Из семинаров "Педагогическое общение".Темы--"Примитивные реакции" и "Правила примитивной группы".
тренажёр

Одинцова Наталья Михайловна

Не секрет,что некоторые педколлективы живут по правилам примитивной группы. Предлагаю вспомнить эти правила ,может быть, узнав в этом семинаре свой коллектив, мы захотим что-то изменить в наших отношениях ? (Материалы с курсов НИРО). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassmotrim_primitivnye_reaktsii.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрим примитивные реакции,которыми общаются члены примитивной группы:

  1. Реакция амбиции. Она проявляется в том, что, получив информацию, придающую вес или значение другому , получивший информацию старается принизить его значение, одновременно подчеркивая собственный вес в глазах других. Принижение значения происходит на фоне подчеркивания собственного веса, предметом похвальбы может стать что угодно: больной хвалится болезнью; нищий — тем, что он более нищ, чем его собеседники; преступник — тем, что он более преступен, чем его слушатели-преступники...
  2.  Реакция самодовольства. Получив какие-либо привилегии, например, более высокий разряд по тарифной сетке, учитель начинает хвастать этим перед другими. Причем особое удовольствие ему доставляют проявления зависти со стороны других. Он с живой радостью вспоминает, как кто-то, слушая его, «позеленел», «скривился» и т. п.
  3.  Реакция зависти. Ученик (учитель) «зеленеет», «кривится», став свидетелем чьего-то неоспоримого успеха. Эту реакцию он не умеет или не считает нужным скрыть, так как до всяких размышлений ему «ясно», что в действительности успеха достоин он, а не кто-то другой.
  4. Реакция злорадства. Видя неудачу или провал кого-либо из окружающих, ученик (учитель) не скрывает своей радости. Это, по существу, постыдное чувство легче понять, когда речь идет о провале соперника, конкурента, врага. Но в данном случае радость, так сказать, бескорыстна: просто амбиции субъекта льстит, что он не попал в передрягу, в которую попал кто-то другой.«Мало, чтобы мне было хорошо. Надо еще, чтобы другим было плохо».
  5.  Реакция захвата. Ценности или привилегии,  должны быть по заслугам распределены между участниками группы,а субъект первым претендует на эти блага независимо от своих реальных заслуг. Примеры - от захвата одним из членов семьи наиболее удобной комнаты в новой квартире до присвоения себе  права на приобретение автомобиля, дачного участка и т. п. Например, имея рядом со своим огородом участок беззащитной соседки-старушки, он не постесняется попросту передвинуть свой забор на несколько метров, расширив этим свои владения. Пока старушка будет добиваться правды, он снимет дополнительный урожай, а там... Если прижмут, он вернет забор в исходное положение; но ведь старушки слабосильны, и к тому же нервные встряски делают их недолговечными...
  6.  Реакция агрессии. В любом случае субъект, чувствуя безнаказанность, оскорбляет, угрожает, а то и пускает в ход грубую силу. Подобную жестокость легче понять, когда человека довели до крайности. Однако в данном случае она объясняется раздутой амбицией и глубокой нечувствительностью к страданию другого.
  7.  Реакция присвоения. Если  субъект получает возможность пристройки «сверху» или охотно пристраивается к сильнейшему «снизу», ему свойственно трактовать партнера как свою собственность. В первом случае он чрезмерно опекает другого, во втором - как бы «прилипает» к нему, стараясь угодить. В обоих случаях он не дает партнеру передышки от собственной персоны..
  8. Реакция безразличия. Проявляется и бестрепетном отношении к физическому или душевному страданию другого. На глазах у субъекта кому-то стало плохо, кого-то оскорбляют или бьют,— он проходит мимо, в данном случае субъект остается безучастным, даже если ему ничто не грозит. За циничной идеей «не мое это дело» или «без меня разберутся» кроется попросту нежелание тратить на кого-либо время и силы. В роли должностного лица такой субъект даже гордится тем, что плачущей женщине не удалось его «разжалобить», а посетителю, возмущенному некой несправедливостью, «заморочить ему голову».

  Амбицию необходимо ввести в рамки, воспитывая в ребенке уважение к слабости (а не только к силе), чувство сострадания и умение смирять и откладывать свои «хотения». Это и делается во всякой нормальной семье. Дальше жизнь сама дорисует необходимые штрихи: человек научится самоиронии и уважительному интересу к «чужой душе».

                     Устройство и правила примитивной группы.

