Технологическая карта /конструкт/ организованной образовательной деятельности к конспекту "Украсим салфетку для Алдуни"
материал (средняя группа)

Анастасия Владимировна Замотаева

по ОО «Художественно-эстетическому развитию» (мордовский народный орнамент), средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_aldunya.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта /конструкт/

организованной образовательной деятельности  

по ОО «Художественно-эстетическому развитию»

Группа:   средняя группа

Воспитатель:   Замотаева Анастасия Владимировна

Тема:   «Украсим салфетки для Алдуни»

Цель: создать условия для развития творческих способностей детей в ходе ознакомления с мордовской народной культурой.

Задачи: 

Образовательные:

1. Способствовать закреплению умений слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли.

2. Расширять знания детей о мордовском прикладном искусстве – вышивки через изобразительную деятельность.

3. Совершенствовать навыки детей по рисованию - украшение изделия мордовским орнаментом в технике примакивания, симметрично располагая элементы.

Развивающие:

1. Создать условия для развития самостоятельного речевого творчества, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

2. Обеспечить условия для побуждения детей к речевой активности, диалогической речи.

3. Развивать умение работать самостоятельно, повторять определённую последовательность работы, ипользуя тонкую кисть и краски.

4. Продолжать развивать у детей чувство цвета, ритма, формы.

Воспитательные: 

1. Воспитывать познавательный интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства и к родному краю.

2. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

3. Создать положительный эмоциональный настрой.;

Доминирующая образовательная область: ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование)

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»: продолжать знакомить с истоками мордовской народной культурой через народную вышивку.

ОО «Речевое развитие»: пополнять словарный запас детей новыми словами.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»: обогащать игровой опыт

Методические приемы: 

Словесные: организационный настрой, вводная беседа, беседа (рассматривание мордовского костюма), пояснение, показ, указание (т.е. повтори, сравнение).

Наглядные: показ техники примакивания.

Практический: д/и «Найди пару», рисование (украшение салфетки).

Материалы и оборудование: 

Демонстрационный: кукла в мордовском костюме, карточки – салфетки с мордовским орнаментом для д/и «Найди пару», образец для рисования - салфетка.

Раздаточный: карточки – салфетки, украшенные мордовским орнаментом; тонкие кисти, вода, гуашь - красная, черная; листы квадратной формы (салфетки).

Словарная работа:    мордовские слова (шумбрат, панар, икеля паця, пулай, панго), оберег.

Предварительная работа:   беседы о традициях мордовского народа, чтение произведений, рассматривание фотографий и иллюстраций мордовского народного костюма, рассматривание народной вышивки.

Индивидуальная работа: по мере необходимости.

Этап,

 его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Результат

Dводно - организационный

Психологический настрой

Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка.

- Дети, к нам на занятие пришла кукла Алдуня.

Воспитатель от имени куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам! Шумбрат! Воспитатель: Кукла Алдуня – мордовочка и поздоровалась она с нами на мордовском языке. Давайте и мы с ней поздороваемся на мордовском языке.

Приветствие.

- Шумбрат, Алдуня!

Слушают, повторяют.

Сюрпризный момент. Настрой на занятие.

Психологическая готовность.

Мотивация на деятельность. Постановка проблемы.

Формирование представлений о предстоящей деятельности.

- Сегодня Алдуня к нам пришла не просто так. Ей очень захотелось показать вам свой новый наряд. А еще Алдуня хочет с вами поиграть.

У мордовочки в щечках- горит!

Красотою, нарядом- богата!

Как сорока, любит блестки она.

- Давайте, рассмотрим костюм Алдуни.

Дети садятся на стульчики.

Принимают поставленную задачу.

Создание проблемной ситуации.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Основной этап.

Открытие детьми новых знаний.

Актуализация

Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

 Беседа «Мордовский костюм». 

- Посмотрите, она одета в мордовский национальный костюм! Это рубаха – панар. Как вы думаете, почему она кажется нам такой нарядной?

- Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах. Где мы видим узоры?

- Да! Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.

Передник – икеля паця. Он украшен узорами мордовской вышивки.

Набедренное украшение – пулай. Украшался вышивкой, бисером.

Нагрудное украшение – сюлгам. Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.

Головной убор – панго. Имел разную форму, украшен вышивкой, бисером.

-  Какие цвета присутствуют в вышивке?

- Да, в вышивке очень много красного цвета разных оттенков с вкраплениями черного, зеленого, желтого и синего цветов.

- Алдуня нам принесла игру и хочет поиграть с вами. Она называется «Найди пару».

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

- Потому что рубаха украшена узорами.

- На рукавах, на горловине, по низу.

- Красный, черный.

Беседа.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового  

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений)

Усвоение определенного объема знаний.

Д/и «Найди пару»

На столе разложены карточки (салфетки) изображением вниз. 

- Назовите из каких элементов мордовского узора состоит ваша салфетка. (Спросить 2-3 ребёнка)

Воспитатель от имени Алдуни: Дети, какие вы молодцы! Вы справились с такой трудной игрой!

