Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС
статья (подготовительная группа)

Колоярскова Оксана Алексеевна

В статье рассказывается о преемственности дошкольного и начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns.docx14.57 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС

В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребёнка. За первые 6-7 лет жизни ребёнок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развёрнутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками  и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, он постепенно овладевает словесно-логическим мышлением.

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе.

Начало обучения в школе- новый этап в жизни ребёнка, безусловно требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности- учебной.

Старый, как мир, вопрос: чему и как учить ребёнка до школы? - давно потерял свою актуальность. Стремительность нынешнего времени внесла коррективы и в эту проблему: рост информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки заставляют школу и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребёнку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частично разгрузила его на первых порах, самых сложных этапах обучения.

Именно поэтому, важным шагом воспитания  и  обучения  дошкольника  в детском  саду является  психологическая подготовка ребенка к обучению в школе, облегчение  прохождения этого  периода.

Содержание работы по подготовке к школе определяется компонентами готовности к школе:

-новая внутренняя позиция дошкольника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно полезной деятельности;

-в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

-в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

-в сфере деятельности и общения: умение  принимать  условную ситуацию, учиться у взрослого регулировать свою деятельность.

При разработке таких программ важно учитывать, что занятия с детьми должны быть ступеньками к школе, а не обучением их чтению, письму, математике.

В программе должны быть представлены основные разделы, которые помогут подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.

Целью такой   программы является реализация  принципа преемственности дошкольного и начального образования и обеспечение  развития и воспитания дошкольников.

Основными задачами программы являются:

-подготовка к обучению грамоте

-развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;

-развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

-обогащение активного, пассивного, потенциального словаря

-развитие грамматического строя речи и развитие умения конструировать связное высказывание;

-развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом,

предложением;

-развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи, обучение звуко-слоговому анализу слов

-расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;

-развитие мелкой моторики ребёнка

-формирование элементарных математических представлений

- формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение,

обобщение, классификация, аналогия).

-формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам).

-воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом

Обучение должно строиться на игровой деятельности, как ведущего метода обучения дошкольников, и носить практический характер.

Программа должна быть сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГОС:

- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Кроме того, при разработке Программы должны учитываться принципы и подходы её формирования, определённые главной целью образовательной системы: создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи(проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В  материале представлена преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках введения ФГОС дошкольного образования...

Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...

Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования.  Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального общего ...

Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО

Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания....