Об обеспечении педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях реализации ФГОС ДО.
статья

 Любовь Николаевна Белоглазова

Опыт работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivushka_na_apparatnoe.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Ивушка», структурное подразделение Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ  «Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»

Об обеспечении педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях реализации ФГОС ДО.

Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, систему ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретённые в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, её народам, историческому и культурному наследию.

Партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребёнка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии» (А.Д. Кошелева). С такой позиции взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено в первую очередь на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Поэтому содержание взаимодействия детского сада с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику «вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника» (Е.П. Арнаутова).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп. 5).

Одной из целей, на достижение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

2. Повышение компетентности родителей.

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

Основные принципы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй 

Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребёнка дошкольного возраста. 

Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника. 

Принцип 3. Открытость педагога к семье. 

Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребёнок. 

В своей работе мы используем формы взаимодействия педагогов детского сада с семьей: 

1. Традиционные фронтальные формы: собрания, консультации, семинары. 

2. Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации. 

3. Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинг, деловая игра. 

4. Вовлечение семьи в образовательный процесс: образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции. 

Для определения тематики и подготовки материалов для родителей мы проводим с родителями анкетирование по разным направлениям, сейчас в условиях пандемии проводим онлайн опросы, рассылая анкеты по почту, через вайбер. Используем индивидуальные беседы, подбираем вопросы по теме уточняя, в каких вопросах требуется помощь педагога родителю.

В условиях карантина мы используем дистанционные формы работы:

 переписка по электронной почте; сайт образовательного учреждения, где постоянно размещаем интересные мероприятие, которые проходят в детском саду. В апреле, мае месяце для родителей на сайте размещался материал по тематическим неделям, где мы рассказывали, о чем нужно рассказать детям, какую прочитать литературу и рекомендуемы игры по теме. Обратная связь была по вайберу, родители присылали работы детей, и мы могли видеть результат. В своей работе использовали мы и социальные сети контакт, инстаграм. Родители принимали участие в конкурсах, мы выставляли работы детей, дети читали стихи. Сейчас мы продолжаем родителей знакомить с новостями, интересными моментами из жизни детей, отчет по дополнительным услугам, дневник жизни группы мы размещаем как на сайте детского сада, так и в вайбер (Viber). Через группу, созданную в вайбере мы получаем обратную связь, родители делятся своими впечатлениями, могут написать и лично педагогу свои впечатления. Домашние задания в виде рисунков, аппликации, как своеобразный тренажер для родителей и детей в соответствии с возрастом педагоги подготавливают для родителей, например, наклеить светофор – это закрепление цвета, формы, расположение на листе бумаги, а также повторение правил дорожного движения. В данное время мы готовим материал -это своеобразный университет для родителей в виде вебинаров. Темы и направления будут разные с учетом запроса родителей и категории детей (для детей ОВЗ, КМП и по возрастным категориям).

Реклама дошкольной образовательной организации 

Как эмпирические, так и научные данные показывают, что сложности в налаживании взаимодействия детского сада с родителями возникают из-за неверной трактовки, а зачастую и из-за недооценки семьёй роли дошкольного учреждения, поэтому одним из важнейших направлений является реклама, подразумевающая пропаганду дошкольного образования, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг. 

Формы работы: 

1. Сайт дошкольного отделения образовательной организации. 

*достижения группы; фото- и видеоальбом; информация о мероприятиях; интервью и другие интересные материалы.

2. Выставки результатов воспитательно-образовательной работы: творческие работы; фотоотчёты. 

3. Открытые показы различных видов детской деятельности. 

4. Совместные детско-родительские мероприятия: 

- досуги, спортивные и конкурсные мероприятия; 

- трудовые, благотворительные и другие акции. 

Старший воспитатель      Л. Н. Белоглазова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: "Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»

Цель: «Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности  по вопросу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (закон...

Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей

Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной  формой  взаимодействия с родителями является консультирование....

«Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС»

Задача детского сада оказать семье  педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг ...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сотрудничеству педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей. Представлены с...

«Родительский университет» программа целевой поддержки семей воспитанников ДОУ и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Программа представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и дошкольного у...