2.Программа дополнительного образования социально-гомунитарной направленности "Приобщение детей к элементам эвенкийского (родного) языка и культуре эвенкийского народа"
учебно-методическое пособие

Хейкури Наталья Сергеевна

Программа направлена на формирование познавательного интереса дошкольников к изучению элементов родного языка и культуре эвенков, стремления получения новых знаний, формирование гармоничной личности, познавательных и языковых способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\IMG_0001.jpg

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации»;

–Приказом Министерства Просвещения России от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организаций и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».

- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р), (далее Концепция развития дополнительного образования детей.);

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4,4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее СанПиН);

-Уставом МБДОУ «Детский сад №5 «Лесной» п.Тура» ЭМР.

- Положением о дополнительных образовательных программах и порядке их утверждения в ДОУ.

Разработана в соответствии с социальным заказом и реализуется в социально-гуманитарной направленности.

Актуальность. В современном поликультурном мире становится важным сохранение национальной культуры и родного языка.  Наиболее интенсивное формирование этнических стереотипов поведения происходит в дошкольном возрасте. Знакомство с культурой иного народа и языком особенно актуально в дошкольном образовании, так как предотвращает развитие феномена этноцентризма личности.

В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, направленных на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России, важнейшей составляющей которых является сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем. В связи с этим необходимо уделять самое серьезное внимание вопросам регионально-национального компонента в воспитании детей.

Программа дополнительного образования социально-гуманитарной направленности «Приобщение детей к элементам эвенкийского  (родного) языка и культурой эвенкийского народа» (далее - Программа) направлена на формирование познавательного интереса дошкольников к изучению элементов родного языка и культуре эвенков, стремления получения новых знаний, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а так же познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне.

Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения родного и иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Изучение языков в раннем возрасте особенно эффективно, так как именно дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры.

Родной язык – душа народа. И каждый народ хранит и бережет свой язык с одной целью – передать его своим потомкам. С самого рождения ребенок должен слышать, ощущать красоту и прелесть, глубину и богатство, силу и величие родной речи. Уже с дошкольного возраста детей необходимо приобщать к социокультурным нормам общества, национальным традициям и родным языкам через различные виды деятельности.

Цель и задачи. Формирование познавательного интереса дошкольников к изучению родного языка, стремления получения новых знаний.

Задачи:

  1. Расширять представления детей об окружающем мире своего региона, своей малой Родины.
  2. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа.  
  3. Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).  
  4. Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.  
  5. Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций.
  6. Ознакомить детей с элементами изучаемого языка и культурой эвенкийского народа;
  7. Воспитывать у детей культуру общения – внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать и самому обращаться с просьбой, благодарить и т.д.;

Отличительные особенности Программы от уже существующих образовательных программ в том, что она обеспечивает учет условий, в которых осуществляется образовательная деятельность:

- климатические условия, где учитываются особенности климата и природных условий;

- национально - культурные традиции, осуществляется отбор произведений писателей, поэтов, композиторов, художников Эвенкии, образцов местного фольклора, национальных, художественных промыслов при ознакомлении детей
с искусством, национальными традициями.

Возраст детей, участвующих в реализацииПрограммы.

Программа рассчитана на детей 6–7 летнего возраста воспитанников средней-старшей и подготовительных групп. Одновременно в группе может быть 10-20 человек.

Срок реализации программы: 1 год обучения.

Формы и методы организации деятельности:фронтальная, индивидуальная, парная, игровая и сюжетная, позволяет в наиболее полной мере реализовать цели и задачи программы, сделать обучение наиболее привлекательным для детей, пробудить в них настоящий интерес к освоению нового языка.  Теоретические знания дети получают методами рассказа, объяснения. Среди методов, используемых в период изучения родного языка в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. рассказы, проговаривание.Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями, зарисовывая, раскрашивая. В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.

Режим занятий:Программа осуществляется два раза в неделю (в понедельник и четверг) в подготовительной группе. Курс рассчитан на 36 недель – (с сентября по май), продолжительность занятия не более 20-30 минут.

Ожидаемые результаты после обучения программы.

  1. У воспитанника сформируется интерес к языковому и культурному разнообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствовать коммуникативно – речевому развитию.

2)У ребенка будет понимание важности изучения элементов эвенкийского языка в современном мире и устойчивая мотивация к изучению различных языков.

3) Проявится у воспитанника инициатива в обучении, адекватно принимать и пользоваться полученными знаниями родного языка.

4) Сформируется патриотизм у ребенка, представления о культуре, традициях своей малой Родины (могут спеть традиционные песни, назвать сказки, использовать считалочки и т. д.).

5) Воспитанник будет уметь взаимодействовать с партнерами в различных ситуациях.

     Способы проверки результатов освоения программы - выставки, фестивали, праздники, конкурсы, викторины, подвижные игры, соревнования, дидактические игры, инсценировка сказок, итоговые занятия и мероприятия

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Реализация данной программы дополнительного образования детей со старшего дошкольного возраста направлена на создание условий, позволяющих формировать у детей потребность к изучению элементов эвенкийского (родного) языка и культуры эвенкийского народа.

3.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых парциальных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.  

1) Социально-коммуникативное развитие направлено на:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.  

-  формирование патриотических чувств и гражданской позиции к прошлому и настоящему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

Познавательное развитие  предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- знание о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование представлений о культуре эвенкийского народа и истории Эвенкии, жизни, творчестве, успехах в спорте знаменитых земляков.

3) Речевое развитие  включает:

-владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов литературы;

-знакомство с детской художественной литературой авторов Эвенкии.

4) Художественно-эстетическое развитие предполагает:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;

-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);

-восприятие устного народного творчества, народной музыки, танцев, игр народов Крайнего Севера.

5) Физическое развитие  включает:

 - формирование начальных представлений о некоторых национальных видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни;

 - воспитание интереса к традиционным, национальным играм.

      Занятия на год строятся по комплексно- тематическому принципу, который позволяет органично вводить (интегрировать) национально-культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.  

Одной теме следует уделять не менее одной недели. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах активности детей.

3.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств  реализации Программы:

     Реализация Программы происходит через вариативные формы работы с детьми.

  • Творческие игры (режиссёрские, по мотивам литературных произведений, сюжетно-ролевые, игры драматизации, театрализованные, настольные игры, игры с природным материалом);
  • Игры с правилами (дидактические, подвижные, развивающие, музыкальные, игры краеведческого содержания);  
  • Игровая ситуация (направленна на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков)
  • Проектная деятельность (игровой проект, творческий проект), познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование;  
  • Физкультурные занятия (физкультурные досуги, праздники;  
  • Наблюдение (за природой, природными явлениями, за животными, за трудом взрослых);  
  • Просмотр и обсуждение (презентаций, видеороликов, познавательных видеофильмов), рассматривание (книг, энциклопедий, картин, предметов), чтение;
  • Беседы, загадки, рассказывание, разговор;  
  • Продуктивная деятельность (художественный труд, рисование, лепка, аппликация), выставки;  
  • Слушание национальной музыки, пение, музыкальное творчество;  
  • Танцы (музыкально-ритмические движения, хороводы, ритмические танцы, народные танцы, танцы-импровизации).

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебный-тематический план построен по календарному, сезонному принципу(как жил коренной народ в давние времена: по сезонам, по климатическим изменениям в природе, по своему природному календарю).

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Форма аттестации:

Всего

в неделю

Теоритические занятия

Практические занятия

1.

Моя малая Родина-Эвенкия. Осеннее время

1.1

Коренной народ

1.2

Осенний лес

1.3

Ягоды и грибы

1.4

Жилище эвенков

Итого:

 4ч

      4ч

Промежуточная аттестация:

«Викторина»

2.

