Проект "Подводный мир"
проект

Жаткина Елена Александровна

Актуальность: Многогранный подводный мир и сегодня остается малоизученным. Известно, что под водой обитает большое количество редких и удивительных существ. В глубинах морей и океанов, существует свой, несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где либо ещё.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._podvodnyy_mir.docx268.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 491 компенсирующего вида» Калининского района.

Адрес: Кропоткина 130/4

Контактные средства связи: тел.283-09-28

Факс: 273-59-40

Проект по познавательному развитию

 детей старшего дошкольного возраста

«Подводный мир»

 Авторы: Жаткина Елена Александровна, воспитатель.

                     

http://komotoz.ru/kartinki/zhivotnye/images/delfinyi/delfinyi_05.jpg

Новосибирск, 2021

Краткая аннотация проекта

Возрастная группа: подготовительная группа

Срок реализации проекта: краткосрочный. 25.01.2021 – 29.01.2021

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Участники: воспитатели, родители и дети подготовительной группы.

Проект направлен на изучение подводного мира, жизни его обитателей. Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Поэтому для их погружения под воду был реализован этот проект.

 Актуальность: Многогранный подводный мир и сегодня остается малоизученным. Известно, что под водой обитает большое количество редких и удивительных существ. В глубинах морей и океанов, существует свой, несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где либо ещё.

Цель проекта: расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.

Задачи проекта:

Образовательные:

- Познакомить детей с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

- Познакомить детей со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.

Развивающие:

- Развивать у детей умение сравнивать и анализировать.

- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

- Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.

- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе.

-Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Методы и формы работы: наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание  стихов, пословиц и поговорок, рисование, аппликация, оригами, лепка.  

Работа с родителями: рекомендации родителям по отдыху на море, совместное творчество по составлению рассказов о подводном мире.

Ожидаемый результат:

- овладение  понятиями «Морские обитатели», «Рыбы», «Кораллы», «Млекопитающие», «Моллюски»;

- имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;

- знают о взаимосвязи с другими обитателями;

- имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

- сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

 Этапы реализации проекта.

 1 этап. Подготовительный этап:

- Сбор литературы по теме проекта: стихи, сказки, рассказы, загадки, пальчиковые игры, физминутки.

- Подбор картин, фотографий, иллюстраций по теме проекта.

- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

- Разработка плана реализации проекта.

 2 этап. Реализация проекта

Познавательные занятия
1. «Моря бывают разные» 
     Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память. 

2. «Путешествие по глубинам морского царя».
   Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
3. «Нарвал» 
     Цель: продолжать  знакомить детей с морскими обитателями,  дать представление о незнакомом животном Нарвал.

 3 этап  Итоговый

Оформление выставки «Тайны подводного мира»

Проведение  итогового мероприятия:

Результаты реализации проекта

В ходе осуществления проекта «Подводный мир» дети познакомились с морскими обитателями и с тем, какое значение море имеет в жизни человека.

В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения. Дети овладели основными понятиями «морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «млекопитающие», что так же помогло их общению в ходе проекта. Детям были даны знания о труде моряков на корабле и профессиях связанных с морем.
Знания, полученные в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации. Они без особого труда могли изобразить внешнее строение рыбы.
Так же была проведена работа с родителями. Для них были разработаны рекомендации о том, какие следует, соблюдать меры предосторожности находясь с ребенком на море.
Таким образом, в ходе данного проекта были созданы условия для воспитания у детей экологической культуры, были развиты познавательные и творческие способности детей подготовительной  группы.

                                                                                               Приложение 1

Перспективное планирование организации  и проведения проекта для детей дошкольного возраста с нарушение речи «Подводный мир»

Дата

Тема

Цели и задачи

1.

25 января

Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:

«Моря бывают разные» 

Чтение художественной литературы:

Г. Косова «Азбука подводного мира», 

показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения

Дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память. 

Познакомить детей с изображением морских обитателей в литературных произведениях.

2.

26 января

Экспериментирование:
1.«Окрашивание морской воды»

2. «Загадочные кристаллы» 

Дидактические игры:
«Мир моря»

 «Зоологическое лото»

Экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация соли.

Познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.

Узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необходимые окошки своих карточек. 

3.

27 января

«Путешествие по глубинам морского царя»

Подвижные игры:

«Море волнуется» 

«Водяной»

Расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.

Развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.

Развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.

4.

28 января

Рассматривание репродукций картин:
- А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», 

«Нарвал» 

Сюжетно – ролевая игра:
«Путешествие на корабле»

показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения

Продолжать  знакомить детей с морскими обитателями,  дать представление о незнакомом животном Нарвал.

Дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.

5.

29 января

1. Художественное творчество:

«Тайны подводного мира»

2.Оформление выставки «Тайны подводного мира».

Систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания. Учить передавать данные знания в рисунке. 

Подведение итогов, закрепление полученных знаний.

Приложение 2

Конспекты занятий

«Моря бывают разные»

Цель: Дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море).

Задачи:

Познавательные задачи:

1. Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях, его значимости для жизни людей.

2. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные.

Развивающие задачи

1. Развивать грамматически правильную речь, мышление, умение самостоятельно делать простейшие выводы.

Воспитательные задачи

1. Воспитывать у детей, бережное и заботливое отношение к природе, умение чувствовать и замечать красоту, правильно вести себя в окружающей живой среде.

Словарь: глобус, стихия, нефть.    

Предшествующая работа: рассматривание картин И.К. Айвазовского «Среди волн», «Черное море», «Восход луны», «Берег моря» и др. Чтение произведений из книги Молодовой «Экологические сказки», «Лесная газета» - Бианки. Наблюдение за птичьими гнездами, за цветами и насекомыми на клумбах, за поведением птиц. Простейшие опыты с дождевыми червями, рыбами в аквариуме, цветами в зимнем саду.

Материалы к занятию:

Картина Айвазовского «Среди волн»; рисованная картина «Грязное море»; картина Айвазовского «Девятый вал», глобус, морские раковины, рисунки морских обитателей: медузы, морского конька, рыбы - меч, морского черта, камбалы, ската, осьминога, кита, дельфина, чайки, кальмара, перловицы, кораллового дерева.

Ход занятия:

I часть (5 минут)

- Дети, сегодня мы поговорим с вами о море.

- Кто из вас уже видел море?

- Расскажите нам, каким вы его запомнили.

- Вы были на море, которое называется «Черное море». Бывают ещё и другие «цветные» моря.

(Воспитатель подводит детей к глобусу.)

- А вы знаете почему море называется «Красным»?

- Это самое соленое море. В нем растут красные водоросли, их много, поэтому вода кажется красной.

(Воспитатель показывает «Желтое» и «Белое» моря)

- Окраска вод Желтого моря связана с тем, что реки несут в море много светло-жёлтой глины и поэтому вода в нем кажется желтой. У морей очень много своих тайн, неизвестных людям.

- Посмотрите на глобус. Вода на нашей планете занимает большее место, чем суша. Все, что закрашено на глобусе синим цветом, это все вода. Вода это не только море, есть ещё и океаны, реки, озера. Море — это громадное водное пространство, которое нас окружает на многие километры.

- А кто из вас пил морскую воду?

- Какая она на вкус?

- Но несмотря на это, морская вода очень полезная. В ней растворены лечебные соли, йод, серебро и другие полезные вещества. Морская вода лечит многие болезни. Поэтому люди всегда едут отдыхать к морю.

II часть (10 минут)

- Дети, посмотрите на эти картины.

- У какого моря вы хотите отдыхать? (тихое, штормовое, грязное)

- Почему? (разбор)

Во время шторма море становится страшным. В нем нельзя купаться. Вода в

море становится темной, почти черной. В таком море могут утонуть не только

люди, но и корабли. Огромные волны чудовищной силы могут затягивать в пучину волн все, что находится на берегу, близ воды.

- Но море меняется. Оно может быть тихим, ласковым. Тогда все люди хотят отдыхать на его берегу и купаться.

- Дети, как нужно вести себя на море, у реки? (не бросать мусор, отходы и пр. грязь)

- Да, действительно, люди сильно загрязняют море. Заводы и фабрики сбрасывают в море грязные воды. Кроме этого, на море ещё часто случаются аварии - в море выливается нефть. Послушайте историю, которая произошла однажды в море.(Рассказ воспитателя - «Нефть в море». По ходу рассказа, воспитатель показывает картинки с морскими обитателями.)

- Дети, вам жалко этих животных?

- Вы знаете теперь отчего это происходит?

III часть (10 минут)

- Дети, у морей много тайн, чтобы все узнать, нам нужно поплыть в чистое море. Люди с давних времен стали опускаться на большую глубину, используя для этого специальную одежду.

- Как называется профессия этих людей? (Водолаз, подводники)

- Что используют водолазы для ныряния?

- Хотите отправиться на морское дно? (Воспитатель одевает одному ребенку маску и все дети отправляются в плавание.)

Когда на море ты бывал,

То каждый раз ты лишь играл

С песком, С корабликом бумажным,

Что по воде плывет отважно

Качаясь на морской волне,

Не знаешь ты, что там на дне.

- Ребята! Посмотрите, куда мы приплыли?

- Что это за необычное подводное царство? Коралловые рифы!

Кораллы — ветки совсем не простые,

Сокровища строят они морские.

- Расскажите, что вы знаете о кораллах.

- С какой профессией можно сравнить работу этих необычных животных? (С работой строителей, они строят двери и замки.)

- Сколько рыбок необыкновенных форм и цветов плавают среди этих восхитительных известковых замков!

- Посмотрите! К нам приближается что-то прозрачное и похожее на гриб. Вы узнали, дети, кто это? (Медуза)

- Что вы знаете про медузу? (У нее есть щупальца, которыми она обжигает свою жертву.) Самая крупная медуза достигает 2,5 м в диаметре.

- А вот в густых зарослях спрятался чудесный морской конек. Расскажите о нем. (Похож на шахматную фигуру коня. Голова лошадиная на длинной шее. Плавает в вертикальном положении, имеет зеленовато-коричневый цвет, который делает его незаметным среди водорослей.)

- Кто это промчался мимо меня с длинным острым носом. Это, наверное, одна из самых больших и быстроходных рыб. Вы такую знаете? Кто она? (Это рыба-меч! Верхняя челюсть рыбы заостренная, словно длинный острый меч. Эта рыба плавает очень быстро, рассекая воду острым мечом. Эта рыба хищная, свой нос она использует как оружие.)

В темноте морского дна,

Где вода столь холодна,

Страх наводит редкий луч.

Рыбы хищные в воде

Вновь охотятся на дне.

Страшный вид, огромный клык,

Цоп — и нет малюток рыб.

- Что это за рыба? (Морской черт)

- Ее так называют за страшный безобразный вид. На голове удочка с приманкой, которая светится в темноте...

- Дети, а кто же спрятался на самом дне море, закопался в песок? (Камбала, скат)

- Чем интересны эти рыбы? (Они плоские, т.к. живут в плотных слоях воды на большой глубине. В теле ската вырабатывается электрический ток, который убивает рядом плавающих рыб.) Этим рыбам достаточно лежать на дне и поджидать добычу, быстро плавать им не обязательно.

- Ребята, осторожно! К нам приближается настоящее морское чудовище! Вы его узнали? (Осьминог).

- У осьминога 8-10 щупальцев-рук, которыми он хватает добычу. Все они снабжены когтями и присосками. Вводит в тело рыб яд и поедает. В случае опасности осьминог стреляет чернильной жидкостью. У осьминога есть фон&ри — особые светящиеся участки кожи, которые помогают двигаться ночью и на большой глубине, где совсем темно.

На морском дне и не совсем темно. Время от времени во мраке мелькают «фонарики»:

- Ну а теперь поплывем наверх, к земле. Посмотрите, кто нас сопровождает? (Кит, дельфин)

- Что вы можете про них рассказать?

Кит самое большое животное на земле. Дельфин — тоже млекопитающее. И кит и дельфин - существа добрые и безобидные. Не оставляют в беде своих сородичей и даже человека. Киты — ценные промысловые животные. Шкура, печень, жир, усы — очень нужное и ценное сырье для промышленности. Киты занесены в Красную книгу, их нельзя убивать.

- Люди не только убивают морских животных и сбрасывают в море грязные воды, а еще бросают и всякий мусор: банки, бутылки, пакеты - все что им не нужно. От этого обитатели морских глубин чувствуют себя очень плохо и даже гибнут.

- Послушайте, какой рассказ я вам прочитаю. (Воспитатель читает рассказ «Отчего гибнут киты.» стр. 159, Николаева «Экологическое воспитание в детском саду»)

- Дети, что же надо делать, чтобы наша Земля становилась не грязнее, а чище?

Плачет, бушует синее море,

Дельфины в нем плавать хотят на просторе.

О море подумай, его не губи,

От вредных отходов его огради!

Используемая литература

1. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду [Текст] / - М. : МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.

2. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в ДОУ [Текст] / - М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 104 с.

Приложение 3

«Путешествие по глубинам морского Царя»

Цель: Расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.

Задачи:

  • Развивать творческую активность детей.
  • Расширять представления детей об обитателях морских глубин.
  • Расширение и обогащение словарного запаса. Активизировать словарь: археолог, раскопки, акваланг, батискаф, осьминог, медуза, коралл, морской конек, жемчужина и т.д.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская.

Материал:

Четыре «Волшебные» картинки (бумажные листы, на каждом их которых нарисованы буквы М,О,Р,Е покрытые слоем воска и краски); емкости с песком и водой, макет замка, ткань голубого цвета; игрушки морских животных; ракушки, перламутровые бусины; фонограмма «Шум моря»; слайды с изображением морских животных.

На каждого ребенка: стека; салфетка, кисть, тренажер «осьминог», коробочка для природного материала; рамка для фотографий и плоскостные фигурки морских животных для оформления рамки, клей ПВА.

Предварительная работа:

Изготовление макета замка из бумаги и бросового материала.

Рассматривание иллюстраций морских животных, рыб, моллюсков.

Рассказы о подводном мире; фотографии водолазов; подводных средств для изучении морских глубин.

Рисование морских рыб и т.д.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами не обычный день, а самое настоящее увлекательное путешествие, причем не простое, а морское.

Но сначала послушайте, что я хочу вам сказать, а вы поможете мне.

Мне ладони покажите –

Правую и левую!

В кулачок скорей сожмите

Пальчики умелые

Разожмите… рассмотрите….

И скорее мне скажите:

Для чего нужны нам, дети,

Ловкие ладошки эти?

(Дети отвечают).

Воспитатель: Посмотрите свои руки!

У мальчиков они крепкие, сильные, у девочек – нежные ласковые.

И у всех вас- умелые и трудолюбивые.

Путешествие, в которое мы отправимся, во время которого нашим рукам придется потрудиться.

Куда же мы отправимся?

Нам подскажут волшебные карточки.

На столе лежат 4 карточки.

Дети стеками счищают слой краски и воска, под которым нарисованы буквы

Что это за буквы?

Давайте назовем их.

Дети: Буквы О,Р,Е,М.

Воспитатель: А сейчас послушайте загадку:

В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда.

Что это? Составьте слово – отгадку из наших букв?

Дети составляют слово «море».

Воспитатель: Наши «пальчики- путешествиники» отправляются в далекий путь к морю.

Дети проходят вдоль столов, перебирая пальцами по их поверхности, подходят к коробке с песком, в которой закопан макет замка.

Воспитатель: Перед нами возвышается холм.

Интересно, что он таит в себе?

Что там можно найди?

Дети: Разные предметы, клад, древние орудия труда, посуду, украшения, даже целый город.

Воспитатель: Ребята, а как называют ученых, которые ищут древние предметы?

Дети: Археологи.

Воспитатель: А зачем они это делают?

Дети: Археологи хотят узнать, как жили люди раньше.

Воспитатель: Какими инструментами пользуются при проведении раскопок?

Дети: Маленькими лопатками, скребками, щетками, кистями.

Воспитатель: Зачем археологи используют щетки и кисти? Как следует обращаться с находками?

Дети: Ученые откапывают предметы осторожно, чтобы не повредить их, а затем счищают песок кистями и щетками.

Воспитатель: Давайте возьмем инструменты. Может быть, и мы найдем что-нибудь интересное.

Используя кисти, дети очищают макет от песка, осторожно. Предметы, которые находят во время раскопки, складывают в шкатулку.

Воспитатель: Это старинный замок.

Когда-то его построили на берегу моря. Прошли века, его засыпало песком. Мы с вами провели раскопки, как настоящие археологи, и теперь все могут любоваться замком. А мы продолжаем наше путешествие.

Воспитатель: По песчаному берегу мы подошли к морю.

Послушайте как оно шумит. Тревожно, таинственно, где-то чайки кричат над морской волной. Опустите руки в воду. Что вы чувствуете? Что видите?

Дети: Вода прохладная, на дне мелкие гладкие камушки, песок, ракушки, водоросли.

Перебирают гальку, камушки, ракушки пальцами, играют с водой.

По окончание вытирают руки салфетками.

Воспитатель: В морских глубинах обитают множество удивительных животных.

Как человек может наблюдать за ними? Какие приспособления и аппараты помогают людям опускаться на дно.

Дети: Водолазный костюм, акваланг, маска, ласты, подводная лодка, батискаф.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами тоже опустимся на дно. Но есть одна проблема:

Под водой мы не сможем дышать. Как же нам ее решить?

(дети предлагают варианты)

Дети: Нужен водолазный костюм, подводную лодку, а можно сказать волшебные слова.

Воспитатель: У меня, как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко.

Как только мы их скажем, мы сразу окажемся на морском дне.

(Первый раз воспитатель произносит слова сам, затем дети вместе).

Детский дом наш изменился,

В море вдруг он превратился,

Мы отправимся гулять дно морское изучать!

Сколько водорослей разных,

Звезд, медуз, и рыб прекрасных,

Ламинарии, ежи, и ракушки хороши!

Вот мы с вами и на морском дне. Нам дышится легко и свободно. Вода чистая и прозрачная. Мимо нас проплывают юркие рыбки, водоросли.

Вот теперь давайте посмотрим кто же здесь живет и как они выглядят, а может быть и что нибудь еще увидим интересное.

Включаю запись по DVD слайды, разных морских обитателей и по ходу кто-то из детей рассказывает

  • О морской звезде;
  • О морском коньке;
  • Об осьминоге.

Морская звезда – странное морское существо. У нее грубая, жесткая кожа, покрытая маленькими иголками. На брюшке находятся ножки с присосками, они помогают звезде двигаться. Звезды бывают разного цвета и размера, большие и маленькие.

Морской конек – это морская рыба с лошадиной головой, похожая на дракончика.

Любит жить в зарослях морских водорослей. Самка откладывает яйца, а самец их собирает и высиживает малышей.

Осьминог - это моллюск, у него восемь ног, щупальца. Они длинные и гибкие с присосками. Он ими хватает все и крепко держит за что уцепился.

Он дышит с помощью воды, как рыбы. Если приближается враг, осьминог выпускает темную жидкость (чернила) закрашивает воду вокруг себя и уплывает.

Осьминог умеет менять свой цвет: бывают красными, желтыми и серыми.

Если осьминог победил он красный, а если он боится, он становится серым или желтым.

Подходят к столу, покрытому голубой тканью. На нем оформлен ландшафт – морского дна - разложены камушки, бусины, ракушки, разных размеров игрушки морских обитателей.

Воспитатель: Посмотрите ребята, кто это притаился под камнем?

Дети: Маленькие разноцветные осьминоги.

Воспитатель: Они смотрят на нас, наверное хотят чтобы мы с ними поиграли.

Каждый ребенок надевает на палец резинку, к свободному концу которой прикреплен осьминог, играет с ними.

Дети ( выполняют движения в соответствии с текстом)

Я веселый осьминог,

У меня так много ног,

Чтоб удобно было мне,

Жить среди камней, на дне.

Сильным, ловким быть стараюсь,

Приседаю, поднимаюсь, с рыбкой в танце закружусь

И на камни опущусь.

Играем 3 раза.

Воспитатель: Осьминоги прячутся среди камней, а мы отправляемся дальше.

(Дети снимают «осьминогов» с пальцев)

Воспитатель: А какие здесь, красивые кораллы! На что они похожи?

Дети: На деревья, кустарники.

Воспитатель: Между кораллами лежат раковины.

Попробуем раскрыть одну из них, посмотрим что там.

Дети: Бусинка – жемчужина!

За блеск и красоту жемчуг называют «слезами моря».

Его используют для изготовления украшений, бусы, кольца, браслеты.

Ребята, а давайте соберем немного камушков, жемчуга, ракушек, на память о путешествие.

Воспитатель: Ой, я кажется еще что-то нашла это сундучок, наверно тоже старинный, а в нем что-то есть.

Давайте все вместе откроем его и посмотрим что в нем лежит.

Открывают сундучок, а там «сокровища», шоколадные денежки.

- Нам с вами повезло, мы тоже нашли клад со старинными монетами (Потом, когда занятие закончится, дети угощаются, и угощают гостей своими находками).