- Давным-давно все одевались в мордовский костюм, а сейчас в наше время люди одевают национальный костюм только по праздникам. Вот и Алдуня так одета не спроста – оказывается у нее сегодня День рождения. Давайте, мы ей сделаем подарок – украсим салфетку мордовским орнаментом.

Дети берут одну карточку и встают в круг. Рассматривают свою карточку и ищут похожую карточку у другого ребенка. Встают с ним в пару.

Отвечают на вопросы.

Дидактическая игра.

Расширение словарного запаса.

Динамическая пауза

Динамическая пауза не проводится, так как у детей на протяжении всего занятия происходит смена деятельности (сидя, стоя)

Практическая работа (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность)

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

- Салфетку мы будем украшать техникой примакивания с помощью кисти.

Воспитатель показывает технику примакивания: кисть, смоченная в краске, прикладывается всем ворсом к бумаге, получается отпечаток.

- Прежде чем начать рисовать, нам нужно размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Друзья»

В нашей группе все друзья (кулачками стучат по столу)

Этот пальчик – это я (по очереди разгибают пальцы, начиная с мизинца)

Этот – Маша,

Этот – Саша,

Этот – Юра,

Этот – Даша.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель напоминает о правильной осанке, как нужно держать кисть, наносить на неё краску. По мере необходимости педагог помогает детям.

Дети садятся за столы.

Внимательно слушают.

Выполняют практическую работу.

Взаимодействуют с педагогом и другими детьми.

Показ.

Объяснение.

Выполнение практической работы.

Овладение определенным объектом практических навыков и умение при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Рефлексивно  - корригирующий

Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии задачами

Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок.

По необходимости воспитатель помогает детям.

После окончания рисования все работы вывешиваются на доске или кладутся на один стол для рассматривания.

- Посмотрите, какие красивые получились наши цветы! Молодцы!

Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок.

Фронтальная, индивидуальная работа.

Сформированность элементарных навыков самоконтроля.

Заключительный этап.

Рефлексия

Подведение итогов ООД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки.

- Какие все молодцы! У вас получились красивые, яркие салфетки. А какая салфетка больше всего вам понравилась? Почему?

- Алдуня тебе нравятся салфетки, которые нарисовали тебе в подарок дети?

Воспитатель от имени Алдуни: Конечно! Мне очень понравился ваш подарок! Вы большие молодцы! Я вам принесла угощение! (Конфеты в корзинке). Мне пора уходить. Ко мне спешат гости. До свидания! Вастомазанок!

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла.

Беседа, обсуждение.

Сюрпризный момент.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки.

Этап,

 его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Результат

Dводно - организационный

Психологический настрой

Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка.

Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т.д.  

Приветствие, участие в игре и пр.

Психогимнастики, психологические этюды, игровые моменты и др.

Психологическая готовность

Мотивация на деятельность. Постановка проблемы.

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности либо создание проблемной ситуации, требующей разрешения

Осознают и принимают поставленную задачу

Создание проблемной ситуации. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный или соревновательный момент, прием «яркое пятно» и т. д.

Внутренняя мотивация на деятельность

Основной этап.

Открытие детьми новых знаний.

Актуализация

Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы

Беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение, и т.д.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового  

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений)

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т.д.  

Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций. Организация и проведение экспериментов и т.д. организация взаимодействия в достижении результата

Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют упражнения по образцу, если это необходимо, и т.д.

Приемы активизации самостоятельного приема детей. Фантазирование. Моделирование. Решение проблемной ситуации. Экспериментирование. Импровизация. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюдение. Обсуждение. Разучивание. Дидактические игры. Чтение художественных произведений. Драматизация. демонстрация фильма. Заочная экскурсия. Игра и пр.        

Осознания, освоение понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т.д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность.  

Физминутка/

динамическая пауза

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Проведение физкультминутки, подвижной игры  

Участвуют в игре, выполняют физические упражнения, исполняют танец и пр.

Игровые приемы

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Практическая работа (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность)

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата  

Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т.д.)

Моделирование. Упражнение конструктивного, творческого характера. Выполнение практических творческих работ и др. Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности  

Овладение определенным объектом практических навыков и умение при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми  

Рефлексивно  - корригирующий

Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии задачами

Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок

Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок

Фронтальная, индивидуальная работа

Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (один из планируемых итоговых результатов освоения ООПДО)  

Заключительный этап.

Рефлексия

Подведение итогов ООД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки

Подведение итогов ООД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качество выполнений работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д.

Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально – коллективная

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта совместной организованной образовательной деятельности с детьми (ФГОС) "Свойства муки и соли"

Данный материал будет полезен воспитателям, которые удепяют внимание познавательно исследовательской деятельности....

Технологическая карта (конструкт) интегрированной образовательной деятельности по Художественно – эстетическому развитию «Осенние листья » для средней группы

Цель:  представление детей о  разнообразии деревьев и их изменениях  с наступлением осениЗадачи:Расширять представления детей об изменениях в природеПродолжать учить детей слушать расск...