Обитатели Эвенкии

2.1

Олени

2.2

Перелетные птицы

2.3

Речные рыбы

2.4

Животные

Итого:

 4ч

      4ч

Промежуточная аттестация:

Инсценировка сказки «Сотворение Земли»

3

Зимнее время

3.1

Зимний лес

3.2

Животные зимой, Следы животных  

3.3

Зимующие птицы

3.4

Зимняя одежда эвенков

Итого:

 4ч

      4ч

Промежуточная аттестация:

 «Праздник День Эвенкии»

«Конкурс чтецов»

4

Фольклор эвенков

4.1

Песни, танцы, стихи

4.2

Праздник эвенков  

4.3

Эвенкийская кукла

4.4

Праздничный зимний лес

Итого:

 4ч

      4ч

Промежуточная аттестация:  

«Выставка рисунков «Моя малая Родина»

5

Поэты Эвенкии

5.1

Поэзия

А.Немтушкина

5.2

Сказки, загадки, приметы

5.3

Поэзия Н.Оёгира

5.4

 Сказки, загадки, приметы

Итого:

 4ч

      4ч

Промежуточная аттестация:

«Инсценировка сказки»

6

Традиционное занятие эвенков, поэты Эвенкии

6.1

 Кочевье (аргиш) эвенков,

6.2

Занятие эвенков- оленеводство, рыболовство

6.3

Промысловое хозяйство эвенков

6.4

Пища эвенков

Итого

 4ч

      4ч

Промежуточная аттестация:

Развлечение «День Родного языка»

7

Декоративно-прикладное искусство эвенков

7.1

Мамин праздник

7.2

Занятия женщин

7.3

Изделия украшений

7.4

Праздничная сезонная одежда эвенков

Итого

 4ч

      4ч

Промежуточная аттестация:

Выставка работ по аппликации «Кумалан» (коврик для мамы)

8

 Весеннее время

8.1

Весенний лес

8.2

Птицы прилетели

8.3

Животные весной

8.4

 Загадки, приметы, стихи о весне

Итого

 4ч

      4ч

Промежуточная аттестация:

Викторина

9

Живая и неживая природа

9.1

 Деревья, кустарники,

9.2

Явления природы

9.3

Цветы

9.4

 Занятия эвенков в летнее время

Итого:

 4ч

      4ч

Итоговая аттестация:

Развлечение «Мучун» (Эвенкийский Новый год).

Итого за год

72ч

36ч

36ч

Раздел 1: «Моя малая-Родина Эвенкия», «Осеннее время»

Теория: Рассказать историю возникновения территории Эвенкии; коренное проживание; временные изменения (части суток, время года); дары осени (ягоды, грибы); моя семья

Практика: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций, где находится наша малая Родина, история ее возникновения, кто проживает; наблюдение в природе на экскурсии в лесу; рисование: даров природы, чума.

Словарь на эвенкийском языке:

-Аят тыманит! -С добрым утром),-Аят тырганит! -Добрый день!,-Аят бидекэллу!-До свидания!,  Болони – осень, аги – лес, авданна – лист, мо-дерево, диктэл – ягоды, химиктэ – брусника, диктэ– голубика, дэгинӈэктэл–грибы, балдыра–выросли, чум-дю

Промежуточная аттестация:«Викторина»

Раздел 2: «Обитатели Эвенкии»

Теория: Рассказать что олень, это главное животное для эвенков, какую функцию он приносит для человека; какие птицы, рыбы и животные обитают в Эвенкии.

Практика: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций - что главное животное в жизни эвенков является олень, какую пользу он приносит; обитатели нашей малой Родины; рисование: птицы, животные, рыбы; игры: подвижные, дидактические.

Словарь на эвенкийском языке:

Орон  – олень, иел – рога, дэгил – птицы, чипичар – птички, дэгил дэгдерэ -птицы летят,

Бэйӈэл – животные, улуки– белка, муннукан–заяц, сулаки– лиса иргичи– волк, хомоты– медведь, улгуки– бурундук, инӈакта – мех. нямапчуинӈакта – теплый мех.