В группе есть  Главарь; за ним следует Авторитет; все прочие –Ведомые и – Забитые.

Главарь пользуется преимущественным правом присвоения любых благ и правом безнаказанной агрессивности.- Хитрость позволяет ему умело, подчас с блеском планировать и направлять акции , которые осуществляются группой. И тогда участники группы не просто боятся его, а чтут как «кормильца»,«настоящего хозяина». Та же хитрость дает ему умение вовремя стравливать между собой потенциальных соперников — претендентов на главенство в группе. Вот почему ему совсем не обязательно быть сильнее всех физически: того, кому трудно загородить дорогу, полагаясь на собственные кулаки, он без труда покарает чужими руками. По его сигналу ведомые проучат всякого, кто ему неугоден в группе. Ни один из ведомых не посмеет ослушаться: ведь таким образом можно стать неугодным со всеми вытекающими последствиями... Только тайный сговор между недовольными ведомыми изменил бы положение. Но, во-первых, он часто имеет в группе своих наушников, так что участие в тайном сговоре исключительно опасно. Во-вторых, он предусмотрителен и заботится о том, чтобы число недовольных в группе не превышало числа довольных. В-третьих, он способен «вычислить» того, кто мог бы возглавить подгруппу недовольных: такого субъекта он либо своевременно обезвреживает (чаще руками другого претендента на лидерство), либо приближает к себе, осыпая милостями и лишая мотивов к бунту...

Авторитет является вторым по рангу лицом в группе. Это единственный субъект, которому позволяется и даже предписывается давать советы вожаку .Авторитет имеет достаточно мотивов, чтобы всячески поддерживать и укреплять власть своего патрона. Он искренне радуется его удачам и реализует собственное честолюбие через успех близкого ему «сильного человека», как бы «сливаясь душой» с последним.

Ведь, помимо ведомого-Приближенного, здесь возможны: ведомый-Подхалим (Угодник) и ведомый-Марионетка, ведомый-Шут и ведомый-Недовольный. Субъекты ведомые вовсе не должны быть на одно лицо. Как раз в интересах Главаря их разнообразие в смысле исполняемых внутригрупповых ролей: так создаются более напряженные линии взаимодействия участников группы и так обретает группа свой индивидуальный облик. А это важный фактор сплочения группы, поскольку людям хочется иметь «своих» и идентифицировать себя с кругом «своих» (тем острее становится враждебность ко всем «чужим», которые уже как бы и не люди и не стоят пощады и жалости). Угодник существует не только потому, что Главарю приятны его льстивость и услужливость. Почему? Потому что такой субъект вызывает неприязнь всей группы. Весьма полезен также и Шут. Этот субъект располагает правом публичной насмешки над приближенными Главаря и даже над ним самим. Такая насмешка — прекрасный регулятор эмоционального напряжения в группе. Устами Шута «выговаривается» неустранимое чувство протеста и обиды, накапливающееся у ведомых. Шут высказывается на грани риска: кажется, вот-вот и не сносить ему головы. Он умен и не переходит этой грани, однако у группы возникает иллюзия, что Главарь терпим к критике. И ценность этой фигуры для Главаря доказывается не только тем, что Шута не карают за его выходки, но и тем, что Главарь решительно защищает его от собственных приближенных, которых тот привел в ярость. Главарю требуется также и Недовольный: Во-первых, это фигура, которую можно столкнуть с другим Недовольным; пока они растрачивают свой боевой пыл друг на друга, главарь, а также их приближенные в безопасности. Во-вторых, Недовольный позволяет Главарю продемонстрировать свою мощь перед группой. Выявленный Недовольный жестоко наказывается во устрашение всем. Очень важно заметить следующее:  такая группа держится на примитивизме своих участников и выталкивает из себя любого, кто не примитивен.

Рассмотрим правила,действующие в примитивной группе.

1).Правило унижения. Чтобы унизить другого, достаточно продемонстрировать ему свое превосходство в чем бы то ни было.

2)  Правило рангового соответствия. Согласно ему демонстрация превосходства допустима только в отношении лиц, имеющих более низкий ранг в группе.

3) Правило отпора.  Позволив «унизить» себя одному, субъект как бы дает повод сделать это всем окружающим. Отсюда обостренный интерес окружающих к любой стычке между двумя субъектами. Ей нужны победитель и побежденный.

