Мастер-класс для педагогов: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"
консультация по развитию речи

Проскурнева Екатерина Васильевна

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий мастер-класса

Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Педагог - мастер: Проскурнева Екатерина Васильевна, учитель-логопед

Продолжительность мастер-класса: 20 минут

Цель мастер-класса:

Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи:

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация;

Раздаточный материал: мнемотаблицы; тексты заданий

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

- внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Ход мастер-класса

- Вводная часть

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.  У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще  К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному.

Воробьёва Вал. Конст. Называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Тат. Александр. – предметно- схематическими  моделями, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.

Основная часть

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемоквадраты можно использовать, например, для словарной работы. Я использую мнемоквадраты для того, чтобы выложить артикуляцию звука.

Мнемодорожка –состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не только называть слова, но и расположить их в определенной последовательности составить предложение или алгоритм действий.

Я использую мнемодорожки для заучивания чистоговорок.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются: 

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок; 

- при заучивании стихов.

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Я использую мнемотаблицы: «Артикуляционная поза звука»

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Моделирование:

Педагоги делятся на 3 команды. Каждая команда получает листок с заданием (см. приложение)

  1. Зашифровать пословицы в мнемодорожку

Остальные команды отгадывают.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Под лежачий камень вода не бежит

Яблоко от яблони не далеко падает

  1. Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу

Шел  я,  шел, мешок  нашел,

А  в  мешке  том  шишки,

Вам  привет  от  мишки!

  1. : Нарисовать мнемокарточки к игре «Подбери слово»

- есть слово простое, короткое – … (лист)

- есть слово обозначающее много - … (листья)

- есть слово маленькое, ласковое - … (листочек)

- есть слово красивое, слово-признак - (лиственный)

- есть слово длинное, состоящее из 2-х - … (листопад)

- есть слово – название дерева - … (лиственница)

Демонстрация выполненного материала

Заключительная часть

Итак, мнемотехника :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью рефлексии

Рефлексия Прием "Чемодан, Корзина, Мясорубка":
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.
Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.
Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».
Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить». Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.


  1. Зашифровать пословицы в мнемодорожку

Остальные команды отгадывают.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Под лежачий камень вода не течет.

Яблоко от яблони не далеко падает.


  1. : Нарисовать мнемокарточки к игре «Подбери слово»

- есть слово простое, короткое – … (лист)

- есть слово обозначающее много - … (листья)

- есть слово маленькое, ласковое - … (листочек)

- есть слово красивое, слово-признак - (лиственный)

- есть слово длинное, состоящее из 2-х - … (листопад)

- есть слово – название дерева - … (лиственница)

лист

листья

листочек

лиственный

листопад

лиственница


Составьте мнемотаблицу к стихотворению:

Шел  я,  шел, мешок  нашел,

А  в  мешке  том  шишки,

Вам  привет  от  мишки!

Шел  ,

я

шел,

мешок  нашел,

А  в  мешке  том

шишки,

Вам

привет

от  мишки.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заучивание чистоговорок, потешек

Слайд 3

Составление описательных рассказов

Слайд 5

Результаты - у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; - словарный запас выходит на более высокий уровень; - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 6

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим

Слайд 7

Список используемых источников 1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001. 2. Белоусова Л. Весёлые встречи. - СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2003. 3. Венгер Л. Угадай, как нас зовут. – М.: «Просвещение»,1994. 4. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: «Просвещение»,1985. 5. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР// «Воспитание и обучение».-2004.-№6. 6. Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. -СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2009. 7. Ткаченко Т. «Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание».-1990.-№10.

Слайд 8

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников ...

Консультация для педагогов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».Сегодня я попытаюсь...

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников».

Предлагаю вашему вниманию консультацию для педогогов ДОУ о возможностях использования приемов мнемотехники в развитии речи детей....

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников".

Данный мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ, в котором представлен опыт работы по развитию связной речи дошкольников приемами мнемотехники....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников.

Цель:- ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информаци...

мастер-класс для педагогов по теме "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи , памяти и мышления дошкольников...

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников».

Консультация для педагогов«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»....