Промежуточная аттестация: Инсценировка сказки «Сотворение Земли»

Раздел 3: «Зимнее время»

Теория: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций- как люди и животные готовятся к зиме, зимняя одежда человека.

Практика: Рисование: птицы, животные, игры: подвижные, дидактические

Словарь на эвенкийском языке:

Орон  – олень, иел – рога, дэгил – птицы, чипичар – птички, дэгилдэгдерэ -птицы летят,

Бэйӈэл – животные, улуки– белка, муннукан–заяц, сулаки– лиса иргичи– волк, хомоты– медведь, улгуки– бурундук, инӈакта – мех. нямапчуинӈакта – теплый мех.

Промежуточная аттестация:«Праздник «День Эвенкии», «Конкурс Чтецов»

Раздел 4: «Фольклор эвенков»

Теория: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций- история возникновения фольклора, его особенности.

Практика: Прослушивания песен, стихов, разучивания танцев, подготовка к празднику «День Эвенкии», выезд в Краеведческий музей, подвижные традиционные игры.

Словарь на эвенкийском языке:

Тагивкал– загадки, одё–заповеди, давлавур–песни,  гунмувкэл – поговорки, хэгдыг – декабрь, икэдерэ – поют, минӈикуклав – моя кукла, гэрбичи – по имени, инильга – Снежана, елочка-асиктаканОмактаанӈани – Новый год, кунгакар – дети, удыдерэ – наряжают, гудей – красивый, эвикэр– игрушки.

Промежуточная аттестация:«Выставка рисунков «Моя малая Родина»

Раздел 5: «Поэты Эвенкии»

Теория: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций- познакомить детей с произведениями поэтов Эвенкии.

Практика: Прослушивания рассказов, стихов, загадок, приметов.  Инсценировка сказок.

Словарь на эвенкийском языке:

Тагивкал– загадки, одё–заповеди, давлавур–песни,  гунмувкэл – поговорки..

Промежуточная аттестация:«Инсценировка сказок»

Раздел 6: «Кочевье (Аргиш)»

Теория: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций - что главное животное в жизни эвенков является олень и его надо кормить, потому что без оленя эвенок не выживет.  

Практика: Рисование, аппликация, игры: подвижные, дидактические.

Словарь на эвенкийском языке:

Орон– олень, элгэвун – караван олений, элгэвунӈэнэдерэн – караван идет, нёрамни – впереди идущий, толгоки – нарты, хэты – сани грузовые, нама– вьюк

Промежуточная аттестация:Развлечение «День родного языка»

Раздел 7: «Декоративно-прикладное искусство»

Теория: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций- объяснить детям, у каждого народа есть декоративно-прикладное искусство, сравнить с другими народами.

Практика: Выезд в Дом народного творчества .Аппликация кумалана (коврика). игры: подвижные.

Словарь на эвенкийском языке:

Эни–мама, энекэ– бабушка, ирэксэ– шкура, оса – камус, удерэн – выскабливает, чучун–скребок с зубчиками  для выскабливания шкуры.

Форма аттестации:Выставка работ по аппликации «Кумалан» (эвенкийский коврик)

Раздел 8: «Весеннее время»

Теория: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций- рассказать детям об изменении в природе весной, какие птицы прилетают, жизнь животных в это время года.

Практика: Разгадывание загадок, пословиц, рисование животных и птиц в весеннее время.

Словарь на эвенкийском языке:

Дылача –солнце дылачаливки– греет солнце, сиӈилгэндук – из-под снега.

Промежуточная аттестация: Викторина

Раздел 9: «Живая и неживая природа»

Теория: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций- рассказать детям об изменении в природе весной, какие деревья, кустарники и цветы растут в Эвенкии, какие явления в природе происходят. Показать Красную книгу детям.

Практика: Разгадывание загадок, пословиц, примет, рисование деревьев, цветов.

