Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников".
методическая разработка

Бабкова Татьяна Михайловна

Данный мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ, в котором представлен опыт работы по развитию связной речи дошкольников приемами мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Медвежонок»

Мастер-класс для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в  развитии  связной речи дошкольников»

Тамбов, 2020 г.

Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, линейки, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для составления описательного рассказа, задания для пяти команд, проектор, презентация, готовый сборник мнемотаблиц, используемых в работе, для каждого участника мастер-класса памятки «Мнемотехника»

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты: Получение педагогами представления о мнемотехнике;

Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Ход мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс

запоминания информации.

Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы!

Что такое мнемотехника

Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К. Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:

Воробьёва Валентина  Константиновна. Называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Тат. Александр. – предметно- схематическими моделями, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:

Развивать связную речь.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.

Обучать детей правильному звукопроизношению.

Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ из 2 - 4 предложений.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:

• Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д

• Заучивания стихов, потешек;

• При отгадывании и загадывании загадок;

• При пересказе текстов;

• При составлении описательных рассказов

• Проговаривание чистоговорок

• Проговаривание скороговорок.

А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

Этапы работы над стихотворением:

- Сначала я выразительно читаю стихотворение.

-Сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

-Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.

-Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.

-Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

-Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

-Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

На начальном этапе я предлагала готовые план – схемы.

Мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей на одном листе, поделив его на несколько частей (как таблица)

Мнемотаблицы рисовали: сам педагог (готовая форма); дети совместно со мной; самостоятельно дети.

Практическая часть мастер-класса

Заучивание стихотворения «Апрель» (С. Я. Маршак)

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

А сейчас уважаемые воспитатели я предлагаю вам составить мнемотаблицу. Для этого перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т. д. Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно.

Педагоги делятся на 5 команд. Каждая команда получает листок с заданием.

1. Зашифровать пословицы в мнемодорожку

Волка ноги кормят.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Под лежачий камень вода не бежит

Яблоко от яблони не далеко падает

2. Зашифровать стихотворение «Помощники весны» Г. Ладонщикова

   в мнемотаблицу

Лёня с Петей,
Взяв лопаты,
Помогать пришли весне.
Разбивают лед ребята
И разбрасывают снег.

Посмотрел на них с укором
Снеговик из-под ведра:
— Этак мне придется скоро
Убираться со двора!

3. Зашифровать в мнемотаблицу сказку «Три медведя»

4. Зашифровать в мнемотаблицу загадки:

-Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками. (Еж)

-Кругла, а не мяч,

Желта, а не солнце

С хвостом, а не мышь. (Репка)

-Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

тот слезы проливает. (Лук)

-Сидит девица в темнице, коса на улице. (Морковь)

В огороде - желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена.

(Тыква)

-У полянки на дорожке красные горошки,

Кто мимо поройдет-

В рот себе кладет. (Земляника)

-Без окон, без дверей,

Полна горница людей. (Огурец)

5. Составить мнемотаблицу к описательному рассказу «Весна»

Заключительная часть

Итак, мнемотехника:

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы: память, внимание, образное мышление;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал;

- помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников ...

Мастер класс на РМО с.Богучаны "Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников"

Ещё. К, Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким - ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету». Ни...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.Мне...

Мастер-класс для педагогов: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...

Мастер- класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР».

Мастер- класс для педагогов«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР».Ссылка на презентацию к мастер-классу: https://cloud.mail.ru/public/4uJh/Y2em8zpbm...

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Масте-класс для педагогов,можно использовать в работе с родителями.https://disk.yandex.ru/d/Bgs6FtiqRYyksw ссылка на презентацию по мастер-классу....

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Главный инструмент нашего разума — это память. Память —это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования....