Выступление «Технология разработки и реализация творческих проектов речевой направленности в подготовительной к школе группе»
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мальцева Фируза Николаевна

Выступление «Технология разработки и реализация творческих проектов речевой направленности в подготовительной к школе группе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maltseva_vystuplenie_rechevye_proekty15.03.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 8 детский сад «Елочка» Уренского Муниципального района Нижегородской области

Выступление

«Технология разработки и реализация творческих проектов

речевой направленности в подготовительной к школе группе»

Воспитатель: Мальцева Ф. Н.

2018 год

     Сегодня в центре внимания – ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно – образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.  Правильно подобранные методы позволяют достичь положительной динамики в развитии ребенка.

Чтобы определить линии развитии детей воспитателями проводится педагогическая диагностика.

В этом году  по результатам анализа наблюдений в группе можно отметить следующие особенности  развития речи у детей:

- связные высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- уровень информативности высказывания очень низкий;

- большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

       Наша задача состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Одним из таких методов обучения является  метод работы над проектами.

Используя метод проектов в работе с воспитанниками по разным направлениям деятельности, мы убедились, что он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей. Поэтому решили попробовать использовать проекты речевой направленности.

   Цель и задачи проектов имеют направленность на комплексное решение основных задач, указанных в проекте ФГОС: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

   Для речевого развития дошкольников возможно использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности: творческо-игровые, информационно-практические, исследовательские, продуктивно-творческие. По количеству воспитанников проектная деятельность осуществляется как группового, так и  коллективного характера.

В течение года в своей работе использовали проектную деятельность с детьми, работа по которым способствовала формированию развития речи детей.

Во время летнего периода велась работа по проекту «Удивительный мир растений». Цель: изучение  природы родного края.  Много времени отводилось и на развитие речи детей, расширение словарного запаса слов:  во время  работы над проектом велась работа с  альбомами  по лексическим темам: «Овощи. Огород», «Фрукты. Сад»,  «Грибы. Ягоды»; составляли  рассказы по серии картинок о том, как выращивают хлеб, отгадывали загадки про овощи, грибы. При оформлении гербария «Лекарственные растения» дети рассказывали о пользе лекарственных растений, что тоже способствовало развитию речи детей, расширялся словарный запас детей за счет введения новых названий лекарственных растений, а так же введение слов для их описания, пользы. Четыре воспитанника совместно с родителями оформили красочные альбомы про растения родного края, затем в группе презентовали свои альбомы, материалы ребятам: показ альбомов сопровождался интересными рассказами детей.

 В течение летнего периода также работали над исследовательским проектом «Песочные фантазии». Можно отметить, что и здесь большое внимание уделялось развитию речи, умению вести диалоги. Исследуя свойства песка, рисуя цветным песком, изобретая песочные часы – все виды деятельности сопровождались рассказами детей о свойствах песка, о своих экспериментальных действиях( описательными, сюжетными, из опыта и др.) , дети учились словесно формулировать гипотезы, что было для них очень трудно.

В осенний период работали над проектами:

  • «Дары осени»: по результатам работы была оформлена выставка,  создан альбом совместного семейного творчества детей и родителей на тему  «Осеннее творчество», используя который, ребята составляли интересные рассказы о своих работах и рассказывали их друг другу;
  • «Поздравляю маму с Днем Матери», по результатам был создан видеоролик «Поздравляю маму». Здесь дети учились выражать свои мысли, составляли поздравление для своей мамы, все это тоже способствует формированию речи, расширению словарного запаса.

В декабре был реализован коллективный творческий проект  «Мастерская Деда Мороза», результатом которого стал конкурс новогодних украшений, выполненных совместно с родителями. Был оформлен альбом «Новогодние украшения». Дети не только изготовили новогодние украшения, но и рассказали в группе о своих игрушках (некоторые дети составили описательные рассказы, используя при этом яркие и красочные прилагательные; часть детей составляли рассказы из личного опыта о том, как делали игрушку, кто помогал, какие материалы использовали. Многие ребята рассказали и дома родителям, как мы ходили украшать елку в районе ПМК).

В марте работали над созданием альбома  «Моя мама на работе».  (этот вид деятельности тоже можно отнести к проектной работе). Используя альбом, ребята узнавали у мам  о их  профессиях, месте работы ,составляли интересные рассказы на заданную тему, тем самым расширяя словарный запас , развивая грамматический строй речи и связную речь.