Словарь на эвенкийском языке:

Неӈненидычикты– цветок подснежник, дылачаливки– греет солнце, сиӈилгэндук – из-под снега,

Фиолетовайичэдэ – фиолетовый цвет, би агиду чуктывэ бакам – я в лесу нашел  подснежник.

Итоговая аттестация: Развлечение «Мучун» (Эвенкийский Новый год)

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

 Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1

Сентябрь

5,

8

Просмотр презентации обсуждение

 Коллективная работа-аппликация

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

Коренной народ

 Подвижные игры на проверку знаний данной темы

12,

15

Просмотр презентации обсуждение

Продуктивная деятельность (рисование)

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Осенний лес

 Выставка рисунков

19,

22

Беседа,

Загадывание и обсуждение загадок

Придумывание свои загадок о природе

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

Ягоды и грибы

 Викторина

26,

29

Просмотр презентации обсуждение

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Жилище эвенков

Итоговое занятие

2

Октябрь

3,

6

Фронтальное Беседа

Просмотр презентации обсуждение

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

Олени

Дидактические игры на проверку знаний данной темы

10,

13

Фронтальное Беседа

Просмотр презентации обсуждение

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

Перелетные птицы

 Итоговое занятие

17,

20

Просмотр презентации обсуждение

Дидактические игры

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

Речные рыбы

Дидактические игры на проверку знаний данной темы

24,

27

Фронтальное Беседа

Дидактические игры

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

Животные

Итоговое занятие

3

Ноябрь

7,

10

Фронтальное Беседа

Просмотр презентации обсуждение

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

Зимний лес

Викторина

14,

17

Чтение художественной литературы.

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

Животные зимой, следы животных

Дидактические игры на проверку знаний данной темы

21,

24

Просмотр презентации обсуждение

Дидактические игры

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

Зимующие птицы

Дидактические игры на проверку знаний данной темы

28,

1

Просмотр презентации обсуждение

Дидактические игры

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

Зимняя одежда эвенков

Итоговое занятие

4

Декабрь

5,

8

Слушание национальной музыки, пение, танцы, инсценировка сценок

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Песни, танцы, стихи

Праздник «День Эвенкии»

12,

15

Просмотр презентации обсуждение

Продуктивная деятельность(рисование)

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Праздник эвенков

Выставка рисунков

19,

22

Фронтальное, Беседа

Просмотр презентации обсуждение

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Эвенкийская кукла

Дидактические игры на проверку знаний данной темы

26,

29

Фронтальное, Беседа ,

Наблюдение в природе

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Праздничный, зимний лес

Выставка рисунков

5

Январь

2,

5

Фронтальное, Беседа

Просмотр презентации обсуждение

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Поэзия А.Немтушкина

Изготовления книжки

Стихов про Эвенкию

9,

12

Фронтальное, Беседа

Дидактические игры

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

Сказки, загадки, приметы

Дидактические игры на проверку знаний данной темы

16,

19

Фронтальное, Беседа

Просмотр презентации обсуждение  

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

Поэзия Н.Оёгира

Изготовления книжки

Эвенкийские Сказки

23,

26

Фронтальное, Беседа

Дидактические игры

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

Сказки, загадки, приметы

Дидактические игры на проверку знаний данной темы

6

Февраль

30,

2

Фронтальное, Беседа

Дидактические игры

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

Кочевье эвенков

Дидактические игры на проверку знаний данной темы

6,

9

Фронтальное, Беседа

Дидактические игры

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

Оленеводство,рыболовство

Дидактические игры на проверку знаний данной темы

13,

16

Просмотр презентации обсуждение

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Промысловой хозяйство эвенков

Дидактические игры на проверку знаний данной темы

20,

23

Просмотр презентации обсуждение

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Пища Эвенков

Дидактические игры на проверку знаний данной темы

7

Март

6,

9

Просмотр презентации обсуждение

Продуктивная деятельность (рисование)

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Мамин праздник

 Выставка рисунков

13,

16

Просмотр презентации обсуждение

Продуктивная деятельность (вышивание бисером)