Пора возвращаться на сушу.

Воспитатель: Давайте произнесем снова волшебные слова

1 -2 -3-4-5.

В детском доме мы опять.

Ребята, давайте сделаем коллективную фотографию, на память о нашем морском путешествие, а потом эту фотографию вставим в рамку украшенную нашими находками во время путешествия. Все вместе будем украшать эту рамку.

Много нового и интересного узнали мы сегодня. О старинных находках которые находят археологи.

А еще что?

Дети: О том как можно попасть на морское дно. И что нам помогает.

Много разных тайн и загадок.

Воспитатель: Нужно все это беречь и охранять, и в дальнейшем делать новые интересные открытия.

Готовую рамку с фотографией можно использовать для оформления группы.

Приложение 4

«Норвал»

Цель: Продолжать  знакомить детей с морскими обитателями,  дать представление о незнакомом животном Нарвал. 

Задачи:

-Развивать познавательные способности детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий;
-Активизировать словарь по данной теме.

-Развивать умение рассуждать и делать выводы;
-Развивать художественно-эстетические навыки, воображение, 

-Воспитывать любознательность;
- Воспитывать бережное отношение к животным.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся.

Я очень рада вновь встретиться с вами на нашем экологическом занятии.

Предлагаю начать наше занятие с приветствия друг друга.

«Приветствие»

Дети сидят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» ( Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

У всех хорошее настроение ?

И пусть хорошее настроение останется на протяжении всего занятия.

- Давайте хорошее настроение подарим нашим гостям (подули на ладошки).
Воспитатель:  Ребята, сегодня я шла в детский сад и увидела в почтовом ящике письмо от "Мудрой Совы». Давайте мы с вами прочитаем, что в нем написано.
(Воспитатель зачитывает письмо).
- Дорогие ребята!
Я за вами наблюдала на занятиях по экологии, и вы меня очень порадовали своими знаниями об Арктике Вы такие дружные, находчивые ребята и я хочу познакомить вас сегодня с ещё одним обитателем Северного Ледовитого океана, его зовут Норвал.
Воспитатель: Ребята, вам интересно узнать кто такой Норвал?

Дети: Да

Нарвал - обитатель суровых арктических вод.

Взрослый нарвал очень большой и тяжелый

 Морское животное нарвал примечателен своим длинным рогом, растущим изо рта У нарвалов есть 2 верхних зуба, левый зубу самцов развивается в огромный бивень, длиной до 3 метров. Бивни – высокоэластичные, прочные, они служат предметом споров ученых всего мира.

Для чего он им нужен? До сих пор неизвестно их предназначение Есть мнение, что это орган чувствительности.

Живёт нарвал до 55лет. Попав в плен, он начинает чахнуть день ото дня и по прошествии трёх недель умирает.

Нарвалы обладают острым зрением.

Чтобы наши глазки всегда тоже хорошо видели и не уставали, давайте сделаем гимнастику.

Приложение 5

Экспериментирование:
«Окрашивание морской воды».
Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.

«Загадочные кристаллы» 
     Цель: экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация соли.
Задачи:
1.Приготовить солевой раствор.
2.Проследить за кристаллизацией соли.
3.Сделать выводы о том, как происходит кристаллизация соли в природе.
Материалы и оборудование: стеклянный стакан, соль, чайная ложка, карандаш, краситель, камушек, нитки.
Ход эксперимента:
1.В стакан налить теплой воды и добавить пакетик соли.
2.Размешать воду до полного растворения соли.

  1. Добавить краситель
    4.Взять камушек, привязанный к карандашу и опустить в раствор. 
    5.Стакан поставить на солнечное окно.
    Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Весь процесс происходит за 2-3 недели.

Чтение художественной литературы:
     Цель: познакомить детей с изображением морских обитателей в литературных произведениях.
Г. Косова «Азбука подводного мира», 

Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:
Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения
Рассматривание репродукций картин:
- А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», 

Дидактические игры:
«Мир моря»
     Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.

 «Зоологическое лото»
     Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необходимые окошки своих карточек. 

Подвижные игры:
«Море волнуется» 
     Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.

«Водяной»
     Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами должен определить, кто перед ним стоит.

Сюжетно – ролевая игра:
«Путешествие на корабле»

Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.

Художественное творчество:

«Тайны подводного мира»
     Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания. Учить передавать данные знания в рисунке.