В  течение года также работали над творческими проектами, направленных на совершенствование и развитие речи детей:  «По страницам книг»,  «Мой папа самый лучший», «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь», " Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников ".   (Фотоотчеты представлены в презентации).

  • Творческий проект «По страницам книг»: изготовление с придуманными историями, рассказами, сказками собственных книг, размещение их  в книжном уголке,  презентация книг родным,  сверстникам, малышам. Все это  позволило поднять интерес к книгам и сыграло позитивную положительную  роль  на развитие речи дошкольников.
  • «Мой папа самый лучший»: создание творческого поздравления папам. С помощью видеопоздравления ребенок больше внимания обращает на свою речь, на связность, видит  свои ошибки и исправляет  их. Такой вид деятельности стимулирует ребенка  обращать внимание на красоту своей речи, умение правильно высказывать свои мысли, строить предложения.
  • «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». Регулярное разучивание новых и повторение знакомых скороговорок способствует совершенствованию речевого аппарата детей, развитию звуковой культуры речи,  что будет способствовать успешному школьному обучению. Создание альбома «Чтобы четко говорить, надо все изобразить»  (скороговорки в рисунках) помогает детям лучше запомнить скороговорки и чаще произносить их в игровой деятельности. Дети с удовольствием разучивали скороговорки и произносили их друг другу, дома родителям.
  • "Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников".  Театрализованная игра имеет большое значение для речевого развития ребенка: совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи, речь становится более выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка,  совершенствуется звуковая сторона речи, развивается диалогическая речь. Ребята в свободное время играют в театрализованные игры, самостоятельно изготовляют настольные театры, принимают участие в показе сказок: «Три поросенка», «Курочка Ряба». Сейчас идет подготовка к показу сказки «Теремок», где участниками будут не только дети, но и родители.

Сейчас работаем с  проектом по исследовательско-экспериментальной деятельности  «Путешествие капельки», где большое внимание уделяется и развитию речи: ребята по иллюстрациям рассказывают о значении воды, об ее использовании, во время проведения опытов сами делают выводы, строят предложения..

Изучая материалы коллег в сети Интернет, нашла еще много интересных творческих проектов, которые можно использовать в своей работе.

Например, проект для старшей группы «История игрушки» предполагает совместно с родителями организацию выставки «Старинные и современные игрушки». Для парных проектов возможно объединение двоих детей или ребенка и родителя. В мини-проекте «Пожилые люди в жизни страны и семьи», посвященном Дню пожилых людей, ребенок вместе с мамой изучает семейные архивы и готовит альбом «Старшее поколение нашей семьи», в котором представляет не только фотографии, но и свои рисунки, рассказы, поздравительные открытки и подарки для бабушек и дедушек.

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики. Например: «Если с другом вышел в путь…», «Добрые слова в день рождения», «Тайна третьей планеты», «Как открыть книжный гипермаркет», «Жалобная книга природы», «Как измерить тепло» и др.

Использование в работе проектной деятельности помогает детям свободно общаться между собой, вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них полными, сложными предложениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы, по составлению композиции рисунка, при реализации творческого проекта «Морские обитатели» (подготовительная к школе группа)

В творческом объединении «Волшебная кисточка» на занятиях кружка я создаю условия для формирования у детей представлений об основах композиции. Композиция в изобразительном иску...

Планирование непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (реализация приоритетного направления) в подготовительной к школе группе «Ладушки» «Театрализованная деятельность»

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связан...

Перспективный тематический план работы по внедрению и реализации игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в подготовительной к школе группе на 2020-2021 учебный год.

Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная. Основные принципы, заложенные в основу игр Воскобовича - интерес - познани...

Методическая разработка. Спортивно-развлекательный досуг "Сказочная эстафета" в подготовительной к школе группе коррекционной направленности.

Цель: Создание условий для взаимодействия детей в подготовительной к школе группе коррекционной направленности и детей средней общеобразовательной группы.Задачи: 1. Способствовать развитию коммуникати...

Методическая разработка в области развития речи с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР «В гостях у сказок»

Цель: Развитие речи и познавательных процессов у детей подготовительной группы, посредством художественной литературы. Закрепление знаний о сказках.Задачи:Коррекционно-образовательные:- совершенствова...