Из семинаров:"Чем примитивная группа отличается от коллектива".
статья

Одинцова Наталья Михайловна

Информация о правилах взаимодействия людей и отношения в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chem_zhe_primitivnaya_gruppa_otlichaetsya_ot_kollektiva.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Чем же примитивная группа отличается от коллектива?

Одна принципиально важная примета коллектива: уважение к труженику, каким бы ни был его труд, и сверх того — уважение тем большее, чем тяжелее этот труд.

 Коллектив и личность В примитивной группе  личность  человека отодвигается на последний план или вообще не принимается всерьез. Не все ли равно, какую музыку он предпочитает, любит ли читать, способен ли чувствовать природу, одарен ли в каком-нибудь отношении, общителен или нет, с чувством юмора или без него? На низких ступенях  личностные черты человека в примитивной группе воспринимаются лишь как повод для насмешек или подтрунивания. Субъект в ранге Шута сознательно демонстрирует группе свое особое «Я» с готовностью стать мишенью для насмешек. Субъект в ранге Подхалима, Марионетки или Забитого (а таких в подобной группе большинство) попросту не решится показать остальным, что он, например, любит стихи или понимает живопись. Ведь это будет расценено как непристойная амбиция, которая данному субъекту «не по чину». Над ним в лучшем случае беззлобно посмеются, в худшем — надругаются. В силу этого он всегда помнит о необходимости выглядеть безликим, не имеющим особых личностных примет. Так безопаснее.

Коллектив  является прямой противоположностью примитивной группы. Здесь просто не может быть Марионеток и Забитых; коллектив  способствует   укреплению  чувства собственного достоинства у каждого своего участника.  Только в коллективе человек получает истинную свободу. Несовместима с коллективом и роль Подхалима: человек в этой роли немедленно уловил бы недоумение и презрение остальных Прямо или косвенно ему дадут понять, что он ведет себя недостойно. И при подобных повадках. это понятно, поскольку в коллективе Лидер отнюдь не Главарь, а стало быть, не имеет Приближенных... В роли Авторитета здесь может выступить любой, если у него есть  накопленные знания, умения, дарования. Роль Шута, естественно, отсутствует, хотя коллектив может привыкнуть к чьей-либо постоянной роли Шутника... Однако в коллективе роль Шутника отнюдь не помеха тому, чтобы данный человек стал Лидером или Авторитетом. Роль Недовольного  также отсутствует: недовольство ходом дел, взаимоотношениями в коллективе, действиями Лидера и чем угодно вправе высказывать любой участник коллектива, от самого авторитетного, до самого юного и неопытного. Считается желательным, чтобы никто не таил «камня за пазухой»; к высказываниям недовольства коллектив относится внимательно, стараясь найти в них рациональное зерно; если его нет, члены коллектива в тактичной форме стремятся переубедить Недовольного, вызвать у него критическое отношение к его необоснованным претензиям. Люди спорят в поисках истины, но при этом никто не мнит себя владельцем «истины в последней инстанции». Вообще, внутригрупповые роли здесь не «розданы», не «закреплены», ибо коллектив — это группа, сплотившаяся во имя дела, и только поэтому — вокруг Лидера. Дух коллектива, чрезвычайно ценимый его участниками, предусматривает именно уважение к любому человеку как и личности. Это уважение принимает тонкие формы. Например, человека, по складу своему малообщительного, коллектив не станет вынуждать быть «общительным, как все». Честное выполнение своих обязанностей, порядочность во взаимоотношениях с другими как бы извиняют в глазах коллектива определенные недостатки» от которых не избавлен никто. Если коллективу, скажем, ясно, что Маша тайно и безответно влюблена в Петра Петровича, деликатность людей (качество, особо здесь ценимое) никогда не позволит им вышучивать Машины чувства, а тот, кто осмелится на это, будет сурово осужден товарищами. Человека, предположим, хорошо поющего не станут «именем коллектива» заставлять петь на дружеской вечеринке, если он не в духе или ссылается на нездоровье. Вообще, санкции коллектива как группы носят открытый и нелицеприятный характер лишь тогда, когда человек подводит всех, забывает об общем деле. Если же он в вышеуказанном смысле безупречен, то групповые санкции неуместны. Его образ мыслей, его вкусы, пристрастия и даже чудачества уважаются, сколь бы ни расходились они с мыслями и вкусами остальных. Ведь совершенно очевидно: раз человек мыслит так, а не иначе, значит, для этого были определенные глубоко личные причины. Коллектив терпелив и не стремится «стричь всех под одну гребенку». Сила коллектива не в санкциях, а в подспудных влияниях (А. С. Макаренко здесь говорил о «параллельном действии») на личность. Член коллектива глубоко привязывается к окружающим его людям, к духу и целям группы как единства. Он подсознательно отождествляет свою личность с этим человеческим единством, по-настоящему дорожит причастностью к нему. Поэтому, будучи даже исходно нелюдимым, он постепенно сделается (по крайней мере, в своем коллективе) более общительным: из нежелания производить на остальных впечатление своей «холодности», «сухости». Если он по складу характера разбросан, неорганизован, ему самому захочется подтянуться, чтобы коллектив больше ценил его.  Постепенно его точка зрения так или иначе сблизится с коллективной. Он сочтет необходимым, по крайней мере, дискутировать на спорные темы со значимыми для него людьми. В иных случаях он шаг за шагом убеждается в своей неправоте; в иных — коллектив перестраивает свои суждения, удостоверяясь в правоте этого упрямого спорщика. Человек, провинившийся перед своим коллективом, не обязательно нуждается в зримом наказании: есть наказание незримое — это искренние угрызения его собственной совести. Чтобы избегнуть подобного «самонаказания», он порой горы свернет. Но мудрость коллектива все же делает ставку на его совесть, на нравственное чувство, на достоинство, а не на устрашение. Многое в этом смысле зависит от лидера коллектива — человека, умеющего, когда надо, заострять внутригрупповые противоречия, но в каких-то случаях и смягчать их, понимая, что они носят непринципиальный характер.  Он стремится достичь поставленной цели не за счет других, а с учетом их целей и, таким образом, рассматривает задачу изначально как задачу для группы, а не просто свою. Глубоко внедрившееся в характер, «органически» присущее человеку свойство — мыслить себя, в первую очередь, членом группы и в сложной обстановке брать на себя ответственность за общие действия коллектива — это и есть основная черта подлинного лидера. Из нее вытекает еще одна приметная его особенность: он передает руководство другому, если видит, что это в интересах дела. Лидер пользуется уважением и любовью людей, потому что опирается на их мастерство и инициативу, фактически делит с ними руководство.Необходимо подчеркнуть, что при формировании коллектива цель не может оправдывать средства. Например, даже из самых лучших побуждений  лидеру не следует делать из каких-то людей  «любимчиков» (приближенных), а тем паче — тайных информаторов (подхалимов). Нравственный урон, наносимый при этом личности отдельного человека, дух манипулятивных взаимоотношений, укореняющийся в группе,— все это впоследствии становится непреодолимой преградой на пути созидания коллектива. Шанс превратить группу в коллектив оказывается безнадежно упущенным. «...Развитие индивида,— пишет К. Маркс,— обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.—2-е изд.— Т. 3) Памятуя об этом, лидер  постоянно заботится о «рождении Гражданина» (В. А. Сухомлинский) в каждом из членов коллектива, а не в лицах, входящих в некий «избранный круг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар для педагогов "Психологический климат в коллективе"

·         Повышение психологической компетентности педагогов·         Содействие сплочению коллектива....

Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ"

Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ" Цель: Дать представление   о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, его причинах, осо...

Из семинаров "Педагогическое общение".Темы--"Примитивные реакции" и "Правила примитивной группы".

Не секрет,что некоторые педколлективы живут по правилам примитивной группы. Предлагаю вспомнить эти правила ,может быть, узнав в этом семинаре свой коллектив, мы захотим что-то изменить в наших отноше...

Конспект мероприятия во 2 младшей группе "Я член коллектива"

Итоговое мероприятие по ситуации месяца "Я член коллектива"...

Картотека игр во второй младшей группе на сплочение коллектива

Картотека игр во второй младшей группе на сплочение коллектива...

Картотека игр во второй младшей группе на сплочение коллектива

Картотека игр во второй младшей группе на сплочение коллектива...

Картотека игр во второй младшей группе на сплочение коллектива

Картотека игр  во второй младшей группе  на сплочение коллектива           ...