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

Занятие женщин

Выставка работ по аппликации «Кумалан» (коврик) для мамы)

20,

23

Просмотр презентации обсуждение

Продуктивная деятельность (вышивание бисером)

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Изделия украшений

Итоговое занятие

27,

30

Просмотр презентации обсуждение

Продуктивная деятельность (вышивание бисером)

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Праздничная, сезонная одежда

Дидактические игры на проверку знаний данной темы

8

Апрель

3,

6

Просмотр презентации обсуждение

Дидактические игры

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

Весенний лес

  Выставка рисунков

10,

13

Чтение художественной литературы

Импровизация сказки

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Птицы прилетели

Инсценировка эвенкийской сказки

17,

20

Просмотр презентации обсуждение

Дидактические игры

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Животные весной

  Выставка рисунков

24,

27

Фронтальное, Беседа

Дидактические игры

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке  

Сказки, загадки, стихи о весне

 Пение песен, рассказывания стихов ранее изученных

9

Май

1,

4

Просмотр презентации обсуждение

Продуктивная деятельность (рисование)

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Деревья, кустарники

 Викторина

8,

11

Фронтальное, Беседа

Наблюдение за природой

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Явления  природы

Дидактические игры на проверку знаний данной темы

15,

18

Экскурсия лес

Наблюдение за природой

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Цветы

Выставка рисунков «Подснежники»

22,

25

Фронтальное, Беседа

Дидактические игры

Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке

 Занятия эвенков в летний период

 Итоговое занятие

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации данной образовательной Программы в ДОУ имеется все необходимое оборудование и инвентарь:

Наименование

Количество

«Эвенкийский язык для дошкольников»:

Пособия для изучения эвенкийского языка

25 экз.

Наглядный материал по лексическим темам:

Семья, животные, птицы, рыбы, растения, явления природы и т.д.

по 20 шт.

Дидактические игры по лексическим темам

20 шт.

Куклы в национальной одежде

3шт.

Мягкие игрушки - дикие звери

5 шт.

Наглядный материал по прикладному искусству

20 шт.

Картотека национальных подвижных игр, загадок, пословиц, поговорок, примет, стихов и т.д.

по 20 шт.

Телевизор для просмотра видео -материала

1шт.

Мультимедийный проектор для показа презентаций

1шт.

Музыкальный центр для прослушивания песен певцов и композиторов Эвенкии (аудиозаписи)

1шт.

5.Список использованной литературы

  1.  «Программа по эвенкийскому языку «Эвэдытурэн», по ред. Савлепова Т.В., Протодьякова Н.Е. Хукочар Е.К Улан-Удэ, 2020 г.
  2. Кудря А.А. Пособие для воспитателя «Обучение эвенкийскому языку в детском саду», Якутск, 1998 г.
  3.  Макеева А.Н. «Лексика эвенкийского языка», Новосибирск, 2001г.
  4. Афанасьева Е.Ф. Учебно-методическое пособие по эвенкийскому языку для педагогов дошкольного образования «Эвэдытурэн», Улан-Удэ, 2020 г.
  5. Андреева Т.Е. «Принципы организации звуковой системы эвенкийского языка «Эвенки», Новосибирск, 2008г.
  6. Пикунова З.Н. Картинный словарь эвенкийского языка, С-Петербург, 1999г.
  7. Щапова Д.А., Амелькин А.Г. Материальная культура эвенков в иллюстрациях, С-Петербург, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Программа дополнительного образования «Дошколенок и компьютер» (Обучение дошкольников элементам компьютерной графики)

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучен...

программа дополнительного образования, для детей дошкольного возраста 4-7 лет "Английский язык для малышей"

Дошкольный возраст уникален для овладения иностранным языком. Это возможно благодаря таким психическим особенностям ребенка, как пластичность природного механизма усвоения речи, быстрое запоминание яз...

Программа дополнительного образования по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов баскетбола.

Данная программа направлена  на получение детьми знаний, умений и навыков по баскетболу, обеспечивает укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятел...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....