Консультация для педагогов «Методы и приемы обучения декоративному рисованию»
консультация по рисованию

Прокофьева Татьяна Викторовна

Декоративно-прикладное искусство – это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_obucheniya_dekorativnomu_risovaniyu.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Методы и приемы обучения декоративному рисованию»

     В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования необходимо обеспечить развитие личности ребёнка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В области художественно-эстетического развития особое значение имеет развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (в т. ч. изобразительной).

Реализацию задач в данной области эффективно осуществлять через ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Декоративно-прикладное искусство – это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту (посуда, мебель, ткани игрушки)

ЗАДАЧИ:

  1. Расширять представления детей о декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах («хохлома», «городец», «гжель», «жостово» и др.)
  2. Учить составлять самостоятельно узор по мотивам народных росписей и керамических изделий, передавая их колорит; понимать специфику народного и декоративно-прикладного искусства (на основе ознакомления с принципами построения орнамента, знаний основных элементов различных росписей).
  3. Учить украшать узором различные формы поверхности, предметы. Формировать потребность в использовании элементов декоративно-прикладного искусства в свободном рисовании, украшении предметов быта, путём стилизации и трансформации природных форм в орнаментальные мотивы.
  4. Продолжать учить различать и правильно использовать цвета, их оттенки; подбирать цвета для узора путём смешивания различных красок для получения новых оттенков.
  5. Учить рисовать концом кисти, всем ворсом, плашмя для передачи характерных композиционных линий. Закреплять умение владеть кистью свободно.
  6. Учить понимать и адекватно оценивать выразительные возможности элементов внешней декоративности (цвета, орнамента, декоративных линий, отдельных стилизованных элементов).
  7. Развивать художественное восприятие произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Повышать эмоционально-эстетическую и общую культуру личности.
  8. Развивать художественно-творческие способности детей.
  9. Воспитывать уважение к предметам народного творчества, к русскому национальному искусству и искусству других народов.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих народных мастеров детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Но, какими бы высокими художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как сумеет он раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.

В совместной образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также использовать актуальные методы обучения и воспитания.

Методы обучения (от др. греч. – путь) – процесс взаимодействия между педагогом и детьми, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Приём обучения (обучающий приём) – кратковременное взаимодействие между взрослым и детьми, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

Методы обучения и воспитания

Приемы

Наглядные

  • Просмотр иллюстраций, образцов
  • Использование очерчивающего жеста
  • Показ последовательности рисования

Словесные

  • Беседа, рассказ о разных видах искусства, истории возникновения промысла

Игровые

  • создание сюжета, внесение игрушки
  • «живая кисточка», «волшебный карандаш», «разговаривающие краски»

Практические

  • Выполнение эскизов, зарисовок
  • Упражнение в рисовании сложных элементов
  • Сочетание различных видов изо-деятельности

Метод символического моделирования

  • Использование схем и пиктограмм
  • Дидактические игры «Выложи узор», «Сложи пазл»

Рефлексивные

  • Применение разноцветных сигнальных карточек
  • Использование «смайликов»
  • Вопрос - ответ

Для того, чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как возникает под звонкими коклюшками морозный узор вологодских кружев, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовской подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, воспитатели детских садов сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Давайте вспомним особенности некоторых народных промыслов и выясним, с помощью каких методов и приемом будем знакомить с ними детей.

Дымковская игрушка   один из самых старинных промыслов Руси.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. 

Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Правила рисования элементов Дымковской росписи

  1.     Сначала рисуем все крупные элементы узора.
  2. Начинаем рисовать со светлого тона.
  3. Полоски и точки наносим в последнюю очередь.
  4. Не забываем оставлять белое поле.

А вот   Гжельская роспись славится своим цветом. Он всегда одинаков: синий на белом фоне. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее – синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. По белому фону чашки или подсвечники ведет рука художника кисточку с краской. То сильнее, то слабее нажимает на нее.

Элементы Гжельской росписи: цветы - розы, тюльпаны, астры, гвоздики, листья, штриховка – сеточка, жилка, завитки.

Правила рисования элементов Гжельской росписи.

  1. При рисовании тонких линий кисть держится наконечником вверх и касается концом бумаги.
  2. Каждую линию при рисовании проводят только раз.
  3. Начинать рисовать надо с больших элементов узора.
  4. Элемент узора «капелька» выполняется особым приемом размывания цвета.
  5. Элемент узора «мазок с тенями» считается трудным в рисовании

Изделия для Хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева.  Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.

Неизменным элементом узора в хохломской росписи является "травка".

Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающие узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички.

Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку.

«Кудрина» - цветок с вьющимися стеблями и завитками; «под листок», «под ягодку» - изображение ягод и листьев - истоки растительных узоров. «Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

 Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Издавна самыми любимыми игрушками у детей были матрешки. Матрешка – символ материнства, сильной и здоровой женщины. Кукла, несущая в себе все семейство, является еще и символом плодородия. Такая расписная игрушка не только сувенир для гостей из других стран, но и прекрасная развивающая забава для детей. Прообразом матрёшки могли послужить "писанки" - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. В конце девятнадцатого века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петушком в руке.  По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь, воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!». С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.

Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Вместе с Хохломой и Гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.

Основной мотив росписи - цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.

Еще одно уникальное явление в русском декоративном искусстве – Городецкая роспись.   Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: посуду, лукошки, короба, солонки, игрушки и т.д.

Эту замечательную роспись трудно спутать с другой. Краски Городецкой росписи яркие, сочные, жизнерадостные - и все в ней символично. Вороные кони с крутой шеей и тонкими ногами - символ богатства, невиданные птицы-символ счастья, а цветы-здоровье и успех в делах.

            Основные элементы Городецкой росписи - это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.

          Наиболее распространенными элементами являются: цветы - розы, купавки с симметричными листьями; животные - конь, птица.

         

 Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

- цветочная роспись;

- цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";

- сюжетная роспись.

Богородская игрушка - русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины).

Характерные особенности:

  • Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).
  • Расписываются игрушки гуашью, а потом покрываются безвредным масляным лаком.
  • Игрушка может двигаться.

Каргопольская игрушка

 На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла.

Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели.

Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков.

Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу – настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края.

Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие.

Итак, исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить ребёнка, верно, оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.

Использование народно-прикладного искусства в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес

к народному творчеству.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Методы и приемы обучения детей с ОНР диалогической речи".

В консультации раскрываются основные методы и приемы обучения детей с ОНР диалогической речи....

Консультация для педагогов "Методы и приемы обучения речи в детском саду"

Консультация для педагогов "Методы и приемы обучения речи в детском саду"...

Консультация" История возникновения хохломской росписи. Обучение декоративному рисованию"

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.Засияла, поднялась, сладким соком налилась.А трава, как бахрома. Что же это?&helli...

Консультация для педагогов "Методы и приёмы работы по обучению рисованию детей младшего возраста"

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребёнок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. дети должны иметь ясн...