4). Правило силы. Если кто-то имеет возможность безнаказанно продемонстрировать свое превосходство над другими, он обязан сделать это, иначе его сочтут слабым. Никакие способности или зримые успехи члена примитивной группы не вынесут его «наверх», если он не склонен пользоваться «правилом силы».

5).  Правило гонения. Субъект, который демонстрирует свои особые дарования, но лишен силы, то есть возможности или желания унижать нижестоящих становится гонимым в примитивной группе. Он должен уйти из группы или перейти в категорию Забитых

.6).  Правило «козла отпущения». В случае нарастания недовольства в примитивной группе каждому позволяется реакция агрессии и экспансии в отношении кого-либо из Забитых. Главарь и Авторитет в своих целях предпочитают выставить «козлом отпущения» одного из разоблаченных Недовольных. Это особенно эффективно, когда разоблачается бывший Приближенный Главаря: субъекты низшего ранга с радостью «отыгрываются» на нем за унижения.

7). Правило отвода агрессии от себя. Участвуя в групповом гонении жертвы, субъект демонстрирует свою солидарность с группой и, тем самым отводит ее агрессию от себя. Этим объясняется необыкновенная истовость, с которой иные члены примитивной группы выполняют «карательные» функции в отношении провинившихся.

8).  Правило возмещения убытка. Унижение, нанесенное одним субъектом другому, в примитивной группе может быть возмещено материальной ценностью, инцидент при этом считается исчерпанным. Однако материальное ущемление уже не может быть заглажено никакими средствами, кроме материальных же и с известной надбавкой. Ничто не вызывает такой ненависти, как отнятие собственности, в чем бы она ни заключалась. Главарь примитивной группы без труда задобрит всякого Недовольного, допустив его к дележу «жирных кусков». Далее тот снесет и пинок — был бы полученный им куш достаточно щедрым. Нередко так и делается: Главарь или его Приближенный заранее покупает себе материальными средствами возможность «пинать» ведомого — психологически или буквально.

9). Правило незаинтересованности. Проявляя на глазах других интерес к кому-либо или чему-либо, субъект «роняет достоинство», выказывает свою зависимость от нравящегося лица или объекта. Это дает повод для насмешек, поскольку всем ясно, что его чувство амбиции неполно, и он ищет возможности каким-то образом восполнить недостающее. Следовательно, он «ниже» других, которые имеют (или превосходно делают вид, что имеют) все необходимое для самодовольства. Чтобы избежать подобного унижения, субъект обязан скрыть, что он «питает слабость» к некоему предмету. Он делает безучастную и высокомерную мину.

10).  Правило соблазна. Если субъект, доверившись другому, тем самым создает ему возможность совершить неблаговидный поступок, то он тем самым вводит его в «соблазн» и потому оказывается в глазах группы столь же виноватым, как и лицо, совершившее неблаговидный поступок. Таковы представления о справедливости, бытующие в примитивной группе. И этим объясняется повышенная подозрительность ее участников друг к другу с приписыванием другому, в первую очередь, враждебных намерений.

11). Правило нормальности. Действуя и приспосабливаясь к примитивной группе в соответствии с вышеприведенными «правилами», субъект обязан всячески отрицать это, обосновывая свои поступки любыми рациональными, моральными или другими доводами, какие только доступны его интеллекту. Если он не в состоянии таким способом оправдать свое поведение, в примитивной группе его считают глупым.

 

Честные и равноправные отношения возможны там,где усмирены реакции амбиции,зависти,злорадства и др.,но в примитивной группе это невозможно!

                                                                                   А.Добрович.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей группе в утренние часы» по лексическим темам: «Весна шагает по планете» и «Моя семья, мой дом, моё село, моя страна, моя Земля». Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

«Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексическим темам "Весна шагает по планете» и "Встречаем птиц".

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

«Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексической теме: «Праздник весны и труда».

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

«Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексической теме "День Победы"

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы по лексической теме: "Мир природы". Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

Конспект ООД по коммуникации (речевое общение) в подготовительной к школе группе на тему: «Пересказ рассказа «Четыре желания» К.Д. Ушинского (с использованием мнемотехники)

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с нагляднойопорой в виде мнемотаблиц, отображающих последовательность событий....

Родительское собрание в средней группе Тема: Проявления агрессивности в группе дошкольников: вербальная, физическая агрессия. Приёмы общения с детьми, склонных к агрессии

Цель: ознакомить педагогов и родителей с проявлением агрессивности в группе дошкольников.Задачи: 1. познакомить с видами агрессии,          ...