Опыт работы по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Неверова Светлана Павловна
В современных условиях модернизации системы дошкольного образования, работа по развитию речи детей дошкольного возраста занимает одно из центральных мест в деятельности работы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»

Развивать речь ребенка, не включая ее в

какую-либо деятельность, невозможно!

  • современных условиях модернизации системы дошкольного образования, работа по развитию речи детей дошкольного возраста занимает одно из центральных мест в деятельности работы ДОУ.

Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, О.С. Ушакова и др.), это обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: значительное ухудшение здоровья воспитанников; существенное сужение объёма «живого» общения родителей

  • детей; снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

Изучив теоретические вопросы и практические разработки, мы пришли к выводу, что одним из эффективных средств развития речи ребёнка

дошкольного возраста является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;

Исходя из выше изложенного, были определены цель и задачи работы.

Цель: способствовать активизации речи детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.

Задачи:

  • развивать способность детей обмениваться эмоциями в различных видах деятельности;

  • поддерживать стремление и желание детей высказывать собственное мнение, активно вступать в деловое общение со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности;

  • развивать детское словотворчество, фантазию, воображение;

  • развивать коммуникативные навыки и толерантность при объединении детей в творческие группы, совершенствовать стиль партнерских отношений;
  • воспитывать инициативность, самостоятельность, творческое

отношение к делу.

Одним из необходимых условий развития речи в дошкольном возрасте является соблюдение принципа коммуникативно-деятельностного подхода.

Принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Настоящий принцип является главным и определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности.

  • связи с этим очевидно, что речевое развитие необходимо осуществлять

  • различныхвидахдеятельности:коммуникативной,трудовой,

познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, игровой.

Развитие речи и коммуникативная деятельность

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

  • этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения: «Кто к нам в гости пришел?», «Ласковое имя», «Мяч по кругу», «Угадай меня», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу» и т.д.

Трудовая деятельность

Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.

  • ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью взрослых развиваются навыки диалогической речи, и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью, закрепляются формы вежливого обращения, умение работать в паре.

Познавательно-исследовательская

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

Введение каждый раз нового объекта для изучения, способствует расширению словаря детей. Обогащения словаря дошкольника ведется по таким направлениям как живая и неживая природа, человек, рукотворный мир. Дидактические игры «Живая - неживая природа»; «Что к чему», «Строение птиц», «Строение тела человека» и др., способствуют закреплению пройденного материала. В ходе детского экспериментирования, дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь).

Самостоятельные игры в мини-лаборатории позволяют развивать коммуникативные способности детей. Благодаря данному виду деятельности, речь детей становится более содержательной, более выразительной, правильно построенной. Широкое применение опытно-экспериментальной

деятельности в работе помогает подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.

Продуктивная (художественная) деятельность

Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если мы «случайно» забыли положить кому-то из детей лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Мы даем детям предмет в руки и предлагаем действовать с ним, при этом называем действия и признаки. В этом случае новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются

Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам продуктивной деятельности, что в свою очередь развивает эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению.

Музыкальная деятельность

Музыкальная деятельность позволяет решать различные задачи. Они важны, например, для развития эмоциональной сферы ребенка. На музыкальных часто легче, чем на других занятиях, проходит установление контакта ребенка с педагогом.

При помощи совместного пения и музыкальных игр стимулируют и активную речь ребенка. При этом непроизвольная включенность в процесс пения всех его участников позволяет снизить контроль за речью, не позволяющий начать говорить многим детям, которые понимают, что у них это не получается. Так, именно в процессе музыкальной деятельности дети начинают петь или проговаривать простые слова любимой песни. Также во время пения ведется работа по развитию речевого и певческого дыхания, развитию голоса, интонации.

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.

Таким образом у детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона , выразительность.

Игровая

  • дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В сюжетно-ролевых играх ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Ребёнок учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

  • подвижных играх у детей развивали умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; умение учитывать в процессе игры настроение, эмоциональное состояние сверстников.

  • театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

  • процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию. Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия

геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является решение умственных задач. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности, обеспечивает положительную динамику формирования речевых знаний, умений и навыков; навыков речевого контроля; а также их индивидуально-психологических качеств: способность ребёнка понять инструкцию педагога; умение планировать деятельность; повышение уровня зрительного и слухового восприятия; развитие мелкой моторики и графических умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Детское сердце чутко к призыву творить красоту... важно только, чтобы за призывами следовал труд”....

презентация Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности...

Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2016-2017 учебный год

Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2016-2017 учебный год...

Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2017-2018 учебный год

Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2017-2018 учебный год...

ПРОГРАММА «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие -...

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом обще...