картинка «Лошадка», корзина с муляжами овощей и фруктов, зеленый и желтый грузовики, музыкальная запись.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. А для этого пойдем на прогулку в лес.

2. Координация слова с движением.

Дети встают в кружок, берутся за руки, двигаются по кругу.

Мы идем дорожками, (Двигаются по часовой стрелке.)

Мы идем тропинками.

Мы идем с лукошками, (Двигаются против часовой стрелки.)

Мы идем с корзинками,

Ручеек по жердочке перешли (Идут на носочках, руки на поясе.)

И полянку светлую мы нашли. (Останавливаются, разводят руки в стороны.)

3. Развитие слухового внимания.

Логопед. Давайте сядем на травку, и я расскажу вам «Зеленую сказку».

ЗЕЛЕНАЯ СКАЗКА

На этот раз в путешествие отправилась девочка Таня надела зеленый сарафан с ЗЕЛЕНЫМ кармашком и пошла в лес. А в лесу все было ЗЕЛЕНОЕ-ПРЕЗЕЛЕНОЕ. И деревья были ЗЕЛЕНЫЕ, и кусты были ЗЕЛЕНЫЕ, и трава была ЗЕЛЕНАЯ, даже вода в маленькой луже и та была ЗЕЛЕНАЯ.

Девочке очень хотелось поймать ЗЕЛЕНОГО лягушонка и разглядеть, сколько пальцев у него на лапках. Вот она и решила: «Если лягушонок увидит мой ЗЕЛЕНЫЙ сарафан с ЗЕЛЕНЫМ кармашком, он ничуть меня не испугается».

Так оно и было. ЗЕЛЕНЫЙ лягушонок вылез из ЗЕЛЕНОЙ лужи, в которой отражались ЗЕЛЕНЫЕ листья деревьев и ЗЕЛЕНЫЕ травинки, и ничуть не испугался девочки в ЗЕЛЕНОМ сарафане.

- Ква! - удивился он. - Какое смешное ЗЕЛЕНОЕ деревце выросло возле моей лужи!

Тут Тане и надо бы взять лягушонка в руки и разглядеть, сколько у него на лапках пальцев. Но ей стало очень смешно: подумать только - лягушонок принял ее за дерево! Она засмеялась и сказала:

- Я вовсе не дерево!

Конечно, лягушонок очень испугался. Ведь он никогда не слыхал, чтобы деревья смеялись да вдобавок и говорили. И - бултых обратно в лужу.

4. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед. А еще в лесу протекал ручеек. В нем отражались зеленые деревья. И ручеек тоже казался зеленым. Давайте подойдем к зеленому ручейку (представьте, что наше зеркало - это зеленый ручеек). Сядем на бережок и сделаем нашу гимнастику.

Дети садятся к зеркалу и делают упражнения артикуляционной гимнастики.

5. Координация слова с движением. Развитие темпа и ритмики движений.

Логопед. Мы немного отдохнули у прохладного зеленого ручейка и хотели вернуться на полянку, но вдруг пошел дождик. Дети делают упражнение «Капля раз, капля два...»

Упражнение «Капля раз, капля два...»

Капля раз, (Прыжок.)

Капля два, (Прыжок.)

Очень медленно сперва, (4 прыжка.)

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом. (6 прыжков.)

Мы зонты свои раскрыли, (Тянутся на носочках, поднимают и разводят в

                                                    стороны руки.)

От дождя себя укрыли. (Опускаются на всю стопу, смыкают руки над головой.)

6. Развитие речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Логопед. Дождик кончился. Солнышко быстро высушило травку. Давайте немного полежим на полянке и поговорим.

Дети ложатся на ковер.

Логопед. Понравилась вам сказка?

Логопед. Как она называется? («Зеленая сказка»).

Логопед. Куда пошла девочка? (В лес).

Логопед. Что она надела? (Зеленый сарафан с зеленым кармашком).

Логопед. Что было в лесу зеленым? (Зеленые деревья, зеленые кусты, зеленая трава, зеленая вода в луже, зеленый лягушонок).

