Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС ДО
статья по теме

Обеспечение преемсивенности ДОУ и начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком.

Л.С. Выготский

Исследуя особенности психического развития детей, Л.С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды, сопровождаемые возрастным кризисом. Особое внимание он уделял переходу к школьному обучению, считая, что ребёнок должен быть подготовлен к нему всем ходом предшествующего развития. При этом переходе происходит изменение всей системы его отношений с окружающим миром. Таким образом, преемственность заложена в самой природе обучения, воспитания детей, является их атрибутом.

Преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.

Проблема преемственности – одна из самых актуальных проблем современного воспитательно-образователього процесса. И хотя вопрос об осуществлении преемственности при поступлении детей в школу не является новым, каждый год он рассматривается на качественно ином уровне так как внедряются современные методики обучения, воспитания и развития, выявляются новые подходы и все чаще используются наряду с традиционными нетрадиционные технологии подготовки дошкольников.

 Обеспечение преемственности становится особенно актуальным с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта. Задачи каждой образовательной ступени в ФГОС четко определены: на дошкольной ступени:

 • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

 • формирование различных представлений об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

 • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; на ступени начальной и средней школы:

 • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);

• инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности:

• совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания;

• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

Обеспечение полноценных преемственных связей между всеми системами образования будет способствовать полноценному развитию личности ребенка, формированию системы непрерывного образования в течение всей жизни. В случае, если такие связи будут формальными, результата достигнуть не удастся.

Главная цель работы по преемственности – объединение усилий педагогических коллективов образовательных учреждений для снижения признаков дезадаптации у маленьких школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, – повышение уровня качества образования.

Особенностью работы по преемственности является обмен опытом педагогов и психологов детских садов,  их взаимодействие, что позволяет избежать трудностей с привыканием к новым условиям обучения, к другому педагогическому стилю, к возросшим  нагрузкам.

Обучение в начальной школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка. Всё подчиняется  школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Подготовка детей 5-6 летнего возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Поэтому сейчас активизировался поиск путей обеспечения преемственности в содержании работы ДОУ и начальной школы, прежде всего определение новых подходов к организации образовательного процесса, принципов построения программы и использования педагогических технологий.

Что же входит в понятие «готовность к школьному обучению»? Прежде всего, психологическая и физическая готовность ребенка к школе. Ее нельзя понимать в узком смысле – только как умение писать, читать, считать. Речь идет не о требованиях школы к ребенку с позиции обучения, а о подготовке ребенка к школьному периоду жизни. Чему же можно и нужно научить дошкольника в ДОО? Какие качества необходимо воспитать у него, чтобы подготовить к систематическому и обязательному усвоению знаний? Среди главных составляющих понятий «готовность к школе» особое место должно занимать развитие любознательности и познавательной активности, умение самостоятельно думать и решать логические задачи. Главное – развивать потенциальные возможности узнавать новое, последовательно рассуждать, выделять существенные признаки, сравнивать предметы и т.д.

Другим важным условием успешного обучения в школе является развитие произвольности умственных процессов (внимание, память, мышление, воображение) и волевой регуляции поведения, т.е. умение направлять свои усилия на решение определенных задач. Уже в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка умение владеть собой, не отступать перед трудностями, соблюдать правила поведения, быть дисциплинированным и т.п. Не надо забывать, что успешное обучение дошкольников может осуществляться только в смыслозначимой для них деятельности – игровой, т.е. учебная задача должна быть заключена в форму игры и порождаться самой игрой.

Весьма эффективны такие формы взаимодействия между воспитателем детского сада и учителем, как взаимное ознакомление с программами, посещение открытых уроков и занятий, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Немаловажными являются связи между детским садом, школой и другими учреждениями:

* сотрудничество с методическим кабинетом;

* совместное участие в педагогических советах и семинарах;

* посещение детьми подготовительной группы детского сада первого класса;

* сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом;

Таким образом, ДОУ начинает работу по адаптации ребенка к школе, а школа продолжает. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Только тогда две ступени начального образования будут действовать не изолировано друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе организовать учебно-воспитательный процесс с опорой на развитие, получаемое детьми в ДОУ, а последним работать с ориентацией на последующую образовательную работу в школе.

Литература:

1.Анисимова Т.Б., Плотникова Т.В.Скоро в школу. Ростов н/Д, 2005.

2.Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным                 учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. 2004. № 10.

3.Бабаева Т.И.У школьного порога. М., 1993.

4.Камолова Э.В.Проблемы взаимодействия педагога и психолога в детском саду и начальной школе: проблемы и перспективы. Воронеж,2003.

5.Луговская А.Если ребенок боится идти в школу. М.,2002.

6.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка в школе. М., 2001.

7.Парамонова Л., Арушанова А.Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание. 1998. №4.

8.Рубина Е.Н.Психологические основы обучения дошкольников // Начальная школа. 2005. № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В  материале представлена преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках введения ФГОС дошкольного образования...

Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...

Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования.  Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального общего ...

Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО

Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания....

Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС

В статье рассказывается о преемственности дошкольного и начального образования....