Логопед. Кого хотела потрогать девочка? (Зеленого лягушонка).

Логопед. Хорошо, что он убежал. Правда? Он такой маленький. Девочка могла сделать ему больно. Лучше не трогать и не обижать тех, кто меньше и слабее тебя.

7. Регуляция мышечного тонуса. Релаксация.

Логопед. А сейчас давайте немного позагораем. Ложитесь на спинки. Закрывайте глаза и послушайте, какая красивая музыка звучит в зеленом лесу.

Дети ложатся, и слушают стихотворение «Зеленая песенка».

В зеленом, зеленом, зеленом лесу

Зеленый листок как флажок я несу.

Зеленая шишка под елкой лежит,

Зеленая музыка где-то звучит,

Зеленый кузнечик в зеленой стране

 Играет зеленую песенку мне.

8. Развитие мелкой моторики.

Логопед. А теперь садитесь прямо на «зеленую травку», и поиграем с пальчиками.

Дети делают упражнение «В лесок».

Пальчиковая гимнастика «В лесок».

Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.)

Мы пошли в лесок гулять,

Этот пальчик по дорожке,    (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Этот пальчик по тропинке,    

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малинкой,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

9. Развитие речи. Закрепление названий овощей и фруктов. Дифференциация желтого и зеленого цветов.

Логопед. Отдохнули? Скажите мне, а какие фрукты бывают зелеными? (Яблоко. Груша. Виноград).

Логопед. А овощи? (Огурец, лук, салат, капуста).

Логопед открывает корзинку с овощами и фруктами.

Логопед. Возьмите из корзины только овощи и фрукты зеленого цвета.

Дети берут муляжи и говорят: *Я взя.1 зеленое яблоко», «Я взял зеленый огурец» и т. п.

Логопед. Погрузите зеленые фрукты и овощи в зеленую машину. Дети выполняют задание.

Логопед. Что вы сделали?

Логопед. Говорить нужно так: «Я положил зеленый огурец в зеленую машину».

Логопед. А теперь возьмите из корзинки желтые овощи и фрукты и погрузите их в желтую машину. Дети выполняют задание.

Логопед. Какие овощи и фрукты вы погрузили в желтую машину? (Желтые).

Логопед. Какие овощи и фрукты лежат в зеленой машине? (Зеленые).

Логопед. Какие овощи и фрукты лежат в желтой машине? (Желтые).

10. Итог занятия.

Логопед. Наше путешествие заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад. Вот на лужайке пасутся лошади (выставляется картинка). Давайте сядем на лошадок и поскачем домой.

Дети идут по кругу, высоко поднимая колени, щелкают язычками.

Логопед. Вот мы и приехали. Слезайте с лошадок.

Логопед напоминает детям, чем они занимались на занятии, положительно оценивает деятельность каждого ребенка, рассказывает о домашнем задании.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Побеседуйте с ребенком о сказке, с которой он сегодня познакомился. Задайте ему вопросы:

Куда пошла девочка?

Каким был лес?

Что было зеленым в лесу?

Какой сарафанчик надела девочка?

Какие фрукты бывают зелеными?

Какие овощи бывают зелеными?

Отработайте словосочетания: зеленый лес, зеленая трава, зеленые деревья и т.п.

2. Помогите ребенку нарисовать «зеленую картинку», а раскрасит ее малыш самостоятельно.

Тема. Путешествие в «Оранжевую сказку».

Цель: Закрепление представлений об оранжевом, красном, желтом, зеленом, синем, белом цветах; дифференциация данных цветов.

Задачи:

  • обучение согласованию прилагательного оранжевый с существительными в роде, числе, падеже.
  • развитие слухового внимания, артикуляционной моторики, мелкой моторики, диалогической речи, пространственной ориентировки, темпа и ритма речи, координации слова с движением;
  • воспитание длительного плавного выдоха.

Оборудование: Иллюстрация к сказке, конверты (по числу детей) с бумажными кружками разных цветов, разноцветные листья, муляжи морковки, апельсина, мандарина; палки для упражнения «Бревнышки».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

Логопед. Скажите, в какие сказки мы с вами путешествовали?

Дети. В «Желтую сказку», в «Зеленую сказку», в «Красную», в «Синюю», в «Белую».

Логопед. А сегодня мы отправимся в следующую сказку. Но чтобы попасть в нее, вы должны выполнить одно задание.

2. Воспитание слухового внимания, развитие речевого слуха, дифференциация желтого, зеленого, красного, синего и белого цветов.

Логопед раздает детям конверты, в каждом из которых по пять кружков разных цветов.

Логопед. Достаньте из конвертов разноцветные кружки, разложите их перед собой. Сейчас я буду читать вам стихотворение, а вы будете поднимать кружок того цвета, о котором я буду говорить.

Я рисую лето. А какого цвета?

Синей краской - небо, белой - облака,

Синяя-пресиняя плещется река.

Зеленеет травка в парке за рекой.

Небо я украшу радугой-дугой.

Желтой краской – солнце и песок у речки.

Красной краской – розы прямо у крылечка.

Дети поднимают кружки синего, белого, зеленого, желтого, красного цветов.

Логопед. Молодцы. Вы правильно выполнили мое задание. И мы уже почти попали в сказку. Нам осталось только перейти через речку. А для этого нужно построить мостик.

3. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед. Садитесь к зеркалу. Сейчас каждый из вас построит «мостик» из язычка. Опустите кончик язычка за нижние зубы. Спинку язычка сделайте горкой. Молодцы! (Упражнение повторяется 5-6 раз).

4. Развитие слухового внимания.

Логопед. Вот мы и попали в «Оранжевую сказку». Садитесь поудобнее и слушайте.

Логопед читает «Оранжевую сказку». Дети слушают, лежа или сидя на коврике. На наборное полотно выставляется иллюстрация к сказке (рис. 10).

ОРАНЖЕВАЯ СКАЗКА

Наступила осень, и девочка пошла в лес за ОРАНЖЕВЫМИ листьями. Навстречу ей попалась береза - вся желтая, с листьями, похожими на золотые монетки.

Встретилась ей и осина. Она стояла красная снизу доверху, до самой макушки.

Потом девочка увидела старый дуб. Он был еще совсем зеленый, только с коричневыми желудями.

А еще в лесу росла рябина с ОРАНЖЕВЫМИ ягодами. Но девочке нужны были не ягоды, а листья.

И тут она увидела дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки и горело ОРАНЖЕВЫМ огнем, будто в лесу разожгли огромный костер. Девочка подошла к дереву.

- Здравствуй, клен!

- Здравствуй! - прошелестел клен, и несколько ОРАНЖЕВЫХ листьев медленно слетели на землю.

- Это мне? - спросила девочка.

- Тебе... - снова зашелестел клен, и снова кленовые листья закружились в воздухе и упали к ногам девочки.

- Спасибо, - сказала девочка. - Но зачем ты роняешь такие красивые листья? Скоро у тебя ни одного не останется.

- Я готовлюсь к зиме, - ответил клен. - Зимой мне будет тяжело, если на каждый лист ляжет снег. Мне нужны силы для тех зеленых почек, которые развернутся весной.

И снова кленовые листья, будто огромные ОРАНЖЕВЫЕ бабочки, закружились около девочки. Она набрала их целую охапку. Целую охапку ОРАНЖЕВЫХ кленовых листьев! Принесла домой, разгладила каждый лист и все их поставила в вазе на подоконник.

Когда пришла зима, всюду лежал белый снег, а на окошке у девочки, казалось, сияет ОРАНЖЕВОЕ летнее солнце.

5. Развитие мелкой моторики, координации слова с движением.

Логопед. Сейчас и мы с вами будем собирать листья. Давайте вспомним наше упражнение для пальчиков «Будем листья собирать».

Дети выполняют упражнение.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.          (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы,                           (Загибают большой палец.)

Листья рябины,                        (Загибают указательный палец.)

Листики тополя,                      (Загибают средний палец.)

Листья осины,                         (Загибают безымянный палец.)

Листики дуба                              (Загибают мизинец.)

Мы соберем.

Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки.)

6. Закрепление знания красного, желтого, зеленого, оранжевого цветов, развитие диалогической речи.

Логопед. Какую сказку мы прочитали? («Оранжевую сказку».)

Логопед. Какое время года наступило? (Наступила осень.)

Логопед. Куда пошла девочка? (Девочка пошла в лес.)

Логопед. За чем она пошла? (Она пошла за листьями.)

Логопед. Каких листьев она хотела набрать? (Оранжевых.)

Логопед. Какое дерево она увидела первым? (Березу.)

Логопед. Какими были листья березы? (Желтыми.)

Логопед.  Какое дерево встретилось девочке потом? (Осина.)

Логопед. А у нее какими были листья? (Красными.)

Логопед. Какое дерево девочка увидела еще? (Она увидела дуб.)

Логопед. А его листья были какими? (Зелеными.)

Логопед. Какое дерево еще росло в лесу? (Рябина.)

Логопед. И у какого же дерева листья оказались оранжевыми? (У клена.)

7. Развитие пространственной ориентировки, темпа и ритма движений, координации слова с движением.

Логопед. Давайте представим, что мы тоже оранжевые кленовые листья.

Звучит музыка. Дети свободно кружатся под музыку.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Водят руками по полу влево - вправо.)

Будто опять закружиться хотят.

8. Закрепление представления об оранжевом цвете. Обучение согласованию прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Логопед. Садитесь вокруг меня. Я буду загадывать вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Только не просто называйте тот предмет, о котором загадка, а еще и говорите, какой он по цвету.

Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Это оранжевая морковка.)

Логопед. Правильно. (Показывает детям оранжевую морковку.)

Логопед. Слушайте следующую загадку.

В шкуре золотистой, сладкий и душистый. (Это оранжевый апельсин.)

Логопед. Правильно. (Показывает детям апельсин.) А какой еще фрукт бывает оранжевый? (Оранжевый мандарин.)

Логопед. Молодцы. Отгадали и эту загадку. (Показывает детям мандарин.) Какого цвета овощи и фрукты перед вами? (Это оранжевые овощи и фрукты.)

9. Воспитание длительного плавного выдоха, развитие физиологического дыхания. Обучение умению отличать оранжевый цвет от других цветов.

Логопед. Подойдите все ко мне. Что вы видите? (Между двумя стойками натянут шпагат, к которому подвешены на ниточках разноцветные листья, находящиеся на уровне рта детей.) (Это разноцветные листья.)

Логопед. Подойдите к оранжевым листьям. Встаньте прямо. Опустите руки. Давайте подуем на листики долго, плавно, не раздувая щек. (Упражнение повторяется 5-6 раз.) Молодцы! Теперь мы можем отправляться домой.

10. Развитие пространственной ориентировки.

Логопед. Чтобы попасть домой, мы должны перейти через речку по бревенчатому мостику.

Упражнение «Мосточек».

На носочках осторожно

Перейти мосточек можно.

Тише, тише, не спешите,

Бревнышки не раскатите.

Поднявшись на носки, поставив руки на пояс, дети осторожно ступают между гимнастическими палками, стараясь не раскатить их.

11. Итог занятия.

Беседа о том в какие игры играли, какие упражнения выполняли. Обязательно оценивается работа каждого из детей. Дается домашнее задание.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Задайте ребенку вопросы по новой сказке:

Какое время года наступило?

За чем пошла девочка?

Какие деревья она увидела?

Какие у них листья?

У какого дерева были оранжевые листья? (Отрабатываем словосочетания: оранжевые ягоды, оранжевые листья.)

2. Помогите ребенку вспомнить, какие фрукты, овощи, цветы бывают оранжевыми.

3. Нарисуйте с ребенком кленовый лист, пусть он раскрасит его.

Тема. Путешествие в «Красную сказку».

Цель: Закрепление представления о красном цвете.

Задачи:

  • обучение использованию в речи прилагательных красный, красная, красное, красные;
  • обучение согласованию данных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
  • закрепление дифференциации желтого, зеленого и красного цветов, знания правил дорожного движения;
  • развитие слухового и зрительного внимания, мелкой моторики, артикуляционной моторики, координации слова с движением.
  • воспитание бережного отношения к природе, элементов творчества.

Оборудование. Игра «Собери яблоки»; иллюстрация к сказке, предметные картинки с изображениями фруктов, овощей, ягод; модель светофора; плоскостные изображения ваз и цветов красного, желтого, зеленого цвета.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы с вами опять отправимся в путешествие. Но чтобы попасть в следующую сказку, вы должны выполнить задание.

2. Развитие мелкой моторики.

Логопед. Садитесь на ковер. Посмотрите, перед вами сад. Какие деревья растут в саду? (Яблони).

Логопед. Правильно. Сейчас вы должны будете собрать яблоки с яблонь в эти ведерки. Это соревнование. Посмотрим, у кого будут самые ловкие пальчики.

Дети выполняют упражнение.

Логопед. Молодцы. Вы очень быстро собрали яблоки. А какого цвета яблоки? (Красные).

3. Развитие слухового внимания.

Логопед. Правильно. И сказка, в которую мы сегодня пойдем, тоже «красная». Садитесь удобно и слушайте.

КРАСНАЯ СКАЗКА

И вот наступило лето. На лесной опушке выросли рядом КРАСНЫЙ мухомор и КРАСНАЯ земляника.

- Ты только взгляни, какой я видный и красивый! — говорил мухомор.

- А тебя заметить трудно, уж очень ты мала и неказиста. И голос у тебя чуть слышный.

- Но я ведь вкусная и очень сладкая, - отвечала земляника. (А голос-то у нее и, правда, был совсем тихий, еле слышный).

- И еще я очень полезная, - прибавила она уже шепотом.

- И еще сильнее покраснела, потому что не любила хвалиться.

- Может, и я очень сладкий, очень вкусный и очень полезный! - рассердился мухомор и гордо задрал вверх КРАСНУЮ шляпу с белыми крапинками.

Тут на лесную опушку прибежала девочка в КРАСНОМ сарафане с КРАСНЫМИ кармашками.

- Ой! - воскликнула она.

- Земляника! Уже поспела! А какая КРАСНАЯ!

Она присела на корточки, сорвала ягоду.

«Ну, — подумал мухомор, — сейчас она и меня увидит!»

Девочка и правда увидела мухомор. Поморщилась:

- Ядовитый гриб! Мама не велит такие даже руками трогать. И пошла дальше искать КРАСНЫЕ ягоды лесной земляники.

4. Развитие координации движений и ориентировка в пространстве.

Логопед. Давайте и мы с вами пойдем искать ягоды.

Проводится хороводная игра «За малиной».

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Спелых ягод наберем, наберем, наберем. (Остановились, «собирают ягоды».)

Солнышко высоко,

А в лесу калинка, (Кружатся по часовой стрелке.)

Сладкая ты моя Ягода-малинка. (Кружатся против часовой стрелки.)

5. Развитие артикуляционной моторики, воспитание продолжительного выдоха.

Логопед. Набрали ягод. Садитесь на пенечки (наши стульчики как будто превратились в пенечки). Давайте представим, что мы сварили варенье из ягод. Попробуем его, но оно горячее! Давайте подуем на варенье, чтобы оно остыло. Дуть будем правильно, не раздувая щек. Вот так.

Дети выполняют упражнение «Подуем на варенье».

Логопед. Мы съели варенье и теперь оближем губы. Вот так.

Дети  выполняют упражнение  «Вкусное  варенье».

6. Развитие речи. Согласование прилагательных с существительными.

Логопед. Теперь сядем на коврик и побеседуем о сказке, в которой мы побывали.

Дети садятся по-турецки на ковер.

Логопед. В какой сказке мы побывали? (В «Красной»).

Логопед. Что выросло на опушке? (Красный мухомор и красная земляника).

Логопед. Почему покраснела земляника? (Она не любила хвастаться).

Логопед. А чем она хвасталась? (Тем, что она вкусная и полезная).

Логопед. А вы любите хвастаться?

Логопед. Разве хорошо быть хвастуном и зазнайкой? (Нет).

Логопед. А чем хвастался мухомор? (Тем, что он видный и красивый).

Логопед. Какая у него шляпка? (Красная в белую крапинку).

Логопед. Он очень красивый, хотя и несъедобный. Мы не будем его трогать руками, пусть растет. Многие звери лечатся мухомором. А какой сарафан надела девочка в этой сказке? (Красный сарафан с красными кармашками).

Логопед. Что она собирала? (Красную земляничку).

Логопед. Что она даже руками не стала трогать? (Красный мухомор).

Логопед. Подойдите к доске. Что вы видите на ней? (Овощи, фрукты, ягоды).

Логопед. Возьмите картинки, на которых красные овощи, фрукты, ягоды.

Дети выбирают картинки.

Логопед. Говорить будем так: «Я взял красный помидор».

Я взял        красное яблоко.

Я взял        красную клубнику.

Я взял        красные вишни. И т.д.

Логопед обращает внимание детей на окончания данных прилагательных

7. Дифференциация красного, желтого, зеленого цветов.

Логопед. Еще в одну игру поиграем мы с вами на лесной полянке. Посмотрите, какие цветы выросли на ней. (по ковру рассыпаны цветы.) Вы должны расставить цветы по вазам того же цвета.

Дети (выполняют задание и комментируют).

Желтые цветы в желтой вазе.

Красные цветы в красной вазе.

Зеленые цветы в зеленой вазе.

Логопед. Молодцы. Вы правильно выполнили задание. Нам пора возвращаться домой. Чтобы попасть в детский сад, мы должны перейти через проезжую часть улицы. Но что это? (Рис. 5).

8. Закрепление знания правил дорожного движения.

Логопед загадывает детям загадку.

Встало с краю улицы

В длинном сапоге чучело трехглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти. (Светофор).

Логопед. Правильно. Какой свет горит на светофоре? (Красный).

Логопед. Что это значит? (Переходить улицу нельзя).

Логопед. Какой свет зажегся теперь? (Желтый).

Логопед. Что это значит? (Нужно приготовиться идти).

Логопед. Какой свет зажегся сейчас? (Зеленый).

Логопед. Что это значит? (Можно переходить дорогу).

Логопед.

Зорко смотрит постовой

За широкой мостовой.

Как посмотрит красным глазом,

Остановятся все сразу.

А зеленым подмигнет,

Все - и взрослые, и дети - отправляются вперед.

Логопед и дети «переходят улицу».

9. Итог занятия.

Логопед подводит итог занятия, дает положительную оценку деятельности каждого ребенка, рассказывает о домашнем задании.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Побеседуйте с ребенком о сказке, по которой мы путешествовали сегодня. Задайте ему вопросы:

Куда пошла девочка?

Что росло на опушке?

Что стала собирать девочка?

А что она не стала трогать? Почему? (Отрабатываем словосочетания: красный мухомор, красная земляника).

Помогите ребенку вспомнить, какие фрукты и овощи бывают красными.

Помогите ребенку сделать аппликацию красного мухомора или нарисовать рисунок.

Литература:

1.Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб.: 1994.

2. Давайте поиграем. / Под ред. А. А. Столяра. — М.: Просвещение,  1991.

3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР). М., 1981.

4. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего

недоразвития речи у дошкольников.— М.: Просвещение, 1990.

5. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. - Учебно-методическое пособие-конспект. Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Спб. 2003.

6. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг». СПб.: Речь, 2005г.

7. Серов Н. В. Лечение цветом. СПб., 1997.

8. Швайко Г. С.  Игры  и  игровые упражнения для развития речи. —  М.: Просвещение,  1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...